Использование невербальных средств детьми с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:49, реферат

Описание

К элементам невербальных средств общения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация.
Мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Роль зрения в формировании коммуникативных навыков,
в частности невербальных формах общения………………………4
Неречевые средства общения и их роль в процессе коммуникативной деятельности человека…………………………………………………5
Особенности внешнего проявления эмоций
и состояние проблемы формирования неречевых средств общения слабовидящих детей…………………………………………………….6
Заключение……………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат Смирнова.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Роль зрения в  формировании коммуникативных навыков,

в частности невербальных формах общения………………………4

Неречевые средства общения и их роль в процессе коммуникативной  деятельности человека…………………………………………………5

Особенности внешнего проявления эмоций

и состояние проблемы формирования неречевых средств  общения слабовидящих детей…………………………………………………….6

Заключение……………………………………………………………….8

Список литературы……………………………………………………..10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, этапы, которого характеризуются конкретной социальной системой отношений ребенка  с другими людьми, в которую  он попадает с момента рождения.

    Под влиянием общения происходит качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом. Лурия А.Р. указывал, что "функция, возникающая в общении и сначала разделенная между двумя людьми, перестраивает всю деятельность ребенка и постепенно превращается в сложно опосредованную функциональную систему, характеризующую строение его психических процессов"(1959, с.568).

    К элементам невербальных средств  общения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация.

    Мимика, жесты как элементы невербального  поведения личности являются одной  из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе.

    Невербальная  речь присуща всем людям, и слабовидящие дети – не исключение.

    Все выразительные движения (кроме, вокальной  мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Причем степень ослабленности  зависит от времени возникновения  и тяжести расстройства зрительного  анализатора.

    Слепые  с остаточным зрением и слабовидящие с помощью своего дефектного зрения получают некоторую информацию о выразительных движениях, но обедненную по сравнению со зрячими.

    Развитие  неречевых средств общения у  ребенка с нормальным зрением  происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с глубокими нарушениями зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию.

    Овладение неречевыми средствами общения слепым и слабовидящим необходимо, так же как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими людьми в различных бытовых ситуациях, в трудовых коллективах. 

    Роль  зрения в формировании коммуникативных  навыков,

    в частности невербальных формах общения  

    Зрение  играет огромную роль в жизни и деятельности человека. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека.

    Ребенок относится к взрослому как  носителю образцов предметных действий.

    В самом начале раннего детства  действия ребенка с предметами формируются в совместной деятельности с ухаживающими за ребенком взрослыми. Ребенок хочет действовать как взрослый, он весь во власти этого желания. Всем формам коммуникации дети учатся через непосредственное общение со взрослыми в процессе подражания им. Уже в раннем возрасте ребенок наблюдает за взрослым и копирует его действия, подражает им, тем самым, обучаясь этим действиям. Позже, когда ребенку исполняется 2,5-3 года, ребенок начинает играть со сверстниками. В общении происходит обмен знаниями в жестовой речи, дети копируют действия друг друга. Еще чуть позже появляется ролевая игра, дети изображают взрослых и в жестах и в речи. Приблизительно к шести годам ребёнок овладевает языком лица (мимикой). Овладение жестами продолжается и в подростковом возрасте. Чем старше ребенок, тем более сложным элементам невербального общения он обучается и тем более обширен, становится его запас невербальных средств общения. 

Неречевые средства общения  и их роль в процессе коммуникативной  деятельности человека        

  Причиной многих жизненных проблем является неумение человека правильно организовывать свое общение с людьми. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения социально-психологической готовности к совместной деятельности, к взаимодействию друг с другом.

      Большинство форм неречевого общения являются приобретенными, человек учится им на протяжении жизни, наследуя от природы лишь первичное  выражение эмоций. Всем формам коммуникации дети учатся через непосредственное общение со взрослыми в процессе подражания им.

      Отсутствие  мимики, жестов, поз у одного из собеседников (партнеров) или их неадекватное использование  отрицательно влияют на другого, а значит и на результат общения.

      Чтобы лучше понимать людей и быть для  них более понятным самому, необходимо каждому человеку владеть неречевыми средствами общения – умением передавать (кодировать) бессловесную информацию и умением воспринимать («читать») её.

      Особенности внешнего проявления эмоций

      и состояние проблемы формирования неречевых  средств общения слабовидящих детей  

      Отсутствие  зрительного анализатора ведёт  к потере основного канала поступления  информации, которая характеризует  партнёра по общению и затрудняет обратную связь с ним (одно из важнейших  условий акта общения).

      Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести расстройства зрительного анализатора.

      ·       подхалимы 

      ·       навязчивые движения

      ·       а на улице как интеллектуально неполноценных.

      ·       Слепые  «наступают».

      Слепой  и слабовидящий может с интересом  слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такой позе можно  часто увидеть  на их любимых уроках в школах и интернатах для детей с нарушениями зрения. Такая поза, как правило, воспринимается нормальновидящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить к взаимонепониманию слабовидящих со зрячими.

      ·       «Взгляд в сторону».

      Естественно, отсутствие, слабое или неадекватное проявление выразительных движений не может ни в коей мере служить показателем интенсивности эмоциональной жизни слабовидящих и слепых.

      Отсутствие  навыков невербального общения так или иначе отрицательно сказывается на слабовидящих и слепых на всю жизнь.

Овладение неречевыми средствами общения слабовидящим необходимо, так же как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими людьми в различных бытовых ситуациях, в трудовых коллективах. Нормальновидящие, как правило, владеют неречевыми средствами общения, однако, для них выпускается специальная литература, позволяющая глубже постичь язык телодвижений.

У слабовидящих учащихся ограниченность и неполнота  зрительного восприятия оказывают  отрицательное влияние на узнавание, накопление и использование невербальных средств, что подтверждается более низким уровнем их сформированности, особенно мимических. Однако имеющаяся потенциальная возможность у детей со зрительным дефектом позволяет овладевать ими и использовать их в своей коммуникативной деятельности. Для этого необходимо специальное организованное обучение.

Удетей с нарушением зрения существуют   специфические особенности, которые проявляются в следующем:

1.    Дети с глубокими нарушениями зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию.

2.    Уровень знания и использования выразительных движений значительно ниже, чем у нормально видящих детей.

3.    Зависимость проявляется от возраста, в котором у ребенка ухудшилось зрение, и от социальной среды, в которой он находится.

4.    Слабовидящие дети нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения. Эта работа должна начинаться как можно раньше и проводиться систематически. Кроме того, один педагог, занимающийся с детьми невербальными средствами общения, не в состоянии контролировать выполнение тех или иных жестовых действий учащихся вне коррекционных занятий. Главное, чтобы навыки, полученные на коррекционных занятиях, закреплялись до автоматизма во время уроков и во внеурочной деятельности, что необходимо для самостоятельной жизни выпускника после окончания школы. В данной ситуации роль всего педагогического коллектива приобретает неоценимое значение. 

    Заключение 

     Общение может осуществляться с помощью  вербальных и невербальных (неречевых) средств. Невербальная коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют и мимика, и пантомимика, и интонация речи (вокальная мимика). Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Человек, формируясь как личность в конкретной социально среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Чтобы лучше понимать людей и быть для них более понятным самому, необходимо каждому человеку владеть неречевыми средствами общения – умением передавать бессловесную информацию и умением воспринимать («читать») ее. 
 

Список  литературы 

1) Леонтьев  Л.А. Психология общения. - М.,1998.

2) Эльконин  Б. Д. Психология развития: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 144 с. 

3) Речь и  общение при нарушениях зрения //Специальная психология/ Под ред.  Лубовского. – М., 2003 - с. 338-344

4) Григорьева Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 1996. - № 4. – С. 84-88.

5) Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. - № 5. – С. 76-87.

6) Зальцман Л. М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения // Дефектология. – 2002. - № 4. – С. 62-71. 
 

Информация о работе Использование невербальных средств детьми с нарушением зрения