Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:49, реферат
К элементам невербальных средств общения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация.
Мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе.
Введение…………………………………………………………………..3
Роль зрения в формировании коммуникативных навыков,
в частности невербальных формах общения………………………4
Неречевые средства общения и их роль в процессе коммуникативной деятельности человека…………………………………………………5
Особенности внешнего проявления эмоций
и состояние проблемы формирования неречевых средств общения слабовидящих детей…………………………………………………….6
Заключение……………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Роль зрения в формировании коммуникативных навыков,
в частности невербальных формах общения………………………4
Неречевые средства общения и их роль в процессе коммуникативной деятельности человека…………………………………………………5
Особенности внешнего проявления эмоций
и состояние проблемы формирования неречевых средств общения слабовидящих детей…………………………………………………….6
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, этапы, которого характеризуются конкретной социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он попадает с момента рождения.
Под влиянием общения происходит качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом. Лурия А.Р. указывал, что "функция, возникающая в общении и сначала разделенная между двумя людьми, перестраивает всю деятельность ребенка и постепенно превращается в сложно опосредованную функциональную систему, характеризующую строение его психических процессов"(1959, с.568).
К элементам невербальных средств общения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация.
Мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе.
Невербальная речь присуща всем людям, и слабовидящие дети – не исключение.
Все выразительные движения (кроме, вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести расстройства зрительного анализатора.
Слепые с остаточным зрением и слабовидящие с помощью своего дефектного зрения получают некоторую информацию о выразительных движениях, но обедненную по сравнению со зрячими.
Развитие неречевых средств общения у ребенка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с глубокими нарушениями зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию.
Овладение
неречевыми средствами общения слепым
и слабовидящим необходимо, так же как
и зрячим, для более полноценного общения
с окружающими людьми в различных бытовых
ситуациях, в трудовых коллективах.
Роль зрения в формировании коммуникативных навыков,
в
частности невербальных
формах общения
Зрение играет огромную роль в жизни и деятельности человека. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека.
Ребенок относится к взрослому как носителю образцов предметных действий.
В
самом начале раннего детства
действия ребенка с предметами формируются
в совместной деятельности с ухаживающими
за ребенком взрослыми. Ребенок хочет
действовать как взрослый, он весь во власти
этого желания. Всем формам коммуникации
дети учатся через непосредственное общение
со взрослыми в процессе подражания им.
Уже в раннем возрасте ребенок наблюдает
за взрослым и копирует его действия, подражает
им, тем самым, обучаясь этим действиям.
Позже, когда ребенку исполняется 2,5-3 года,
ребенок начинает играть со сверстниками.
В общении происходит обмен знаниями в
жестовой речи, дети копируют действия
друг друга. Еще чуть позже появляется
ролевая игра, дети изображают взрослых
и в жестах и в речи. Приблизительно к шести
годам ребёнок овладевает языком лица
(мимикой). Овладение жестами продолжается
и в подростковом возрасте. Чем старше
ребенок, тем более сложным элементам
невербального общения он обучается и
тем более обширен, становится его запас
невербальных средств общения.
Неречевые
средства общения
и их роль в процессе
коммуникативной
деятельности человека
Причиной многих жизненных проблем является неумение человека правильно организовывать свое общение с людьми. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения социально-психологической готовности к совместной деятельности, к взаимодействию друг с другом.
Большинство форм неречевого общения являются приобретенными, человек учится им на протяжении жизни, наследуя от природы лишь первичное выражение эмоций. Всем формам коммуникации дети учатся через непосредственное общение со взрослыми в процессе подражания им.
Отсутствие мимики, жестов, поз у одного из собеседников (партнеров) или их неадекватное использование отрицательно влияют на другого, а значит и на результат общения.
Чтобы лучше понимать людей и быть для них более понятным самому, необходимо каждому человеку владеть неречевыми средствами общения – умением передавать (кодировать) бессловесную информацию и умением воспринимать («читать») её.
Особенности внешнего проявления эмоций
и
состояние проблемы
формирования неречевых
средств общения
слабовидящих детей
Отсутствие зрительного анализатора ведёт к потере основного канала поступления информации, которая характеризует партнёра по общению и затрудняет обратную связь с ним (одно из важнейших условий акта общения).
Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести расстройства зрительного анализатора.
· подхалимы
· навязчивые движения
· а на улице как интеллектуально неполноценных.
· Слепые «наступают».
Слепой и слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такой позе можно часто увидеть на их любимых уроках в школах и интернатах для детей с нарушениями зрения. Такая поза, как правило, воспринимается нормальновидящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить к взаимонепониманию слабовидящих со зрячими.
· «Взгляд в сторону».
Естественно, отсутствие, слабое или неадекватное проявление выразительных движений не может ни в коей мере служить показателем интенсивности эмоциональной жизни слабовидящих и слепых.
Отсутствие навыков невербального общения так или иначе отрицательно сказывается на слабовидящих и слепых на всю жизнь.
Овладение неречевыми средствами общения слабовидящим необходимо, так же как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими людьми в различных бытовых ситуациях, в трудовых коллективах. Нормальновидящие, как правило, владеют неречевыми средствами общения, однако, для них выпускается специальная литература, позволяющая глубже постичь язык телодвижений.
У слабовидящих учащихся ограниченность и неполнота зрительного восприятия оказывают отрицательное влияние на узнавание, накопление и использование невербальных средств, что подтверждается более низким уровнем их сформированности, особенно мимических. Однако имеющаяся потенциальная возможность у детей со зрительным дефектом позволяет овладевать ими и использовать их в своей коммуникативной деятельности. Для этого необходимо специальное организованное обучение.
Удетей с нарушением зрения существуют специфические особенности, которые проявляются в следующем:
1. Дети с глубокими нарушениями зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию.
2. Уровень знания и использования выразительных движений значительно ниже, чем у нормально видящих детей.
3. Зависимость проявляется от возраста, в котором у ребенка ухудшилось зрение, и от социальной среды, в которой он находится.
4. Слабовидящие
дети нуждаются в специальной коррекции
и специальном формировании неречевых
средств общения. Эта работа должна начинаться
как можно раньше и проводиться систематически.
Кроме того, один педагог, занимающийся
с детьми невербальными средствами общения,
не в состоянии контролировать выполнение
тех или иных жестовых действий учащихся
вне коррекционных занятий. Главное, чтобы
навыки, полученные на коррекционных занятиях,
закреплялись до автоматизма во время
уроков и во внеурочной деятельности,
что необходимо для самостоятельной жизни
выпускника после окончания школы. В данной
ситуации роль всего педагогического
коллектива приобретает неоценимое значение.
Заключение
Общение
может осуществляться с помощью
вербальных и невербальных (неречевых)
средств. Невербальная коммуникация представляет
собой сложный процесс взаимодействия
людей, в котором участвуют и мимика, и
пантомимика, и интонация речи (вокальная
мимика). Большинство жестов невербального
поведения являются приобретенными, и
значение многих движений и жестов культурно
обусловлено. Человек, формируясь как
личность в конкретной социально среде,
усваивает характерные для этой среды
способы жестикуляции, правила их применения
и прочтения. Чтобы лучше понимать людей
и быть для них более понятным самому,
необходимо каждому человеку владеть
неречевыми средствами общения – умением
передавать бессловесную информацию и
умением воспринимать («читать») ее.
Список
литературы
1) Леонтьев Л.А. Психология общения. - М.,1998.
2) Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 144 с.
3) Речь и общение при нарушениях зрения //Специальная психология/ Под ред. Лубовского. – М., 2003 - с. 338-344
4) Григорьева Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 1996. - № 4. – С. 84-88.
5) Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. - № 5. – С. 76-87.
6) Зальцман Л. М. Формирование
коммуникативной компетентности незрячих
детей средствами невербального общения
// Дефектология. – 2002. - № 4. – С. 62-71.
Информация о работе Использование невербальных средств детьми с нарушением зрения