Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:03, курсовая работа
Одним из важнейших познавательных психических процессов является мышление, которое порождает новое знание на основе творческого отражения и преобразования действительности.
Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности — совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов развития мышления.
Однако вплоть до конца XIX в. многие ученые были убеждены в том, что интеллектуальные способности людей даны им с рождения и в течение жизни
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретическое исследование мышления детей дошкольного возраста
1.1 Мышление: понятие, характеристика, виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Особенности мышления ребенка дошкольного возраста
и проблема его развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2 Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста
2.1 Цели, задачи и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2 Обработка и анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.3 Методика развития мышления дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение А Картинка к методике «Нелепицы» . . . . . . . . . .
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретическое исследование мышления детей дошкольного возраста
1.1 Мышление: понятие, характеристика, виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Особенности мышления ребенка дошкольного возраста
и проблема его развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2 Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста
2.1 Цели, задачи и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2 Обработка и анализ
2.3 Методика развития мышления дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение А Картинка к методике «Нелепицы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение Б Картинки к методике «Что здесь лишнее?» . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Приложение В Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры» . . .42
Приложение Г Материалы для развития мышления дошкольников . . . . . . . . . .43
Введение
Одним из важнейших познавательных психических процессов является мышление, которое порождает новое знание на основе творческого отражения и преобразования действительности.
Мышление человека может
развиваться, а его интеллектуальные
способности —
Однако вплоть до конца XIX в. многие ученые были убеждены в том, что интеллектуальные способности людей даны им с рождения и в течение жизни не развиваются. Такой точки зрения придерживался, например, Ф. Гальтон. В XX столетии ситуация изменилась, и абсолютное большинство ученых пришло к выводу о том, что интеллект человека, даже если и имеются его генетические основы, все же может развиваться в процессе жизни человека. В пользу этого вывода свидетельствуют многочисленные факты.
В XX в. изучением интеллекта и процесса его развития занимались многие психологи. Ж. Пиаже одним из первых предложил теорию развития интеллекта ребенка, которая оказала существенное влияние на современное понимание мышления и его развития у человека.
В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др.
С позиций психологической теории деятельности мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней (составляющей поведение) и внутренней (составляющей мышление) деятельности существуют аналогии. Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития, среди которых теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова.
В целом, развитие мышления представляет важный этап развития познавательной сферы ребенка и особая роль в этом процессе отводится периоду дошкольного детства.
Актуальность этих проблем определила выбор темы исследования: «Мышление детей старшего дошкольного возраста».
Цель работы: изучить особенности мышления дошкольников.
Объект исследования: познавательная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности мышления детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: в старшем дошкольном возрасте наиболее развитым является наглядно-действенное мышление.
Задачи:
1) рассмотреть и дать общую характеристику мышления дошкольника;
2) провести исследование
особенностей развития
3) предложить методики
развития мышления
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретическое исследование мышления детей дошкольного
возраста
1.1 Мышление: понятие, характеристика, виды
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы [16, с.79].
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения.
Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса [23].
Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков, представленных на рисунке 1.1.
МЫШЛЕНИЕ |
|||||||||||||||||||
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ |
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ |
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ | |||||||||||||||||
ОБОБЩЕННОЕ ОТРАЖЕННОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ПОЗНАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ
СВЯЗЬ С РЕЧЬЮ |
ПОНЯТИЕ
СУЖДЕНИЕ
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ |
АНАЛИЗ
СИНТЕЗ
СРАВНЕНИЕ
АБСТРАГИРОВАНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
КОНКРЕТИЗАЦИЯ | |||||||||||||||||
Рисунок 1.1 - Общая характеристика мышления как психического процесса
Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
Вторым признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
Следует отметить, что опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих человека вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает возможность не только углубить имеющуюся информацию, но и расширить ее. Таким образом, в процессе мышления можно познать то, что вообще недоступно восприятию и представлению.
Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. По мнению А. Г. Маклакова, мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью «определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации» [9, с. 300 – 301].
Рассматривая проблему мышления, А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Человек в мыслительной деятельности широко пользуется ассоциациями, поскольку они оказывают существенную помощь в решении мыслительных задач [22].
При ассоциативном течении интеллектуальных процессов человек не ставит перед собой никакой цели, поскольку не решает никакой задачи. В этом случае один процесс сменяется другим только потому, что связан с ним ассоциативно. В зависимости от того, какие ассоциации осуществляются, мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Ассоциативное течение интеллектуальных процессов очень часто наблюдается в тех случаях, когда человек утомлен и хочет отдохнуть.
Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение, прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Человек всегда думает словами, т. е. он не может мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата [8].
Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. Выражение мысли словами представляет собой достаточно сложный процесс, включающий несколько этапов. Первый, формирование мотива — движущей силы процесса. На втором этапе возникает мысль и общая схема того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании. Этот этап подготовки высказывания мысли, как считал Л. С. Выготский, имеет особое значение. На нем происходит перешифровка (перекодирование) замысла в развернутую речь и создание порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого высказывания [3, с. 154 – 156].
Под генеративной схемой речевого высказывания подразумевается механизм, называемый в психологии внутренней речью. Именно внутренняя речь обеспечивает переходный этап между замыслом (или «мыслью») и развернутой внешней речью через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание. Внутренняя речь порождает (генерирует) развернутое речевое высказывание, включающее исходный замысел в систему грамматических кодов языка. С этой точки зрения внутренняя речь выступает как подготовительная стадия, предшествующая высказыванию мысли. Она направлена не на слушающего, а на самого себя, на перевод в речевой план той схемы, которая была до этого лишь общим содержанием замысла [23].
Генерирующая роль внутренней речи, приводящей к оживлению ранее усвоенных грамматических структур развернутой речи, обеспечивает последний этап появления развернутого внешнеречевого выражения мысли. Таким образом, мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы.
Несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена — не одно и то же. Мыслить — это не значит говорить вслух или про себя.
Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды, представленные на рисунке 1.2 [4].
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ |
|||||||||||||||||||
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ | |||||||||||||||||||
ПО ФОРМЕ |
|||||||||||||||||||
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ | |||||||||||||||||||
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ | |||||||||||||||||||
ПО ХАРАКТЕРУ |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ | ||||||||||||||||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ | |||||||||||||||||||
ДИСКУРСИВНОЕ | |||||||||||||||||||
ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ |
|||||||||||||||||||
ИНТУИТИВНОЕ | |||||||||||||||||||
РЕПРОДУКТИВНОЕ | |||||||||||||||||||
ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ |
|||||||||||||||||||
ПРОДУКТИВНОЕ | |||||||||||||||||||
Информация о работе Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста