Исследовательская внеурочная деятельность как средство мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:31, творческая работа

Описание

Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Исследовательской деятельностью могут заниматься не только успешные ученики, но и те, которые испытывают трудности при изучении предмета (дети осознают личную заинтересованность в приобретаемых знаниях)

Работа состоит из  1 файл

Структура педагогического исследования.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

Структура педагогического  исследования ( проект)

 

Тема исследования: Исследовательская внеурочная деятельность обучающихся,  как средство повышения учебной мотивации при изучении физики

Актуальность

  • Есть ли такая потребность у общества
  • Выясняется, существует ли потребность в данном исследовании
  • Рассматривается состояние практики, решается ли массовой практикой данный вопрос
  • Разработанность вопроса в теории

Современная школа живет и развивается  в динамично изменяющемся мире, который  предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в  исследовательскую работу. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Исследовательской деятельностью могут заниматься не только успешные ученики, но и те, которые испытывают трудности при изучении предмета   (дети осознают  личную заинтересованность в приобретаемых знаниях)

Проблема

Задача, препятствие

Вопрос, решение которого представляет интерес

Разрыв в системе, это неизвестная  часть противоречия, которая может  быть раскрыта по средством исследования.

Проблема может быть сформулирована в виде проблемного вопроса, в котором фиксируется предмет исследования

Является ли исследовательская  деятельность на уроках физики средством  повышения учебной мотивации?

Выработка концептуальной идеи

Вклад автора в решение проблемы

Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов, и следовательно ведет у повышению учебной мотивации.

Объект

Часть теории и практики, в пределах которой идет реализация цели. Как  правило, это педагогический процесс

Процессы:

Управленческий, образовательный, развития, психолого – педагогического сопровождения и т.д.

Процесс управления внеурочной исследовательской  деятельностью учащихся.

Предмет

Часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в  рамках объекта, познание которой обеспечит  совершенствование объекта в  целом

  • Прогнозирование
  • Диагностика
  • Мониторинг
  • Механизмы
  • Тенденции развития

Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики

Теоретическая основа

Рассмотрение вопроса в науке, научные школы, направления

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

  1. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.
  2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Данный вид деятельности часто  называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных  исследований. Главной целью в  науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся.

Вовлеченность ученика в исследовательскую  деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим  результатом обеспечивает переживание  осмысленности, значимости происходящего, является основой для его  дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика.

В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

Исследовательской деятельностью  могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Проектно – исследовательскую  деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

Немаловажное значения для проведения исследовательской работы по предмету и пробуждение интереса достигается  при использовании в образовательно-воспитательном процессе современных информационных технологий. Вся учебно-воспитательная работа в кабинете физики, включая требования к нему, основывается на следующих принципах

  • новизна;
  • принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения;
  • вариативность;
  • преемственность;
  • учет внутрипредметных и межпредметных связей;
  • результативность.

Развивая информационную компетентность, необходимо подготовить ученика  к восприятию, пониманию, обработке, переработке различной научной  информации.

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Важно отметить значимость научно –  исследовательской деятельности в  личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.

В настоящее время современная  школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию  обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Цель исследования

Мысленное предвидение его результата. Цель деятельности можно ставить  лишь на конкретном объекте, предмете

  • Разработка новых методик, технологий, содержания
  • Определение путей, средств, условий совершенствования процессов
  • Определение форм и методов
  • Разработка новых теоретических и практических положений
  • Разработка модели педагогического явления
  • Теоретическое обоснование явления и др.

Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности  учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к  жизнедеятельности и самоопределению  в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Гипотеза

  • Открытие какого-либо явления, которое пока невозможно объяснить
  • Всестороннее изучение его
  • Формулирование гипотезы как предложении о причинах и связях и пр.
  • Определение следствий, логически вытекающих их предполагающей причины
  • Проверка того, насколько следствия соответствуют фактам действительности

Повышение качества обученности и  мотивации школьников в результате исследовательской деятельности возможно при соблюдении следующих условий:

  • исследовательская деятельность учащихся должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;
  • учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;
  • исследовательская деятельность должна строиться исключительно на добровольной основе;
  • занятость исследовательской деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения рабочего времени школьника.

 

 

 

II. Структура исследовательской работы

 

 

Задачи

Содержание работы (основные тезисы)

Методы и методики

Результаты

Риски

Задача 1: Изучить  и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе.

1.1 - Изучение понятий исследовательская деятельность, уровни и виды исследовательской деятельности; учебная мотивация, уровни мотивации, способы повышения школьной мотивации.

- Знакомство с имеющимся опытом работы в данном направлении

- Анализ и сравнение различных  подходов в изучению данной  проблемы.

Анализ

Сравнение разных видов источников

Обобщение

Конкретизация

Систематизация

Результат 1: Создание теоретической основы исследования.

 

Задача 2: Установить исходный уровень  учебной мотивации обучающихся к предмету.

1.2. – Проведения теста оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой (оценка общего уровня мотивации)                                   - Анкета «Выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности».

- Анкета «Отношение учащихся  к физике»

- Систематизация полученных результатов.

Анкетирование

Тестирование

Систематизация 

Результат 2: Определен уровень учебной мотивации и отношение обучающихся к предмету и уровень склонности к исследовательской деятельности.

 

Задача 3: Разработать систему исследовательской деятельности по физике во внеурочное время.

2.1   - Выработка этапов деятельности учащихся при выполнении исследовательского проекта.

 - Определение времени на выполнение проекта.

- Выработка методических рекомендаций  к выполнению проекта и требований  к оформлению работ.

Обобщение

Конкретизация

Результат 3: Создание системы действий по выполнению исследовательской работы по физике.

 

Задача 4: Привлечь обучающихся, в том числе тех, которые испытывают трудности в изучении предмета, к исследовательской деятельности.

2.2.  - Организация и проведение просветительской работы среди учащихся и родителей о целях и задачах проектно – исследовательской деятельности учащихся    - Познакомить учащихся с методами и приемами и основными этапами исследовательской работы.                                          - Обеспечить учащимся основные условия для творческой деятельности

 

Результат 4:Участие обучающихся в проектно-исследовательской деятельности, предоставление результатов своей работы.

 

Задача 5: Проследить динамику развития учебной мотивации и разработать рекомендации

 по эффективному ведению  исследовательской деятельности.

2.3. – Диагностика уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

- Разработка рекомендаций по  ведению исследовательской деятельности.

Тестирование

Конкретизация

Обобщение

Результат 5: Выпуск методических рекомендаций по выполнению исследовательской работы

 
 

Заключение: За достаточно короткий срок достигнуты неплохие результаты; отработана система работы с детьми, а исследовательские работы учащихся соответствуют всем предъявляемым требованиям. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Они научились правильно составлять исследовательские работы по физике; достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости. Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика

     
 

Приложения

  1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
  2. Анкета «Выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности».
  3. Анкета «Как ты относишься к физике?»
  4. Методические рекомендации по выполнению исследовательской работы.
     


Информация о работе Исследовательская внеурочная деятельность как средство мотивации