Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:31, творческая работа
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Исследовательской деятельностью могут заниматься не только успешные ученики, но и те, которые испытывают трудности при изучении предмета (дети осознают личную заинтересованность в приобретаемых знаниях)
Структура педагогического исследования ( проект)
Тема исследования: Исследовательская внеурочная деятельность обучающихся, как средство повышения учебной мотивации при изучении физики | ||
Актуальность |
|
Современная школа живет и развивается
в динамично изменяющемся мире, который
предъявляет к ней все возраста Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Исследовательской деятельностью могут заниматься не только успешные ученики, но и те, которые испытывают трудности при изучении предмета (дети осознают личную заинтересованность в приобретаемых знаниях) |
Проблема |
Задача, препятствие Вопрос, решение которого представляет интерес Разрыв в системе, это неизвестная часть противоречия, которая может быть раскрыта по средством исследования. Проблема может быть сформулирована в виде проблемного вопроса, в котором фиксируется предмет исследования |
Является ли исследовательская деятельность на уроках физики средством повышения учебной мотивации? |
Выработка концептуальной идеи |
Вклад автора в решение проблемы |
Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов, и следовательно ведет у повышению учебной мотивации. |
Объект |
Часть теории и практики, в пределах которой идет реализация цели. Как правило, это педагогический процесс Процессы: Управленческий, образовательный, развития, психолого – педагогического сопровождения и т.д. |
Процесс управления внеурочной исследовательской деятельностью учащихся. |
Предмет |
Часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта, познание которой обеспечит совершенствование объекта в целом
|
Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики |
Теоретическая основа |
Рассмотрение вопроса в науке, научные школы, направления |
Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:
Данный вид деятельности часто называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся. Вовлеченность ученика в исследовательскую
деятельность, способствует развитию
удовлетворенности собой и В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей: Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время. Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском. Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам. Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм. Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п. Немаловажное значения для проведения
исследовательской работы по предмету
и пробуждение интереса достигается
при использовании в
Развивая информационную компетентность, необходимо подготовить ученика к восприятию, пониманию, обработке, переработке различной научной информации. В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия. В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. |
Цель исследования |
Мысленное предвидение его результата. Цель деятельности можно ставить лишь на конкретном объекте, предмете
|
Развить познавательные интересы, интеллектуальные,
творческие и коммуникативные способности
учащихся, определяющих формирование
компетентной личности, способной к
жизнедеятельности и |
Гипотеза |
|
Повышение качества обученности и мотивации школьников в результате исследовательской деятельности возможно при соблюдении следующих условий:
|
II. Структура исследовательской работы
Задачи |
Содержание работы (основные тезисы) |
Методы и методики |
Результаты |
Риски |
Задача 1: Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе. |
1.1 - Изучение понятий исследовательская деятельность, уровни и виды исследовательской деятельности; учебная мотивация, уровни мотивации, способы повышения школьной мотивации. - Знакомство с имеющимся опытом работы в данном направлении - Анализ и сравнение различных подходов в изучению данной проблемы. |
Анализ Сравнение разных видов источников Обобщение Конкретизация Систематизация |
Результат 1: Создание теоретической основы исследования. |
|
Задача 2: Установить исходный уровень учебной мотивации обучающихся к предмету. |
1.2. – Проведения теста
оценки уровня школьной мотивации Н.Г.
Лускановой (оценка общего уровня мотивации) - Анкета «Отношение учащихся к физике» - Систематизация полученных резу |
Анкетирование Тестирование Систематизация |
Результат 2: Определен уровень учебной мотивации и отношение обучающихся к предмету и уровень склонности к исследовательской деятельности. |
|
Задача 3: Разработать систему исследовательской деятельности по физике во внеурочное время. |
2.1 - Выработка этапов деятельности учащихся при выполнении исследовательского проекта. - Определение времени на выполнение проекта. - Выработка методических |
Обобщение Конкретизация |
Результат 3: Создание системы действий по выполнению исследовательской работы по физике. |
|
Задача 4: Привлечь обучающихся, в том числе тех, которые испытывают трудности в изучении предмета, к исследовательской деятельности. |
2.2. - Организация и проведение просветительской работы среди учащихся и родителей о целях и задачах проектно – исследовательской деятельности учащихся - Познакомить учащихся с методами и приемами и основными этапами исследовательской работы. - Обеспечить учащимся основные условия для творческой деятельности |
Результат 4:Участие обучающихся в проектно-исследовательской деятельности, предоставление результатов своей работы. |
||
Задача 5: Проследить динамику развития учебной мотивации и разработать рекомендации по эффективному ведению
исследовательской |
2.3. – Диагностика уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой. - Разработка рекомендаций по
ведению исследовательской |
Тестирование Конкретизация Обобщение |
Результат 5: Выпуск методических рекомендаций по выполнению исследовательской работы |
|
Заключение: За достаточно короткий срок достигнуты неплохие результаты; отработана система работы с детьми, а исследовательские работы учащихся соответствуют всем предъявляемым требованиям. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Они научились правильно составлять исследовательские работы по физике; достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости. Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика |
||||
Приложения
|
Информация о работе Исследовательская внеурочная деятельность как средство мотивации