Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:08, доклад
Исследование афазии является одной из старейших классических проблем неврологии и психологии, насчитывающей не менее двух столетий, и отраженное в публикациях насчитывает сотни статей, монографий, учебников.
Непреходящий интерес к этой проблеме не случаен, так как изучение этого сложнейшего явления открывает путь к пониманию многих фундаментальных методологических и теоретических вопросов психологии и нейропсихологии, неврологии и дефектологии, лингвистики и психолингвистики и др.
История изучения проблемы афазии
Исследование афазии является одной из старейших классических проблем неврологии и психологии, насчитывающей не менее двух столетий, и отраженное в публикациях насчитывает сотни статей, монографий, учебников.
Непреходящий интерес
к этой проблеме не случаен, так как
изучение этого сложнейшего явления
открывает путь к пониманию многих
фундаментальных
Изучение афазии связано с именами известных во всем мире ученых, имена которых не сходят со страниц учебников и монографий неврологов и психиатров, анатомов и физиологов XIX столетия, позднее - психологов и нейропсихологов, дефектологов и логопедов XX столетия. Так, известны работы врачей Галля, Даксов (отца и сына), физиолога Флуренса и др. Особое место занимают работы известных неврологов конца XIX столетия П.Брока, К.Вернике, Дж. Джексона, К. Клайста, Л. Лихтгейма, П.Мари, А.Пика, и др. В начале и середине XX столетия стали широко известны и работы русских неврологов В.М. Аствацатурова, В.М. Бехтерова, В.В. Болотова, А. Кожевникова, и др. Затем к этой проблеме обратились и известные психологи Э.С. Бейн, Л.С. Выготский, В.М. Коган, М.С. Лебединский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, клиницисты Ф.В. Бассин , М.Б. Кроль, В.К. Орфинская , Л. Столярова, Н.Н. Трауготт, и др.
Проблемами афазии занимались известные врачи – сначала это были хирурги, анатомы, позже – психиатры и неврологи, и в XX веке афазия стала предметом исследования не только неврологов, психиатров и физиологов, но и психологов, дефектологов, логопедов, нейропсихологов.
Уже перечень научных дисциплин, в центре внимания которых была и находится и в настоящее время афазия, говорит о неоднородности и сложности этого образования, получившего в свое время после длительных дискуссий название «афазия» вместо «афемия»
(Брока) и «алалия» (Франк) или «анартрия», термин, который до сих пор существует во Франции вместо «афазия».
В учении о локализации
психических процессов в
Ф.И. Галль локализовал речь в лобных долях коры мозга. Он автор концепции об узкой локализации психических способностей, согласно которой каждая психическая функция жестко связана с работой группы мозговых клеток.
Вторая крайняя точка зрения принадлежит французскому физиологу Флурансу (1824). Он на основании своих опытов сделал заключение о невозможности раздельности функций коры мозга по его участкам. Это учение продержалось более 90 лет. Возражали только клиницисты, которые на много лет опередили физиологов в признании разной роли определенных участков мозга в психических функциях. Так, Буйо уже в 1825 году, основываясь на изучении мозга людей, потерявших речь, писал, что мозговая регуляция движений, необходимых для речи, осуществляется лобными долями. Затем, в 1836 году, врач
М. Дакс в результате клинико–анатомических сопоставлений симптомов нарушения речи первым обнаружил, что полушария головного мозга не эквипотенциальны хотя бы в отношении речи. Но его открытие было забыто, и только через 30 лет П. Брока высказал эту идею. Уже значительно позже эту доктрину о принадлежности речи к левому полушарию принял один из самых значительных неврологов конца XIX века Дж.Х. Джексон.
Этот (второй) этап развития
учения об афазии, и, прежде всего, проблема
локализации психических
Самым существенным для этого этапа были два открытия – выделение двух форм афазии, одна из которых была полно описана П. Брока и выделение сенсорной афазии К. Вернике. Последний дал первое подробное описание нарушений речи, возникающих при поражении задней трети верхней височной извилины коры левого полушария, которое вызывает нарушение понимания речи (1874 г.).
С 1910 года начинается третий этап изучения афазии. Он начинается работами английского невролога Дж.Х. Джексона. Ему принадлежит блестящая идея о том, что зона поражения мозга не совпадает с зоной локализации психической функции. Он первым указал также и на то, что речь не может локализоваться в какой–либо ограниченной области мозга и выступил против существования вообще каких – либо «центров» в коре головного мозга. Некоторые физиологи и неврологи и в наше время все еще продолжают говорить и писать о «центрах» в мозге.
После Джексона наиболее глубоко исследовал афазию известный ученый Г. Хэд. Он не рассматривал афазию как строго локализованное нарушение речи, а соотносил афазию лишь с поражением левого полушария. Г. Хэд первым подошел к афазии с лингвистических позиций и рассматривал ее как языковое нарушение.
В этот период уже формируются научные школы, изучающие афазию.
Для всех исследователей того времени характерен взгляд на локализацию речи и афазии преимущественно в левом полушарии. Другая же группа придерживалась антилокализационистского взгляда.
Из отечественных исследований в этот период уже появляются первые работы Л.С. Выготского, В.М. Когана, М.С. Лебединского, А.Р. Лурии, и др. Их развернутая работа по проблемам афазии относится уже к четвертому этапу развития учения об афазии – после 40-х годов XX столетия.
Алалия. История изучения.
Термин «алалия» (от греч. а -- отрицание, lalio -- говорю, речь) -- в переводе отсутствие речи, безречье -- встречается в литературе, посвященной нарушениям речи, с давних пор. Кроме термина «алалия», используются и многие другие термины: «врожденная афазия», «онтогенетическая афазия», «афазия развития», «дисфазия», «задержка речевого развития», «конституциональная задержка речи», «нарушенное усвоение языка», «слухонемота»
Одним из первых вводит И. Франк, который рассматривает алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования и противопоставляет ее магилалии как нарушению произношения вследствие затруднений в артикуляции. И алалию, и магилалию (на русский язык это слово было переведено как косноязычие) И. Франк рассматривал как степени дислалии, под которой он подразумевал нарушение произношения, обусловленное артикуляционными (артикуляторными) трудностями.
В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но, как и И. Франк, рассматривает ер в связи с артикуляционными расстройствами. К алалии А. Куссмауль относил случаи нарушения, для которых характерна полная невозможность произносить членораздельный звук. В работах фониатра Р. Коэна (1888) термин «алалия» применяется для характеристики немоты, не обусловленной артикуляционными нарушениями. Он называет это нарушение слухонемотой (немота при сохранном слухе в отличие от глухонемоты, т. е. немоты при отсутствии слуха) или идиопатической алалией (безречие неясного происхождения).
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Л. В. Мелехова, Г. В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева и другие исследователи.
В работах разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических, психолингвистических и др. Описаны различные формы алалии, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи.
В связи с тем что в основание различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так А. Либманн (1925) выделил следующие формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.
Р. Е. Левина (1951) предлагает
психологическую классификацию
нарушения, выделяя группы детей
с неполноценным слуховым (фонематическим)
В. К. Орфинская (1963) разработала
лингвистическую классификацию, выделяя
по ведущему типу нарушения языковых систем
10 форм алалии с первичным или вторичным
нарушением языковых систем: 4 формы моторной,
4 формы сенсорной недостаточности и 2
формы, связанные с двигательно-зрительными
М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сен сорной афазией.
По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные (
Е. Ф. Соботович (1985), анализируя нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности, выделяет алалии: спреимущественными нарушениями усвоения парадигматической или синтагматической систем языка. При моторной алалии, но мнению Е. Ф. Соботович, отмечается нарушение овладения знаковой формой языка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи).
Дислексия. История изучения.
Термин введён работавшим
в Штутгарте офтальмологом Рудо
В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.
В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.
В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.
В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития. В последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.
История изучения вопроса
нарушений чтения и письма у детей.
В конце XIX в., патологию письма и чтения
рассматривали как одно из проявлений
умственной отсталости (Т. Хеллер, И. Вольф). Впоследствии
немецкий ученый А. Куссмауль в 1877 г. отказался
от такой трактовки и определил нарушения
письменной речи как самостоятельную
аномалию, не связанную со снижением интеллекта.
На рубеже XIX и XX вв. появляется новая теория,
объясняющая дефекты письма неполноценностью
зрительного восприятия. Сторонники этого
подхода (В. Морган, П. Раншбург, X. Баштиан
и др.) обозначили данный дефект термином
«врожденная словесная слепота». Эта теория
получила широкое распространение как
в науке, так и в практике. Согласно такому
подходу методика преодоления недостатков
письменной речи сводилась главным образом
к упражнениям в запоминании начертаний
букв путем списывания, вырезывания, выпиливания,
закрашивания, заштриховывания, подчеркивания,
лепки из пластилина и т. д. Подобная методика,
направленная на механическую тренировку
зрительного восприятия, оказалась неэффективной,
и нарушения письма и чтения долгое время
оставались непреодолимым дефектом.
Затем, в начале XX в., была сделана попытка
объяснить дефекты письменной речи нарушениями
и других анализаторов. В соответствии
с этим дисграфию подразделяли на оптическую,
акустическую, моторную, идеомоторную
(К. Н. Монахов). Однако уже в то время появились
исследователи, которые возражали против
такого толкования дисграфии, например
английский ученый С. Ортон. Он указывал,
что при неспособности к письму трудности
наблюдаются иногда только в отношении
отдельных букв, но главной помехой приобретения
навыков правильного письма он считал
невозможность комбинировать буквы в
известной последовательности, составлять
из букв слова.
Впоследствии, в 30-х гг. XX в., появился более
прогрессивный взгляд на недостатки письма,
связывающий их с дефектами произношения.
Эта теория принадлежит нашим советским
ученым Ф. A. Pay, М. Е. Хватцеву, Н. Н. Трауготт,
А. Я. Яунберзинь и др. По этой теории дисграфия
определяется как «косноязычие» в письме,
в результате которого возникают специфические
затруднения при овладении письмом. Предполагалось,
что при исправлении дефектов звукопроизношения
исчезают и нарушения письма. Однако практика
показала, что коррекция произношения
в большинстве случаев не обеспечивает
устранения нарушений письма и чтения.
Кроме того, часто нарушения письма отмечались
и у детей, которые правильно произносили
все звуки.
В исследованиях Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной
было выдвинуто предположение, что в преобладающем
большинстве нарушения письменной речи
являются проявлением недоразвития фонематического
восприятия — пониженной способности
детей с нормальным слухом улавливать
звуковые отношения, составляющие систему
фонем родного языка.
Так была выдвинута и научно обоснована
причина дисграфии и дислексии — фонематическое
недоразвитие.
Эта точка зрения на нарушения письма
и чтения в дальнейшем не только получила
полное подтверждение, но и развивалась
в последующих работах Р. Е. Левиной, Н.
А. Никашиной, Л. Ф. Спи-ровой, А. К. Марковой,
Г. И. Жаренковой и др. В исследованиях
вышеуказанных специалистов нарушения
письма и чтения трактуются в соответствии
с системным подходом к патологии речи
как проявлению речевого недоразвития.
Прежняя тенденция — рассматривать нарушения
письменной речи как самостоятельную
аномалию, не связанную с развитием устной
речи, была признана ошибочной.
Экспериментально было доказано также
и то, что у детей-дисграфиков и дислексиков
нет затруднений при усвоении зрительно-пространственного
расположения букв в слове, так как все
они правильно списывают предъявляемые
тексты.
Итак, в настоящее время установлено, что
нарушения письма и чтения у детей возникают
в результате отклонений в развитии устной
речи: несформированности в полной мере
фонематического восприятия или, что бывает
чаще, недоразвития всех ее компонентов
(фонетико-фонематического и лексико-грамматического).
Такое объяснение причин нарушений письменной
речи у детей прочно утвердилось в советской
логопедии. Оно принято также большинством
зарубежных исследователей (С. Борель-Мэзонни,
Р. Беккер и др.).