История развития начального и средне профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

В 2001 году система среднего профессионального образования России отмечала свой 300-летний юбилей. Русские ученые и педагоги постоянно вглядывались в прошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные вопросы: что делать и как делать? Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в разных типах профессиональных учебных заведений содержит много поучительного и для современности. Проблема исследования обусловлена тем, что без изучения истории среднего профессионального образования как явления педагогического не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессионального образования специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное обеспечение профессиональной подготовки.

Содержание

Введение
ГЛАВА I Развитие системы среднего профессионального образования в России
1.1 История становления и развития российской системы профессионального образования с 1900 по 2001 г.
1.2 Среднее профессиональное образование на современном этапе
1.3 Направления и перспективы развития системы среднего профессионального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа .doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)


2

 

История развития начального и средне профессионального образования

 

 

Содержание

Введение

ГЛАВА I Развитие системы среднего профессионального образования в России

1.1 История становления и развития российской системы профессионального образования с 1900 по 2001 г.

1.2 Среднее профессиональное образование на современном этапе

1.3 Направления и перспективы развития системы среднего профессионального образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 2001 году система среднего профессионального образования России отмечала свой 300-летний юбилей. Русские ученые и педагоги постоянно вглядывались в прошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные вопросы: что делать и как делать? Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в разных типах профессиональных учебных заведений содержит много поучительного и для современности. Проблема исследования обусловлена тем, что без изучения истории среднего профессионального образования как явления педагогического не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессионального образования специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное обеспечение профессиональной подготовки. Система  среднего профессионального образования — социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению социально-экономических основ развития общества. В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, личностно-профессио­нальные, воспитательные, интегративные функции. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального образования. Ныне действующая система среднего профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития. Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего, среднего образования, не в должной степени отвечает его потребностям. Система подготовки работников на производстве оказалась практически разрушенной. Структурные изменения в системах начального и среднего профессионального образования, также как и структурные изменения в экономике, осуществлялись в нашей стране достаточно редко. Новые работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным потребностям. Система среднего профессионального обучения столкнулась с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики. Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника, хотя самым существенным образом и осложнили положение выпускников средней профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального образования. Социологические опросы показывают, что наряду с нежеланием многих выпускников работать по полученной специальности (прежде всего, в связи с низким уровнем оплаты труда на имеющихся вакантных рабочих местах), знания, полученные в учебных заведениях, они рассматривают как необходимые для своего трудоустройства и работы[1]. Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.  Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития в дальнейшем. Новая система среднего профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни. Система среднего профессионального образования, пройдя большой исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и культурно-технического уровня, всестороннего совершенствования российского образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе. Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе. На  современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни. Среднее профессиональное образование насчитывает 2678 государственных и муниципальных образовательных учреждений с контингентом обучаемых в количестве около 2300 тыс. человек. Негосударственный сектор включает в себя 150 колледжей, в которых обучается более 25 тыс. студентов[2]. Происходит изменение структуры подготовки. Если ранее действовала тенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в последние годы прием на технические специальности увеличился на 37%[3]. За последние три года в Классификатор специальностей среднего профессионального образования введено более 20 новых специальностей. Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов. Разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям. Сегодня формируется особый интегративный тип работника — субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения среднего профессионального  образования, в первую очередь для молодежи. В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность интересов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый характер их взаимоотношений. Целью курсовой работы является проведение исторического анализа развития системы среднего профессионального образования с   конца XIX века по сегодняшний день. Исходя из поставленной цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи исследования: - анализ истории развития системы среднего профессионального образования в России; - анализ современного состояния системы среднего профессионального образования; - выделить проблемы и перспективы развития системы среднего профессионального образования в России. Объектом исследования является история развития системы среднего профессионального образования Российской Федерации. Предметом исследования влияние развития среднего профессионального образования  на совершенствование научной подготовки выпускников средне-профессиональных учебных учреждений. Методы исследования: анализ литературы по проблеме развития системы среднего профессионального образования в России. Теоретико - методологической базой явились концептуальные разработки отечественных ученых в области педагогики, социологии и экономики, занимающихся проблемой  истории развития и совершенствования системы среднего профессионального образования в России. Среди большого количества работ на данную тему можно выделить несколько в большей степени связанные с исследуемой проблемой, и в частности, работы  Б.С. Гершунского, Н.В. Нечаева, Э.М. Паничевой, Г.М. Романцева, А.Я. Савельева, А.П. Чернышева и др. Эмпирической базой исследования явились результаты статистические данные, официальные документы учреждений среднего профессионального образования. Для сравнительного анализа использовались так же фактологические данные, приведенные в научной и публицистической литературе отечественных авторов. В заключении работы, на основании результатов анализа и оценки выделены предложения по осуществлению мер, направленных на совершенствование функционирования и развития системы среднего профессионального образования.

Целью данной курсовой работы является ознакомление с историей и развитием начального и среднего профессионального образования в России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Изучить историю развития ПО;

2.      Охарактеризовать современное ПО;

3.      Выявить перспективы развития ПО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I Развитие системы среднего профессионального образования в России

1.1 История становления и развития российской системы профессионального образования с 1900 по 2001 г.

Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных. Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств, типографией и цензурой.

Аппарат Министерства в первые годы его существования был невелик. Роль коллегии при министре, разрешавшей все вопросы административного, хозяйственного, учебного и научного характера, исполняло Главное управление училищ, состоявшее из назначенных императором чиновников и попечителей учебных округов. Исполнителем решений Главного управления являлся единственный департамент Министерства. В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая, средняя и высшая школа стали подчиняться административной власти округа. Попечитель учебного округа назначался императором. В середине 50-х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал – губернаторов. В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений. В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление профессиональным образованием было децентрализовано. После революции в России средние профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об установлении единой системы индустриально – технического образования”. Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые. Управление средним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования. В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были разработаны стабильные учебные планы. В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень. В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа научно-технической базы средних учебных заведений возрос контингент обучающихся, что связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных специалистах. Аналогичная тенденция характерна для высших учебных заведений. За годы советской власти в нашей стране сложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входили: профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты и университеты. В учебных заведениях каждого уровня профессионального образования, как правило, реализовывалась профессиональная образовательная программа соответствующего уровня и одного профиля подготовки. Так, строительное ПТУ могло выпускать только рабочих по строительной профессии; педагогическое училище - только учителей начальных классов и воспитателей детских садов и т.п. Положительной стороной данной системы профессионального образования можно считать фундаментальную практическую подготовку по выбранной профессии (специальности), включающую учебную и производственную практику в ПТУ; учебную, технологическую и преддипломную практику - в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Начиная с 1989 г. в стране организуется экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации в высших профессиональных училищах (ВПУ), которые отличает широта профиля подготовки, формирование знаний и умений по современным информационным технологиям, по коммерческим дисциплинам и т.п. Этот эксперимент привел к изменению классической структуры профессионального образования и возникновению различных типов образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др., которые расширили профиль и уровень подготовки профессиональных кадров, а также стали предлагать другие образовательные услуги, не свойственные им ранее. В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн. человек. В соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства возросла подготовка кадров по ряду специальностей, было открыто более 30 новых направлений подготовки. К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны более чем по 500 специальностям. К началу 90-х годов ХХ века диверсификация профессиональных образовательных учреждений привела к изменению их структуры. Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни и поэтому должна: · предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями; · учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов; способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы. Это послужило толчком в развитии профессионального образования и, как показало исследование, наиболее перспективным направлением его развития будет широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России и будет способствовать: · предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями; · учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов; · способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы. В стране стали складываться новые социально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных — появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений — гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы легли в основу развития содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы среднего  профессионального образования. В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессиональных учебных заведения, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена более чем по 280 специальностям. Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях составляет 2147 тысяч человек. 20 марта 2001 года в Москве состоится Съезд директоров средних профессиональных учебных заведений, который наметит пути дальнейшего совершенствования и развития среднего профессионального образования. Вышеперечисленное доказывает, что элементы педагогической системы среднего профессионального образования диверсифицировались, что дает основание говорить о диверсификации самой педагогической системы. Таким образом, на наш взгляд, система среднего профессионального образования включает две составляющие: профессиональное образование и дополнительное образование. Последнее реализуется при повышении квалификации и переподготовке высвобождаемых работников, незанятого населения и призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности. Основными исходными положениями такой интегративной системы непрерывного профессионального образования могут быть следующие: 1. Системный подход к организации профессионального обучения на основе перестройки содержания и оптимизации методов обучения, путем интеграции подсистем профессионального образования в органически целостную, оптимально действующую и динамично развивающуюся систему. Под органически целостной системой понимается организационная и упорядоченная система с развитыми внутренними и целенаправленно устанавливаемыми внешними связями, новыми интегральными качествами, которых не было во взаимосвязанных подсистемах. Под динамичным развитием такой системы понимается педагогически организованное целенаправленное движение системы от суммативного уровня, когда профессиональные образовательные учреждения представляют собой последовательные, слабо связанные ступени непрерывного образования, к органически целостному состоянию, характеризующемуся интеграционными взаимосвязями их главных компонентов и основных параметров образовательного процесса. 2. Целостность профессиональной подготовки путем постоянного укрепления взаимосвязей ее основных компонентов на основе принципа интеграции и его взаимодействия с другими принципами обучения: политехнизма, преемственности, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, проблемности. Органическая целостность системы профессиональной подготовки может быть достигнута в том случае, если все ее компоненты будут ориентированы на конечную цель - повышение качества подготовки квалифицированных специалистов. 3. Приоритет личности в выборе и построении своей образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, потребностями рынка труда, как на государственном уровне, так и на уровне региона или муниципалитета. 4. Приоритет специальности в организации образовательных структур системы путем единой целевой направленности на конечные результаты при планировании и управлении профессиональной подготовкой. Опыт и проведенные исследования показывают, что реализация этого положения возможна лишь в том случае, если в процессе проектирования и осуществления обучения цели и задачи поэтапного усложнения теоретических и практических основ обучения будут приближены к профилю будущего специалиста и заложены в программы этапов образовательного процесса профессиональных учебных заведений. 5. Перестройка компонентов интегрируемых подсистем (целей и задач, содержания, средств и методов обучения; деятельности педагогов, учащихся и студентов) на основе программно-целевого подхода с учетом будущей профессиональной деятельности выпускника. Центральной идеей системы интеграции средне профессиональной подготовки обучаемых в профессиональных образовательных учреждениях является категория целостного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении его профессиональной подготовки и производительности труда. 6. Ориентация на непрерывное целостное развитие обучаемых как активных субъектов образования и социального действия. Принципами построения системы среднего профессионального образования, которые вытекают из общих принципов государственной политики в области образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», могут быть: демократизм, гуманизм, дифференцированность, многообразие, гибкость, единство, вариативность, диверсификация и другие. Разработка интегративной системы профессионального обучения на основе сформулированных положений и принципов состоит из следующих этапов: путем теоретических исследований, изучения состояния науки, техники, производства, потребности личности формируется социальный заказ на квалифицированного специалиста; в соответствии с социальным заказом определяются требования к главным качествам и видам деятельности работников; совокупность конкретных деловых качеств, возможный круг замещаемых должностей, конкретные виды компетентной деятельности отражаются в требованиях к специалистам данного профиля (квалификационных характеристиках); производится отбор содержания обучения, обеспечивающего формирование конкретных качеств и видов деятельности в соответствии с квалификационными характеристиками; · отобранное содержание обучения распределяется по интегральным программам в соответствии со спецификой подготовки конкретного специалиста; материал, собранный в интегральных программах, распределяется в универсальном наборе учебных предметов для профессиональных учебных заведений; · определяются, какие дисциплины из универсального набора учебных предметов разного уровня образования включаются в учебные планы профессиональных образовательных учреждений, устанавливается уровень сложности их изучения в каждом звене системы образования; на основе программно-целевого подхода производится перестройка всех основных компонентов учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях при ориентации на конечные результаты подготовки специалистов. Анализ подготовки к профессиональной деятельности в разных вариантах показывает, что для выполнения профессиональных функций уровень образования в ряде случаев не является обязательным, т.к. техники по образованию часто используются как на должностях квалифицированных рабочих, так и на должностях инженеров. Однако обучение подразумевает не только приобретение функциональных знаний, но и общее развитие, расширение кругозора, т.е. получение определенного круга знаний и умений, выходящих за пределы знания конкретных профессиональных функций.

 

 

 

Развитие системы среднего профессионального образования в городе Пенза

Становление и развитие регионального образования основывается на формировании структуры и содержания базисных компонентов, к которым относится начальный уровень образования.

Начальная народная школа в Пензе была представлена в основном, земскими школами. Народные  училища Министерства не получили распространения и правительство заботу о народном просвещении переложило на земские органы самоуправления.

Постоянное финансирование земством народного образования позволило создать сеть земских школ. В Пензенской губернии в 1870 г. 16% всех земских расходов направлялось на развитие народного образования .Анализ архивных материалов свидетельствует. Что общие расходы на образование на всем протяжении исследуемого периода. С 1867 по 1880 г. они выросли более чем в десять раз, а к 1945 г. – в 42 раза и составляли свыше 325 тысяч рублей. За это же время общие расходы на образование  в губернии выросли в 25 раз.. основная часть земских расходов направляется на развитие сельских школ. С 1895 по 1095 г. на эти цели пензенским земством выделялось от 78 до 94% всех расходов на образование.

Увеличение расходов на образование привело к росту средней стоимости содержания училищ и средней стоимости обучения учеников в них. Стоимость содержания одного народного училища в 1865 г. равнялась 174 рубля при средней стоимости обучения одного ученика в 4,2 рубля, в 1890 г. -326 и 7,1 рублей соответственно, в 1910 г. – 889 рублей и 9,1 рубля. Настоящие сведения показывают, что с 1865 по1910 г. средняя величина расходов на содержание одного училища выросла в 5 раз, в то время как средняя стоимость обучения одного ученика в нем – в 2,2 раза

Таким образом, пензенское земство положило в основу своей политики в области народного образования развитие сети народных школ. Для этого оно проводило не только финансирование народных училищ, но и изучало их реальные потребности. Первая такая акция по изучению потребностей училищ проходила в 1871 – 1873 годах. В ее ходе впервые была представлена реальная картина состояния народных училищ. В последующие годы земские учреждения также проводило  периодические обследования учебных заведений. В 1913 г. губернская земская управа приступила к организации статистики народного образования, которая распространялась не только на земские , но и на все остальные школы. Эти обследования позволяли представить состояние школьного образования и служили исходными данными  для  принятия решений в этой сфере.

Широкое распространение в дореволюционной России получило учреждение земских стипендий для студентов высших учебных заведений  и учащихся гимназий с тем, чтобы стимулировать возврат стипендиатов в систему народного образования губернии. Земские стипендии присуждались за отличные успехи в учебе. Решение по кандидатурам стипендиатов принимались на конкурсной основе губернским земским собранием. В последующем количество земских  стипендий было увеличено. Особое значение в деле поставки народного образования имела организация сети народных библиотек. В библиотеках земские учреждения видели естественное дополнение к школе. Однако о выделении средств на создание библиотек вплоть до начала 90-х гг. в документах земских учреждений сведения отсутствуют. Родители, отдавая детей в школы, обязаны были обеспечить их учебной литературой. Из этих учебных пособий а также книг приобретенных на незначительные средства сельских обществ в 70 - 80-х гг. стали создаваться школьные библиотеки. В конце 80-х гг. к процессу создания библиотек  при сельских школах подключились земские учреждения.

 

1.2 Среднее профессиональное образование на современном этапе

В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях. Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с формирующимся рыночным окружением. Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков. Реализуется оно по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся. Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока действия в 2001 году начата разработка нового поколения стандарта. Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ. Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования. Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж. Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях. Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г. Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено более 20 новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1-2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Средние специальные учебные заведения находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.

 

Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек

(табл.1).

Таблица 1 Приём и численность студентов средних специальных учебных заведений, выпуск специалистов со средним ПО, тыс. человек

Год

Приём

Численность студентов

Выпуск специалистов

1991

732

2202

623

1992

652

2090

585

1993

644

1994

546

1994

630

1871

532

1995

665

1923

473

1996

662

1976

494

1997

685

2011

538

1998

707

2052

545

1999

766

2147

563

2000

844

2311

568

Информация о работе История развития начального и средне профессионального образования