Эмпирические методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:58, доклад

Описание

Метод (от греческого «methodos» – путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Методы исследования в педагогике – это приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности

Работа состоит из  1 файл

Эмпирические методы педагогических исследований.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

Метод (от греческого «methodos» – путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методы исследования в педагогике – это приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности[2,570].

В данную группу входят следующие  методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогического опыта, изучение школьной документации, изучение ученического творчества, педагогический эксперимент.

 

Наблюдение

Наблюдение  – как научный метод – это  целенаправленный и планомерный  процесс сбора информации, осуществляемый путем восприятия педагогических явлений и процессов.

Особенно часто  и плодотворно он используется при  изучении опыта работы школ и учителей. Сущность его заключается в накоплении путем непосредственного, длительного  и целенаправленного восприятия конкретных данных об условиях протекания исследуемого педагогического явления и объективном описании его протекания. Наблюдение ведется либо за педагогическим процессом в целом, либо за отдельными его компонентами, исходя из стоящей перед исследованием цели. Причем в зависимости от сложности изучаемого объекта работа может выполняться одним или несколькими наблюдателями, но при всех условиях без вмешательства исследователей в педагогический процесс; естественное протекание изучаемого явления не должно быть нарушено.

Этапы наблюдения:

- определение  задач и цели (для чего, с какой  целью ведется наблюдение);

- выбор объекта,  предмета и ситуации (что наблюдать);

- выбор способа  наблюдения, наименее влияющего  на исследуемый объект и наиболее  обеспечивающего сбор необходимой  информации (как наблюдать);

- выбор способов  регистрации наблюдаемого (как вести  записи);

- обработка  и интерпретация полученной информации (каков результат).

Существует  несколько видов наблюдений:

  • непосредственное и опосредованное (где действует сам исследователь или его ассистенты, либо факты фиксируются по нескольким косвенным показателям)
  • сплошные или дискретные (первыми охватываются процессы в целостном виде, от их начала до завершения, вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов).

Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких  средств, как протокольные, дневниковые  записи, видео-, кино- регистрации, фонографические записи и др.

Наблюдение  – весьма результативный метод педагогического  исследования. Однако этот метод страдает существенными недостатками: во-первых, не все явления и процессы доступны наблюдению; во-вторых, наблюдатель зачастую теряет беспристрастность и перестает отделять себя от среды; в-третьих, высока вероятность ошибок в интерпретации полученных фактов и др.

 

Беседа

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа с  учащимися как метод их изучения проводится для получения субъективных суждении (заключений, характеристик, оценок) самих школьников (воспитанников) по существу исследуемого педагогического явления, что порой крайне важно в целях глубокого проникновения в его сущность и результативность. Зачастую беседы с детьми и подростками позволяют получить данные об изменениях в уровне их развития, воспитанности и образованности, происшедших в ходе изучаемого педагогического процесса. Учитывая эти задачи, необходимо заранее тщательно продумывать вопросы и фиксировать ход и содержание таких бесед путем записи в протоколе или с помощью магнитофона. Но, как правило, запись бесед с учащимися (в отличие от бесед с учителями) следует вести скрытно от них.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

 

Анкетирование

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования  во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

- определение характера  информации, которую необходимо  получить;

- составление приблизительного  ряда вопросов, которые должны быть заданы;

- составление первого  плана вопросника;

- предварительная его  проверка путем пробного исследования;

- исправление вопросника  и окончательное его редактирование.

 

Изучение педагогического  опыта

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Он тесно стыкается с другим методом - изучение первоисточников, называемым так же архивным.   

Изучение педагогического  опыта проходит через несколько  этапов и опирается на другие методы исследования. На первом этапе практика обучения и воспитания исследуется  с помощью наблюдения, беседы, опроса, изучения документов. Накопив фактический материал, исследователь начинает его классифицировать (второй этап). На третьем этапе наблюдаемые факты и явления интерпретируются, объясняются и подводятся под известные правила и закономерности. На последнем этапе исследователь пытается установить причинно-следственные связи между явлениями, механизм получения более высоких результатов, выявляет внутренние закономерности достижения успеха в обучении и воспитании.

 

Изучение школьной документации

Педагогические документы  обычно подразделяют на несколько групп.

Письменные  документы – это протоколы  педсоветов, заседаний кафедр, предметных комиссий, методических и учебных  советов, отчеты о работе школы, кафедры, деканата, ректората, дневники школьников и студентов, стенгазеты, многотиражки, классный журнал, рабочие учебные программы, учебные планы, характеристики учащихся, медицинские карты и т.п.

К статистическим документам относят табели, ведомости, отчеты об успеваемости, бухгалтерские отчеты, отчеты о кадровом составе и т.п.

Кроме того, в  качестве документов выделяют технические  материалы (чертежи, поделки, образцы  технического творчества и т.п.).

К результатам  педагогической деятельности относят  контрольные, проверочные и самостоятельные работы, сочинения, рисунки, тесты и т.п.

Целью изучения педагогических документов и результатов  педагогической деятельности является их описание, разделение по содержанию, анализ, классификация и содержательная интерпретация.

 

Изучение продуктов ученического творчества

Это изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и  технического творчества. Ведь еще  древние говорили, что творение указывает  на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени» . Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности - это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания: наблюдениями и беседами.

 

 Педагогический эксперимент

 Слово "эксперимент"  латинского происхождения и в переводе означает "опыт", "испытание". Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Эксперимент - это  по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

 Педагогический  эксперимент является методом  комплексного характера, так как  предполагает совместное использование  методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создание специальных ситуаций и др.

Этот метод  служит для решения следующих  задач исследования:

- установления  зависимости между определенным  педагогическим воздействием (или  их системой) и достигаемыми при  этом результатами в обучении, воспитании, развитии школьников;

-выявления зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;

- определения  зависимости между системой педагогических  мер или условий и затратами  времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;

- сравнения  эффективности двух или нескольких  вариантов педагогических воздействий  или условий и выбора для  них оптимального варианта с  точки зрения какого-то критерия (эффективность, время, усилия, средства и т.д.);

- доказательство  рациональности определенной системы  мер по раду критериев одновременно  при соответствующих условиях;

- обнаружения  причинных связей.

Проводимые  педагогические эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам - направленности, объектам исследования, месту и времени проведения.

В зависимости  от цели различают:

- констатирующий  эксперимент, при котором изучаются  существующие педагогические явления.

- проверочный,  уточняющий, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы.

- созидательный,  преобразующий формирующий эксперимент,  в процессе которого конструируются  новые педагогические явления  [1,183].

По месту  проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный эксперимент проводится в специальных условиях, соответственно его цели, а исследуемые процессы протекают естественно, последовательно и без вмешательства исследователя. Если же нужно проверить какой-либо частный вопрос, или для получения необходимых данных, надо обеспечить особенно важное тщательное наблюдение (иногда с применением аппаратуры), эксперимент переносится в лабораторию и называется лабораторным.

Выделяют следующие  этапы эксперимента:

- теоретический  (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

- методический (разработка методики исследования  и его плана, программы, методов  обработки полученных результатов);

- собственно  эксперимент - проведение серии  опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

- аналитический  - количественный и качественный  анализ, интерпретация полученных  фактов, формулирование выводов  и практических рекомендаций.

Таким образом, необходимо сказать, что педагогический эксперимент, являясь основным методом исследования в педагогике, позволяет наиболее полно раскрыть сущность и закономерности процесса воспитания и обучения в современной школе. Но при это стоит обратить внимание на то, что эффективность эксперимента зависит от умения четко сформулировать его задачи, разработать признаки и критерии, по которым будут изучаться явления, средства, и оцениваться результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой  литературы:

1. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия  / Под ред. В. В. Давыдова -  М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.- 860 с.

3. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ высш.пед.уч. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 576 с.

4. Интернет ресурсы:   -  http://www.pedlib.ru

                                      - http://vaniorolap.narod.ru

 

 


Информация о работе Эмпирические методы исследования