Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:58, доклад
Метод (от греческого «methodos» – путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Методы исследования в педагогике – это приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности
Метод (от греческого «methodos» – путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Методы исследования в педагогике – это приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности[2,570].
В данную группу входят следующие методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогического опыта, изучение школьной документации, изучение ученического творчества, педагогический эксперимент.
Наблюдение
Наблюдение – как научный метод – это целенаправленный и планомерный процесс сбора информации, осуществляемый путем восприятия педагогических явлений и процессов.
Особенно часто и плодотворно он используется при изучении опыта работы школ и учителей. Сущность его заключается в накоплении путем непосредственного, длительного и целенаправленного восприятия конкретных данных об условиях протекания исследуемого педагогического явления и объективном описании его протекания. Наблюдение ведется либо за педагогическим процессом в целом, либо за отдельными его компонентами, исходя из стоящей перед исследованием цели. Причем в зависимости от сложности изучаемого объекта работа может выполняться одним или несколькими наблюдателями, но при всех условиях без вмешательства исследователей в педагогический процесс; естественное протекание изучаемого явления не должно быть нарушено.
Этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа
наблюдения, наименее влияющего
на исследуемый объект и
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка
и интерпретация полученной
Существует несколько видов наблюдений:
Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видео-, кино- регистрации, фонографические записи и др.
Наблюдение – весьма результативный метод педагогического исследования. Однако этот метод страдает существенными недостатками: во-первых, не все явления и процессы доступны наблюдению; во-вторых, наблюдатель зачастую теряет беспристрастность и перестает отделять себя от среды; в-третьих, высока вероятность ошибок в интерпретации полученных фактов и др.
Беседа
Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Беседа с учащимися как метод их изучения проводится для получения субъективных суждении (заключений, характеристик, оценок) самих школьников (воспитанников) по существу исследуемого педагогического явления, что порой крайне важно в целях глубокого проникновения в его сущность и результативность. Зачастую беседы с детьми и подростками позволяют получить данные об изменениях в уровне их развития, воспитанности и образованности, происшедших в ходе изучаемого педагогического процесса. Учитывая эти задачи, необходимо заранее тщательно продумывать вопросы и фиксировать ход и содержание таких бесед путем записи в протоколе или с помощью магнитофона. Но, как правило, запись бесед с учащимися (в отличие от бесед с учителями) следует вести скрытно от них.
Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:
- определение характера информации, которую необходимо получить;
- составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
- составление первого плана вопросника;
- предварительная его
проверка путем пробного
- исправление вопросника
и окончательное его
Изучение педагогического опыта
Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Он тесно стыкается с другим методом - изучение первоисточников, называемым так же архивным.
Изучение педагогического опыта проходит через несколько этапов и опирается на другие методы исследования. На первом этапе практика обучения и воспитания исследуется с помощью наблюдения, беседы, опроса, изучения документов. Накопив фактический материал, исследователь начинает его классифицировать (второй этап). На третьем этапе наблюдаемые факты и явления интерпретируются, объясняются и подводятся под известные правила и закономерности. На последнем этапе исследователь пытается установить причинно-следственные связи между явлениями, механизм получения более высоких результатов, выявляет внутренние закономерности достижения успеха в обучении и воспитании.
Изучение школьной документации
Педагогические документы обычно подразделяют на несколько групп.
Письменные документы – это протоколы педсоветов, заседаний кафедр, предметных комиссий, методических и учебных советов, отчеты о работе школы, кафедры, деканата, ректората, дневники школьников и студентов, стенгазеты, многотиражки, классный журнал, рабочие учебные программы, учебные планы, характеристики учащихся, медицинские карты и т.п.
К статистическим документам относят табели, ведомости, отчеты об успеваемости, бухгалтерские отчеты, отчеты о кадровом составе и т.п.
Кроме того, в качестве документов выделяют технические материалы (чертежи, поделки, образцы технического творчества и т.п.).
К результатам педагогической деятельности относят контрольные, проверочные и самостоятельные работы, сочинения, рисунки, тесты и т.п.
Целью изучения педагогических документов и результатов педагогической деятельности является их описание, разделение по содержанию, анализ, классификация и содержательная интерпретация.
Изучение продуктов ученического творчества
Это изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени» . Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности - это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания: наблюдениями и беседами.
Педагогический эксперимент
Слово "эксперимент" латинского происхождения и в переводе означает "опыт", "испытание". Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Эксперимент - это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.
Педагогический
эксперимент является методом
комплексного характера, так
Этот метод служит для решения следующих задач исследования:
- установления
зависимости между
-выявления зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;
- определения
зависимости между системой
- сравнения
эффективности двух или
- доказательство
рациональности определенной
- обнаружения причинных связей.
Проводимые педагогические эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам - направленности, объектам исследования, месту и времени проведения.
В зависимости от цели различают:
- констатирующий
эксперимент, при котором
- проверочный, уточняющий, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы.
- созидательный,
преобразующий формирующий
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный эксперимент проводится в специальных условиях, соответственно его цели, а исследуемые процессы протекают естественно, последовательно и без вмешательства исследователя. Если же нужно проверить какой-либо частный вопрос, или для получения необходимых данных, надо обеспечить особенно важное тщательное наблюдение (иногда с применением аппаратуры), эксперимент переносится в лабораторию и называется лабораторным.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
- методический
(разработка методики
- собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
- аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Таким образом, необходимо сказать, что педагогический эксперимент, являясь основным методом исследования в педагогике, позволяет наиболее полно раскрыть сущность и закономерности процесса воспитания и обучения в современной школе. Но при это стоит обратить внимание на то, что эффективность эксперимента зависит от умения четко сформулировать его задачи, разработать признаки и критерии, по которым будут изучаться явления, средства, и оцениваться результат.
Список используемой литературы:
1. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368 с.
2. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.- 860 с.
3. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ высш.пед.уч. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 576 с.
4. Интернет ресурсы: - http://www.pedlib.ru