Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 01:27, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности коммуникативных умений у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников;
2. Эмпирически выявить особенности проявления коммуникативных умений у старшеклассников.
3. Осуществить сравнительный анализ результатов.
Анализируя выше сказанное, мы пришли к выводу что, под коммуникативными умениями будем понимать владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества [21, с. 237]. Представим комплекс основных коммуникативных умений, содержащих как традиционные умения (говорить, слушать и пр.) так и коммуникативные умения, связанные с использованием инфо - коммуникационных технологий. Разобьем их на три группы умений: передачи, обработки и хранения информации (в соответствии с тремя существующими в живой и неживой природе информационными процессами). Умение передачи информации состоит из приема и передачи информации, умение обработки информации включает поиск и переработку информации, умение хранения информации имеет в своем составе действия по хранению информации на традиционных носителях и на компьютерных носителях
1.2 Психологическая характеристика старшеклассников
Юность – период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет (в некоторых периодизациях возраст 21-25 лет определяют как молодость). В своей профессиональной деятельности школьный психолог имеет дело с молодыми людьми, стоящими на пороге юности, готовящимися переступить порог взрослой жизни – старшеклассниками. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие [14, с. 237].
Прежде всего – это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а лот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение [14, с. 237].
В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами [14, с. 237].
Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы. В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания. Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные [32, с. 45].
Старший школьный возраст характеризуется
продолжающимся развитием общих
и специальных способностей детей
на базе основных ведущих видов деятельности:
учения, общения и труда. В учении
формируются общие
В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью [32, с. 45]. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
Профессиональное
Обобщая изученный материал мы сделаем вывод, что юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.
Поговорим о самооценке в ранней
юности. В российских школах была выявлена
интересная динамика ее развития. Типично
юношеские особенности
В связи с изменениями в
В старшем школьном возрасте происходят
существенные морфофункциональные
изменения, кульминацией которых является
физическая и половая зрелость. У
мальчиков и девочек эти
Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило – разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры. Огромное значение, наряду с разветвленными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, - самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеская дружба большей частью бывает однополой, а ее свойства, в том числе устойчивость, зависят от индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей переживается в этом возрасте очень болезненно и воспринимается как личный недостаток. Общение старшеклассников становится более избирательным, меняется соотношение значимых других [77, с. 321].
Старшеклассники обладают уже весьма
высокой степенью автономии от старших,
прежде всего родителей и учителей,
и покушение на эту автономию
часто вызывает конфликты. Во многих
вопросах, особенно в том, что касается
досуга, моды, художественных вкусов, они
больше ориентируются на мнение сверстников.
Это не означает, что старшие вообще
теряют авторитет; в наиболее серьезных
вопросах влияние родителей большей
частью перевешивает влияние сверстников.
Общая тенденция старшего школьного
возраста – рост самостоятельности
и самосознания, открытие своего я.
Она тесно связана с
Таким образом, сделаем вывод, что старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Старший школьный возраст – критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения.
Выводы по первой главе
В процессе антропогенеза
человек проходит социализацию, которая
основана на коммуникации, погружении
в «языковую среду» культуры. Коммуникативные
умения напрямую связаны с «объёмом
текста», освоенным человеком. Чем
больше по объёму «текст культуры», которым
владеет человек, тем с большим
количеством людей человек
Организаторские умения – это неотъемлемая часть коммуникативных умений. Организатор, лидер - это человек, который, прежде всего, понимает в процессе коммуникации желания и потребности социальной группы и умеет создать идеальный образ своего «Я», то есть понимает, какие социопсихологические качества требуются от него в социальной группе. В процессе филогенеза, на разных этапах человеческой культуры от человека требовались разные коммуникативные умения, разные организаторские умения.
Человек «традиционного общества» жил в довольно «узкой» социальной группе и его коммуникативные умения ограничивались узким социумом (семья, сословие, село). Как правило, язык коммуникативных умений был небольшим по своему объёму, и при встрече человека с представителями другой социальной группы человеку трудно было наладить коммуникацию (полноценные межличностные отношения). Количество лидеров в традиционной культуре было небольшим и это, как правило, были люди, обладавшие большим жизненным опытом в малом социуме (старожилы и т.д.).
В индустриальной культуре объём коммуникаций вышел за пределы малого социума. Человек в процессе социализации, кроме семьи, проходил её в рамках образовательного процесса, производственной деятельности. Соответственно, больше по объёму становился язык «текста» коммуникации. От организаторов (лидеров) требовались не только знания основных социальных эстафет своего социума, но и высокое профессиональное мастерство, успех в жизненно-конкурентной борьбе и, конечно, широкое знание «текста» коммуникаций.
Современная эпоха, которую
называют постиндустриальной, характеризуется
всё более увеличивающимся
В современную эпоху, с её быстрыми темпами изменений, каждому человеку приходится быть участником многих малых и больших социальных групп. При этом, для того, чтобы не потеряться в этом социальном многообразии, человеку необходимо владеть довольно высоким уровнем коммуникативных и организаторских умений. В процессе жизни, человеку приходится в одно и тоже время быть организатором в одной социальной группе и рядовым членом в другой. Учитывая вышесказанное, в процессе педагогического воспитания подрастающего поколения возрастает роль целенаправленного развития у старшеклассников коммуникативных и организаторских умений. Это является задачей социального педагога, довольно новой профессии современной эпохи. Развитие коммуникативных умений связано, прежде всего, с уровнем гуманитарной подготовки у старшеклассников.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников
2.1 Описание выборки и методик исследования
Эмпирическое исследование проводилось на СОШ № 9 г. Альметьевска. В исследовании приняло участие 30 детей старшеклассников. Возраст детей 15-16 лет. Группа была разделена на две подгруппы по 15 человек. Целью исследования было проявления коммуникативных умений у старшеклассников.
Понятия «коммуникативные умения»
рассматриваются в различных
науках: в психологии, педагогике, дидактике,
методике и в каждой из них трактуются
по-своему. Для данного исследования
наибольший интерес представляет определение
этих понятий в психологии и педагогике.
Некоторые аспекты