Эмпирическое исследование особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 01:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности коммуникативных умений у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ изученности особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников;
2. Эмпирически выявить особенности проявления коммуникативных умений у старшеклассников.
3. Осуществить сравнительный анализ результатов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая Айгуль.docx

— 83.90 Кб (Скачать документ)

Анализируя выше сказанное, мы пришли к выводу что, под коммуникативными умениями будем понимать владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества [21, с. 237]. Представим комплекс основных коммуникативных умений, содержащих как традиционные умения (говорить, слушать и пр.) так и коммуникативные умения, связанные с использованием инфо -  коммуникационных технологий. Разобьем их на три группы умений: передачи, обработки и хранения информации (в соответствии с тремя существующими в живой и неживой природе информационными процессами). Умение передачи информации состоит из приема и передачи информации, умение обработки информации включает поиск и переработку информации, умение хранения информации имеет в своем составе действия по хранению информации на традиционных носителях и на компьютерных носителях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психологическая  характеристика  старшеклассников

 

Юность – период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы  здесь достаточно условны, хотя в  различных периодизациях они  определяются от 15-16 до 21-25 лет (в некоторых  периодизациях возраст 21-25 лет определяют как молодость). В своей профессиональной деятельности школьный психолог имеет дело с молодыми людьми, стоящими на пороге юности, готовящимися переступить порог взрослой жизни – старшеклассниками. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие [14, с. 237].  

Прежде всего – это серьезная  задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника  с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка  взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а лот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение [14, с. 237].  

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более  совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в  подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами [14, с. 237].  

Развитие внимания характеризуется  высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы. В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания. Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные [32, с. 45].  

Старший школьный возраст характеризуется  продолжающимся развитием общих  и специальных способностей детей  на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое  мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически  и абстрактно. В общении формируются  и развиваются коммуникативные  способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми  людьми, добиваться их расположения и  взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс  становления тех практических умений и навыков, которые в будущем  могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей [32, с. 45].  

В личностном развитии старшеклассники  все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью [32, с. 45].   Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

Профессиональное самоопределение  стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком. В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки[56, с. 124]. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

Обобщая изученный материал мы сделаем вывод, что юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.

Поговорим о самооценке в ранней юности. В российских школах была выявлена интересная динамика ее развития. Типично  юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников –  она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный  взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны. В XI, выпускном классе, ситуация становится более напряженной. Часть старшеклассников сохраняет «оптимистичную» самооценку. У некоторых, напротив, преобладает неуверенность в себе. Их самооценка низка и конфликтна (в основном в эту группу попадают девочки) [56, с. 124].  

В связи с изменениями в самооценке, в XI классе повышается тревожность. Но, несмотря на разнообразие вариантов  личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в  этот период. Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным [56, с. 124].  

В старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные  изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У  мальчиков и девочек эти изменения  включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков. Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения Я-концепции. Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций. Этот тип мышления необходим для абстрактных умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним условиям. По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей старшеклассников содержание их мышления также становится более широким и сложным. Кроме того, появление этих способностей приводит к тому, что юноши и девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к появлению у них своеобразной формы эгоцентризма: некоторым кажется, что они постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, что другие люди постоянно обращают на них свое критическое внимание [77, с. 321].  

Принадлежность к определенной социальной группе и собственное  положение в ней чрезвычайно  важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило – разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры. Огромное значение, наряду с разветвленными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, - самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеская дружба большей частью бывает однополой, а ее свойства, в том числе устойчивость, зависят от индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей переживается в этом возрасте очень болезненно и воспринимается как личный недостаток. Общение старшеклассников становится более избирательным, меняется соотношение значимых других [77, с. 321].  

Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших, прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию  часто вызывает конфликты. Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды, художественных вкусов, они  больше ориентируются на мнение сверстников. Это не означает, что старшие вообще теряют авторитет; в наиболее серьезных  вопросах влияние родителей большей  частью перевешивает влияние сверстников. Общая тенденция старшего школьного  возраста – рост самостоятельности  и самосознания, открытие своего я. Она тесно связана с изменениями  деятельности и закономерностями умственного  развития в этом возрасте. По сравнению  с подростковым юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих [77, с. 321].  

Таким образом, сделаем вывод, что  старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Старший школьный возраст – критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения.

 

Выводы по первой главе

 

В процессе антропогенеза  человек проходит социализацию, которая  основана на коммуникации, погружении в «языковую среду» культуры. Коммуникативные  умения напрямую связаны с «объёмом текста», освоенным человеком. Чем  больше по объёму «текст культуры», которым  владеет человек, тем с большим  количеством людей человек может  наладить коммуникацию. Коммуникативные  умения включают в себя способность  передавать и воспринимать социальную информацию, создавать представление  о других людях, строить атрибуции  основы их поведения.

Организаторские умения –  это неотъемлемая часть коммуникативных  умений. Организатор, лидер - это человек, который, прежде всего, понимает в процессе коммуникации желания и потребности  социальной группы и умеет создать  идеальный образ своего «Я», то есть понимает, какие социопсихологические качества требуются от него в социальной группе. В процессе филогенеза, на разных этапах человеческой культуры от человека требовались разные коммуникативные умения, разные организаторские умения.

Человек «традиционного общества»  жил в довольно «узкой» социальной группе и его коммуникативные  умения ограничивались узким социумом (семья, сословие, село). Как правило, язык коммуникативных умений был  небольшим по своему объёму, и при  встрече человека с представителями  другой социальной группы человеку трудно было наладить коммуникацию (полноценные межличностные отношения). Количество лидеров в традиционной культуре было небольшим и это, как правило, были люди, обладавшие большим жизненным опытом в малом социуме (старожилы и т.д.).

В индустриальной культуре объём коммуникаций вышел за пределы  малого социума. Человек в процессе социализации, кроме семьи, проходил её в рамках образовательного процесса, производственной деятельности. Соответственно, больше по объёму становился язык «текста» коммуникации. От организаторов (лидеров) требовались не только знания основных социальных эстафет своего социума, но и высокое профессиональное мастерство, успех в жизненно-конкурентной борьбе и, конечно, широкое знание «текста» коммуникаций.

Современная эпоха, которую  называют постиндустриальной, характеризуется  всё более увеличивающимся объёмом  не только межсоциальных, но и межкультурных коммуникаций. Это требует в рамках коммуникативных умений «герменевтического понимания» представителей других культур. Важным аспектом является то, что человек становится всё менее задействованным в сферах «человек-техника», «человек-природа», а всё больше в сферах «человек-человек», «человек-информация». Большинство организаций по виду своей деятельности становятся функциональными. Всё это требует высокого уровня коммуникативных умений для успешной жизнедеятельности, профессиональной самореализации.

В современную эпоху, с  её быстрыми темпами изменений, каждому  человеку приходится быть участником многих малых и больших социальных групп. При этом, для того, чтобы не потеряться в этом социальном многообразии, человеку необходимо владеть довольно высоким уровнем коммуникативных и организаторских умений. В процессе жизни, человеку приходится в одно и тоже время быть организатором в одной социальной группе и рядовым членом в другой. Учитывая вышесказанное, в процессе педагогического воспитания подрастающего поколения возрастает роль целенаправленного развития у старшеклассников коммуникативных и организаторских умений. Это является задачей социального педагога, довольно новой профессии современной эпохи. Развитие коммуникативных умений связано, прежде всего, с уровнем гуманитарной подготовки у старшеклассников.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников

2.1 Описание выборки и  методик исследования

 

Эмпирическое исследование проводилось на СОШ № 9 г. Альметьевска. В исследовании приняло участие 30 детей старшеклассников. Возраст детей 15-16 лет. Группа  была разделена на  две подгруппы по   15   человек.   Целью исследования было проявления коммуникативных умений у старшеклассников.

Понятия «коммуникативные умения»  рассматриваются в различных  науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике и в каждой из них трактуются по-своему. Для данного исследования наибольший интерес представляет определение  этих понятий в психологии и педагогике. Некоторые аспекты коммуникативной  направленности уже ставились в  самом начале развития методических идей в России К.Д Ушинским, Н.М  Соколовым, В.И Чернышевым, которые  считали одной из важных целей  образования подготовку учащихся к  практической деятельности, для этого  необходимы реальные прикладные знания; они указывали на необходимость  формирования у школьников различных  умений и по сути, сформулировали понятие одного из важных коммуникативных умений (не называя этого термина) - умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей проявления коммуникативных умений у старшеклассников