Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:44, реферат
«Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»)
Введение………………………………………………………………….3
1.Биография Джона Локка……………………………………………….4
2. Обзор педагогического наследия Джона Локка……………………..5
3. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка……….6
4.Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка…………..9
5.Дисциплина……………………………………………………………..10
6.Домашнее обучение…………………………………………………....12
7.Требования к учителю. Образование народа…………………………13
8.Воспитание джентльмена………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………...20
Список литературы……………
Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».
Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...».
Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».
Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину» - говорит Локк,- что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.
«Детей
нельзя воспитывать правилами, которые
ускользают из памяти. Если вы считаете
необходимым приучить их к чему-нибудь,
укорените это посредством
Воспитание
привычек должно начинаться с
самого раннего возраста. Нельзя
добиться положительных
Для правильного
направления всего
Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.
Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное - не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.
Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.
Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.
Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.
Воспитатель,
занимаясь с ребенком, должен будить
его интерес к учению, развивать
его любознательность. Недопустимо
превращать учение в занятия, которые
ребенку неприятны. Учитель должен
использовать стремление детей к новому,
но в то же время приучить их заниматься
и неинтересным. Широко следует использовать
детское любопытство, ибо из него вырастает
стремление к знаниям. К детским вопросам
надо относиться со всем вниманием, не
давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо
развивать у детей понимание и способность
к самостоятельным суждениям.
Самое главное в человеке - воспитание физическое, умственное и нравственное. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Представления Локка о воспитании складывались на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека. По теории Локка у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской", готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт - рефлексию.
Большое значение Локк отдавал дисциплине: ребёнка надо наказывать только за ложь, богохульство и упрямство. Наказывать можно любым способом, но пороть должен не родитель и не воспитатель, а наниматель.
Локк
был убежден в целесообразности
социальной (сословной) детерминации школьного
образования. Он оправдывал различные
типы обучения: полноценное воспитание
джентльменов и ограниченное воспитанием
трудолюбия и религиозности неимущих.
Локк расширил границы сфер знаний, которые
должен изучать джентльмен (бухгалтерия,
счетоводство...), указал на необходимость
преподавания навыков соц. поведения -
"хорошие манеры и знание света".
Обучение, по Локку - это процесс формирования
общественных и нравственных устоев личности.
Список литературы
1. Локк Дж. “Мысли о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 2001г.
2.Зайченко Г.А. “Локк. Очерк творчества”. – М., 2003
3.Нарский И.С. “Философия Д.Локка” – М., 2000
4.Руссо Ж.Ж. “Эмиль или о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики – М.,1981 с.203-238
5.Пискунов А.И. “История педагогики”/часть 2 М.,2003
6.Шабаева М.Ф. ”Педагогическая теория Д. Локка” М.Наука, 2003
7. Локк Дж. Сочинения в трёх томах: Т. 3.– М.: Мысль, 1988
8. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб. 2003.
9.Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие.- М., 1998.
10.Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003