Эстетическое воспитание
План
1. Понятие и нужность
эстетического воспитания
2. Влияние эстетического
формирования
3. Эстетическое воспитание
на возрастных этапах
Выводы
Литература
Эстетическое воспитание
личности происходит с первых
шагов маленького
человека, с первых его слов, поступков. Ни что
иное, как окружающая среда
не откладывает в душе его
отпечаток на всю последующую
жизнь. Общение с
родителями, родственниками, сверстниками
и взрослыми, поведение окружающих,
настроение их, слова, взгляды,
жесты, мимика – всё это
впитывается,
откладывается, фиксируется в
сознании. Так каким
же должно быть
эстетическое воспитание, чтобы
в полной мере повлиять на
полноценное
формирование личности, и от каких
критериев оно зависит?
В широком смысле под
эстетическим воспитанием понимают целенаправленное
формирование в человеке его
эстетического отношения к действительности.
Это
специфический вид общественно
значимой деятельности, осуществляемой
субъектом (общество и его специализированные
институты) по отношению к
объекту (индивид, личность, группа, коллектив,
общность) с целью выработки
у последнего системы ориентации
в мире эстетических и художественных
ценностей в соответствии со сложившимися
в данном конкретном обществе
представлениями о их характере и назначении.
В процессе воспитания
происходит приобщение индивидов
к ценностям, перевод их во
внутреннее
духовное содержание путем интериоризации. На этой основе
формируется и
развивается способность человека
к эстетическому восприятию и
переживанию,
его эстетический вкус и представление
об идеале. Воспитание красотой
и
через красоту формирует не только
эстетико-ценностную ориентацию личности,
но и развивает способность
к творчеству, к созданию эстетических
ценностей
в сфере трудовой деятельности, в
быту, в поступках и поведении
и, конечно,
в искусстве.
Эстетическое воспитание
гармонизирует и развивает
все духовные
способности человека, необходимые
в различных областях творчества.
Оно
тесно связано с нравственным
воспитанием, так как красота
выступает
своеобразным регулятором человеческих
взаимоотношений. Благодаря красоте
человек часто интуитивно тянется
и к добру. По-видимому, в
той мере, в
какой красота совпадает с добром, можно
говорить о морально-нравственной
функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль
эстетического воспитания в развитии познавательной
способности личности. Исследователи
отмечают, что формируя «эстетическое
мышление», воспитание способствует
целостному охвату на индивидуальном
уровне особенностей культуры данной
эпохи, пониманию ее единства
и
стилистического родства, что по мнению польского ученого
И. Война ра,
является необходимой предпосылкой
ее теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая
дань эстетическому воспитанию
как специфическому
способу развития «интеллектуальной
ориентации», нельзя абсолютизировать
гносеологический подход, что
на практике может выразиться в
сугубо
просветительском понимании сущности
и задач эстетического воспитания, к
сведению последнего к художественному
образованию, обучению. Научить
индивида воспринимать уже готовые
продукты эстетической деятельности
— это
важное, но отнюдь не исчерпывающее
всего комплекса задач в качестве
специфической стороны любого вида
творческой деятельности, поскольку
именно
развитие творческих способностей
личности и следует считать
в качестве
главной задачи эстетического воспитания.
Эстетическое образование,
приобщение людей к сокровищнице
мировой
культуры и искусства — все
это лишь необходимое условие
для достижения
главной цели эстетического воспитания
— формирования целостной личности,
творчески развитой индивидуальности,
действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся
практику воспитательной работы,
обычно
выделяют следующие структурные
компоненты эстетического
воспитания:
эстетическое образование, закладывающее
теоретические и ценностные
основы
эстетической культуры личности;
художественное воспитание
в его образовательно-теоретическом
и
художественно-практическом выражении, формирующее
художественную культуру
личности в единстве навыков,
знаний, ценностных ориентации,
вкусов;
эстетическое самообразование
и самовоспитание, ориентированные на
самосовершенствование личности;
воспитание творческих
потребностей и способностей.
Среди последних
особую значимость имеют
так называемые конструктивные
способности:
индивидуальная экспрессия, интуитивное
мышление, творческое воображение,
видение проблем, преодоление стереотипов
и др.
Эстетическое воспитание
осуществляется на всех этапах возрастного
развития личности. Чем раньше
она попадает в сферу целенаправленного
эстетического воздействия, тем
больше оснований надеяться на
его
результативность. С самого раннего
возраста через игровую деятельность
ребенок приобщается к познанию
окружающего мира, через
подражание
овладевает элементами культуры
действий и общения с людьми.
Игра —
первичный и весьма продуктивный
способ пробуждения творческих
потенций,
развития у ребенка воображения
и накопления первых
эстетических
впечатлений. Получаемый через общение
и деятельность опыт формирует у
детей
дошкольного возраста элементарное эстетическое
отношение к действительности
и к искусству.
Ребенок рождается в
семье. Круг первоначального
общения его ограничен
родителями и ближайшими
родственниками, ответственность
которых за
формирование мира эстетических чувств
и представлений ребенка чрезвычайно
велика. Хорошо известна сила детских
впечатлений, их долговечность.
Первые
«кирпичики» в фундамент
эстетической культуры
будущей личности
закладываются именно в семье,
в самые ранние этапы становления,
когда
умственное развитие ребенка
идет особенно бурно. А потому
так важна
педагогическая грамотность родителей,
характер их эстетических запросов,
культурный климат в семье.
Существенное значение
в эстетическом воспитании
ребенка играет
организация детского быта — чистоты,
порядка, удобства, красоты,
где все
соразмерно, согласовано по цвету,
форме, величине и т.п. Уже
с 2-3 –
летнего возраста, детей следует
приобщать к созданию мира
красоты через
наведения порядка в комнате, опрятность
одежды, так самым утверждая их в
понимании того, что красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижение
предметов происходит через
их форму, цвет,
величину. Важно, чтобы игрушки
отвечали требованию разнообразия
и
праздничности. Важно, чтобы игрушки
отвечали требованию разнообразия
и
праздничности. Способность анализировать
и схватывать форму развивается с
помощью и посредством предметного
моделирования, конструирование, по
картинам.
Формирование в начальный
период воспитания навыки, знания,
эмоционально-
смысловые ориентации, оставаясь исходной
базой, получают в последующем свое
углубление и обогащение, перерастая
в систему эстетической
культуры
личности. В школьные годы этот
процесс находит выражение в
овладении
сенсорно-чувственными приемами
постижения художественных и эстетических
явлений, то есть приобретения
умений, навыков воспитания
и оценки, в
обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление
знаний о художественных и
эстетических явлениях, овладение ценностными
ориентирами, развитие
личностных мотивов общения
с эстетическими и художественными
объектами,
формируется эмоционально
психологические установки,
оценочно-вкусовые
представления, осваиваются многообразные
способы образно-эмоционального
мышления в художественной и
эстетической сферах.
В современной
школе при декларировании
формирования гармонически
развитой личности в качестве цели
обучения и воспитания наблюдается между
тем уклон в специализацию: создаются
классы физико-математического профиля,
с углубленным изучением иностранных
языков и т. п., нацеленные в основном
на развитие только соответствующих специальных
способностей. В этих
условиях значимость изучения учащимися
предметов эстетического цикла
возрастает. Психолого-педагогические
исследования подтверждают это.
Оценивая роль эстетического
воспитания в развитии подростков,
в целом,
можно утверждать, что оно
способствует формированию
их творческого
потенциала, оказывая разнообразное
положительное влияние на
развитие
различных свойств, входящих в творческий
комплекс личности.
В последующие
возрастные этапы духовное и предметно-практическое
освоение системы культурных
ценностей, непосредственное участие в
их
создании продолжается. Отмечена прямая
зависимость быстроты овладения
специальностью, мастерством от
культурно-эстетического уровня
молодых
рабочих, специалистов самых разных
профилей. Практически разрушена
сеть
культурно-просветительских учреждений,
в плачевном состоянии находится
большинство библиотек, музеев, парков,
киностудий и др. Нужно многое
делать
в этом отношении. Во многом,
первые шаги, которые предстоит
сделать
работникам культурных учреждений,
зависят от них самих, от их эстетической
и художественной культуры.
Эстетическая и художественная
культура — важнейшие составляющие духовного
облика личности. От их наличия
и степени развития в человеке
зависит его
интеллигентность, творческая
направленность устремлений и
деятельности,
особая одухотворенность отношений к
|