Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:47, контрольная работа
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Так, структура математически способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий (многозвеньевая последовательность рассуждений заменяется короткой связью, вплоть до почти непосредственной связи между восприятием задачи и ее результатом), способность обратимости мыслительного процесса (то есть способность к легкому переводу от прямого к обратному ходу мысли), гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др.
Качественная и количественная характеристика способностей.
3.1 Структура способностей.
Способности представляют
собой совокупность
Так, структура математически
способностей, по имеющимся данным,
включает ряд частных способностей:
способность к обобщению
Среди свойств и
особенностей личности, образующих
структуру конкретных
К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями.
3.2 Качественная характеристика способностей.
Способности были охарактеризованы
как индивидуально-
В основе одинаковых
или чем-то сходных достижений
при выполнении какой-либо
деятельности могут лежать
Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других, открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.
В целом качественная
характеристика способностей
3.3 Количественная характеристика способностей.
Проблема количественных
измерений способностей имеет большую
историю в психологии. Еще в
конце XIX - начале XX веков, ряд буржуазных
психологов (Кеттел, Термен, Спирмен
и др.) под влиянием требований, вызванных
необходимостью осуществлять профессиональный
отбор для массовых специальностей,
выступили с предложениями
Однако проблема
В качестве способа
измерения способностей тогда
же стали использоваться
По содержанию тесты умственной одаренности представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов или очков. Обычно тесты сводятся в батарею тестов, нарастающих по сложности. Среди тестов могут быть не только словесные (вербальные) испытания, но и всевозможные "лабиринты", "головоломки" и т. д.
После того как дети закончили
решать батарею тестов, результаты
подсчитывают стандартизированным
путем, то есть подсчитывают количество
очков, которые набрал каждый испытуемый.
Это дает возможность определить
так называемый коэффициент умственной
одаренности (IQ). При определении
исходят из того, к примеру, что
средняя сумма очков для детей
одиннадцати с половиной лет
должна приближаться к 120. Отсюда делается
"простой" вывод, что любой
ребенок, набравший 120 очков, имеет умственный
возраст одиннадцати с
Если бы, например, в результате
тестирования одну и ту же сумму
очков (120) набрали два ребенка (десяти
с половиной и четырнадцати лет)
и, таким образом, умственный возраст
каждого был приравнен к
Коэффициент умственной
одаренности, как утверждают
западные психологи, выявляет
количественную характеристику
способностей, точнее, некую
неизменную, всестороннюю умственную
одаренность, или общий
Однако научный
Из всего сказанного не
следует, что количественная характеристика
и измерение способностей невозможны,
и что использование различных
диагностических приемов, тестов и
проверок заведомо нежелательно. Задача
выявления уровня способностей остается
актуальной и при отборе детей,
чьи умственные способности вследствие
врожденных пороков развития мозга
не позволяют учиться в
Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. Наблюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобретает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь (одни, получив ее, тем не менее продвигаются весьма медленно, другие в тех же условиях показывают заметные успехи), можно сделать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей. Если в психологических тестах, составленных в соответствии со строгими научными требованиями, удастся смоделировать важнейшие условия развития человека и уловить динамику приобретения знаний и умений, то такие испытания позволят достаточно быстро измерять и выражать количественно уровень способностей человека и тем самым оказывать помощь практике. Но тесты всегда следует использовать в сочетании с другими методами исследования личности.
Формирование способностей
Информация о работе Качественная и количественная характеристика способностей