Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:22, лекция
преподавания в ВУЗе
Термин происходит от латинского «lectio» - чтение и означает устное изложение учебного материала лектором. Данная форма обучения традиционна для высшей школы и является основной форме передачи информации, знаний в ВУЗе. Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Лекция - это сотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения.
Лекция - экономный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, "работают" в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция:
• дает непосредственное общение с лектором;
• представляет разные точки зрения;
• дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;
• учитывает особенности ситуации;
• способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.
· принцип доступности изложения (6 показателей);
· принцип убедительности изложения содержания (3, и через доверие к профессионализму - 6),
· принцип ответственности
(общей - 4, за организацию на лекции студенческого
интереса - рационального труда - «внимания-понимания»
- 10, активизации и задействования различных
видов памяти - 4, за формирование отношения
студентов к своему образованию и развитию
мышления - 5);
· принцип приоритета общечеловеческих ценностей перед профессиональными (4).
Очевидно, что данное деление условно, но оно удобно для классификации.
Заключение
Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.
Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.
Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.
Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.
Опишем подробнее эти функции.
Лекция обязана
нести эмоционально-
Лекция должна возбуждать интерес к читаемому предмету. Лекция должна активизировать полемику, диспуты, раздумья, желание узнать больше о преподаваемой науке.
Лекция должна реализовывать систематизирующую функцию. Преподаватель должен не только давать конкретную информацию по предмету, но и обучать студента методологии получения информации, объяснять внутреннюю логику науки, давать четкую систему знаний.