Как работать над сочинением-рецензией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:59, реферат

Описание

Рецензия – один из жанров школьного сочинения. Жанр непростой, обладающий своей спецификой, но уже прочно вошедший в школьную практику. Сочинение-рецензия позволяет не только развивать творческие способности ученика, логическое и образное мышление, но и помогает овладеть навыками выражения оценочных суждений и их аргументации.

Работа состоит из  1 файл

Как работать над сочинением-рецензией в 8 классе.doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)

Как работать над сочинением-рецензией

Рецензия – один из жанров школьного сочинения. Жанр непростой, обладающий своей спецификой, но уже прочно вошедший в школьную практику. Сочинение-рецензия позволяет не только развивать творческие способности ученика, логическое и образное мышление, но и помогает овладеть навыками выражения оценочных суждений и их аргументации.

На протяжении долгого  времени «школьное сочинение  рассматривалось как самостоятельный  жанр со своими законами и требованиями»*. По своим жанровым особенностям оно приближалось к литературно-критической статье или соответствовало типу текста: сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение. (Такие типы сочинений и сейчас выделяются некоторыми методистами.) Хотя предлагались и другие подходы к классификации сочинений, они не прижились, и на выпускном экзамене по литературе до 1989 года господствовало жанровое однообразие.

Сегодня школьное сочинение  многообразно по тематике, стилистике и предполагает наличие у учащихся знаний и умений по созданию различных речевых жанров, в том числе и рецензий.

Высокого результата в обучении рецензированию как способу  выражения аргументированной оценки можно достичь только при условии  системности проводимой работы, тесной взаимосвязи уроков русского языка и литературы. Работу над рецензиями можно начинать в 5-м классе с рецензий на устные ответы и сочинения товарищей и, постепенно усложняя, завершить к концу 11-го класса рецензиями на самостоятельно прочитанные произведения современной литературы.

В обучении рецензированию важно не забывать и о других речевых жанрах. Близкими к рецензии жанрами являются:

1) библиографическая  заметка – краткая информация  о произведении;

2) аннотация – краткая  характеристика произведения печати  с точки зрения его содержания, оформления, направленности и т.д.;

3) отзыв – выражение  эмоционально-оценочного отношения  к прочитанному;

4) обозрение – анализ-характеристика  нескольких произведений, объединенных  хронологически, тематически и т.п.;

5) литературно-критическая  статья – рассмотрение актуальных общественных, политических, нравственных и других  
проблем на основе анализа одного или нескольких произведений искусства.

Работая над рецензией  в 8–9-х классах, мы привлекали знания об аннотации и отзыве. С обозрением и литературно-критической статьей учащиеся познакомятся в старших классах.

Что же представляет собой  рецензия?

Рецензия – это речевой жанр, в котором даются общая характеристика и оценка произведения искусства, науки на основе его анализа.

Характеристика  жанра

Рецензия – это жанр:

• полифункциональный (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа); 
• аргументированный (обязательны обоснованность, объективность авторской оценки); 
• эмоциональный (допустимы субъективность, личные вкусы и пристрастия критика); 
• полиадресный (предназначен для широкого круга читателей); 
• преимущественно письменный; 
• индивидуальный (автор – конкретный человек); 
• стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного). 

 

Обязательными структурными элементами рецензии являются:

• сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации); 
• общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и других приемов); 
• анализ содержания и формы произведения; 
• определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом; 
• привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению.

Этот материал предназначен учителю, а что и как сообщить ученикам, он решит сам.

Эффективность обучения рецензированию во многом зависит от последовательности и системности  проводимой работы. Но именно последовательность и системность труднее всего  обеспечить. Рецензии на устные ответы и на сочинения товарищей широко используются в школьной практике и даже вошли в современные учебники (например, учебник «Русская речь» Е.И. Никитиной). Рецензиям на литературные произведения тоже уделяется сейчас много внимания, но такую работу рекомендуют проводить только в старших классах. А что же рецензировать ученикам 8–9-х классов? Сочинения – уже слишком просто, да и скучно, литературные произведения – рано и сложно. Мы предлагаем научить детей рецензировать творческие работы одноклассников. Необходимо пояснить, что мы называем творческими работами. Несомненно, любую учебную работу школьника можно назвать творческой. Но среди разнообразных сочинений, основанных и на литературном материале, и на жизненном опыте, резко выделяются работы с самостоятельно придуманным сюжетом, оригинальным жанровым решением, индивидуальным стилем. Это могут быть эссе, дневниковые записи, путевые заметки, стихотворения, поэмы, пьесы и т.п., разнообразные по теме, а главное – непредсказуемые по содержанию. К таким работам нельзя подходить с позиций традиционного сочинения. Мы называем их творческими работами и предлагаем условно рассматривать как литературное произведение. Этот материал удобен для рецензирования, так как очень интересен, но достаточно прост. В то же время это учебный материал, который может использоваться более свободно, чем литературное произведение. Это способствует большей самостоятельности учащихся. Кроме того, детские работы, как правило, не очень сложны для анализа, и практика показывает, что ученики во время анализа гораздо глубже проникают в текст, чем сам автор. Взаиморецензирование помогает учащимся еще и по-другому посмотреть на себя и товарищей, учит доброжелательному отношению друг к другу, терпимости к чужому мнению.

Итак, целесообразно предложить такую последовательность работы:

5-й класс – устные  рецензии на ответ товарища;

6–7-й классы – рецензии  на сочинение товарища;

8–9-й классы – рецензии  на творческие работы одноклассников;

10–11-й классы –  рецензии на произведения современной литературы.

Покажем, как можно  построить работу в 8-м классе. К 8-му классу учащиеся знакомы с понятием «рецензия». Предваряя специальный  разговор о рецензировании, мы предложили восьмиклассникам написать рецензию на творческую работу товарища самостоятельно. Выполнение этого задания заставило учащихся понять, что к творческой работе нельзя подходить как к обычному сочинению. Это побудило их к поиску других подходов и подготовило к серьезному разговору.

Задача первого занятия – показать различия между рецензией на сочинение и рецензией на творческую работу. В хорошо подготовленном классе с этой задачей могут справиться и сами ученики. Основные отличия определяются изменившимся предметом анализа: теперь перед учениками работа, которую можно рассматривать как литературное произведение, а значит, ее надо анализировать с позиций литературоведения: определить тему, идею, жанр, рассмотреть сюжет, композицию, систему образов, обратить внимание на особенности языка и стиля произведения (эта терминология уже хорошо известна восьмиклассникам). Меняется представление об адресанте: это уже не просто одноклассник, это автор-писатель, следовательно, и адресат не только товарищ, а и читатель, критик. В этом есть элемент игры, но игры серьезной, и ее правила учащиеся с удовольствием принимают.

Помимо постановки задачи и уточнения  коммуникативного намерения, на этом же занятии необходимо выделить обязательные структурные компоненты рецензии, которые  в том или ином объеме должны быть представлены в ученической рецензии. Некоторые компоненты можно уточнить, предлагая самим школьникам выбрать, на чем лучше остановить свое внимание.

1. Представление произведения. Общая  характеристика-оценка.

2. Анализ содержания:

• тема и основная идея; 
• сюжет; 
• система образов (в том числе образ автора, рассказчика); 
• роль заглавия и эпиграфа; 
• особенности жанра.

3. Анализ формы:

• композиция (в том числе роль пейзажей, портретов, вставных эпизодов); 
• особенности языка и стиля.

4. Общая оценка произведения.

5. Пожелания другим читателям (возможно, и автору).

В качестве домашнего задания предлагается написать рецензию на творческую работу ученика (работы должны быть просмотрены  учителем, но оценки лучше не ставить, тогда суждения учеников будут более  самостоятельными). В зависимости от особенностей класса работы можно раздать по желанию, попарно или произвольно.

Анализ ученических работ показал, что написанные рецензии стали полнее, серьезнее. Ученики внимательнее относятся к анализируемому тексту, чаще используют литературоведческие темы, уменьшился объем пересказа. Но существенным недостатком оказалась бедность языка, однообразие синтаксических конструкций, ошибочное использование литературоведческих понятий. Это определило содержание следующего занятия.

На втором занятии после анализа рецензий учителем предлагаем ученикам познакомиться с типичными речевыми конструкциями, наиболее часто встречающимися в рецензиях. Речевые конструкции, написанные на доске или на плакатах, сгруппированы по смысловому единству и представляют собой речевые модели различных структурных компонентов рецензии. Напомним, что мы учимся писать «настоящие» рецензии, поэтому будем называть одноклассника автором, себя считать критиком. Можно немного пофантазировать, представить себе, что произведение опубликовано и доступно широкому кругу читателей. (Заглавия пока не показываем.)

Об авторе

Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)   Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт...), но и...                                                                                  Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки). 

О сюжете                                                                                                              Это рассказ о...                                                                                                            Сюжет построен так, что...                                                                         Центральной сюжетной линией стала...                                                                В центре внимания автора... 

О героях                                                                                                                Герой-рассказчик пытается объяснить...                                                         Автор населил свои книги героями (людьми...)                                              Мир, в котором живут герои...                                                                                Главный герой есть...                                                                                                     Его герой... 

О впечатлениях от произведения                                                                        Первое впечатление...                                                                                                  На первый взгляд кажется, что...                                                                                  Атмосфера рассказа...                                                                                                     Книга поражает (удивляет...) 

 

 

О тематике и проблематике                                                                                      Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк.                                  Заложена стержневая тема о...                                                                                Автор пишет о...                                                                                                       Много места уделено проблеме...                                                              Проблематику можно было бы определить как... 

Об авторской позиции                                                                                             Автор не определился (с чем?)                                                                              Писатель предпочел (что? чему?)                                                                                 Он (автор) скрупулезно анализирует...                                                                        Автор приоткрывает...                                                                                                  Вывод неожидан.                                                                                                  Интересно для нас предложение автора о...                                                           Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?) 

Введение литературоведческой  терминологии                                               Учитывая стиль произведения...                                                                              Удачна композиция.                                                                                                     Автор предпочел обычному рассказу жанр...                                                        Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.                      Интересны речевые характеристики героев.  

Критические замечания                                                                                       Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.                               Позволю себе с ним не согласиться.                                                                          Нельзя исключать (не учитывать) и...                                                                           В отличие от автора, я считаю, что...                                                                  Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)                                                Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)                           К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Информация о работе Как работать над сочинением-рецензией