Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:53, доклад
По мнению Сахаровой Н.С., компетентностный подход «это попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью. Эта педагогическая инновация не антагонистична утвердившимся в педагогической науке деятельностному и личностно-ориентированному подходам. Все они находятся «в условиях паритетной комплементарной оппозиции, … взаимодополняя и обогащая идею эффективной социализации личности» [11. С. 53].
Необходимость введения компетентностного обучения, как считает Зимняя И. А., обусловлена процессами гармонизации «архитектуры» европейской системы высшего образования, сменой основополагающих педагогических принципов, богатством понятийного содержания нового термина, а также предписаниями «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» [6].
Гаджикурбанова Г.М.
Категории «компетентность»
и «компетенция» в
Сегодня, как полагают многие исследователи, подготовка специалистов в любой области должна осуществляться на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода.
По мнению Сахаровой Н.С., компетентностный подход «это попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью. Эта педагогическая инновация не антагонистична утвердившимся в педагогической науке деятельностному и личностно-ориентированному подходам. Все они находятся «в условиях паритетной комплементарной оппозиции, … взаимодополняя и обогащая идею эффективной социализации личности» [11. С. 53].
Необходимость введения компетентностного обучения, как считает Зимняя И. А., обусловлена процессами гармонизации «архитектуры» европейской системы высшего образования, сменой основополагающих педагогических принципов, богатством понятийного содержания нового термина, а также предписаниями «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» [6].
Базовыми категориями нового подхода являются понятия компетентность и компетенция. Оба термина, (этимологически восходящие к латинскому competentis – способный, или competere – требовать; соответствовать; быть годным, способным к чему-нибудь) получили распространение в педагогической науке относительно недавно. Они имеют не только общие категориальные признаки, но и специфические, а их содержание является объектом бурных дискуссий в научных кругах.
В теории и методике современного
профессионального образования
термины «компетентность» и «компетенция»
часто употребляются
Авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова впервые пытались доказать различия между этими понятиями: «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий» [12].
Ряд авторов рассматривает компетенции как составляющие части общей компетентности специалиста.
В своих исследованиях И. А. Зимняя принципиально разводит эти понятия, обосновывает и отстаивает свою точку зрения на их взаимоотношение. Понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире», - пишет И. А. Зимняя. - «Оно включает наряду с когнитивно-знаниевым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты» [6]. Компетенция, по автору, это «программа», на основе которой развивается компетентность.
В целях познания сущности и содержания понятий «компетентность» и «компетенции» был проведен анализ определений, представленных в научной литературе. Описания содержания этих понятий имеют нестрогий характер и отличаются по объему, составу, семантической и логической структуре.
В огромном количестве существующих
определений компетенция
Можно заметить, что: 1) одни определения компетенции больше ориентированы на внешнее действие, другие – на внутренние особенности; 2) знания обозначены как предпосылка навыков; 3) некоторые определения включают такой элемент, как система ценностей и отношений. Таким образом, общим для всех определений компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Очень глубокую и оригинальную
трактовку термина «
В противовес компетенции компетентность трактуется как:
Проведённый анализ позволил установить, что в качестве слов и словосочетаний авторами для выражения сущности понятий «компетентность» и «компетенция» применяют в основном два существительных: «совокупность» (комплекс) (знаний, умений, свойств и качеств личности) и «способность» (готовность) (к успешному выполнению профессиональной деятельности). Из выражений, которые обозначают сущность компетентности/компетенции, нетрудно выделить, что: 1) в большинстве случаев понятия «компетенция» и «компетентность» используются как взаимозаменяемые; 2) при формулировке компетенций/компетентностей используются слова «тенденция», «готовность», «склонность», «способность», «понимание», «знание», «умение». Сущность компетентности изначально отражает текучесть явлений, которые предполагают постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Иными словами, «компетентность – это способность к актуальному выполнению деятельности» [14]. Схожее значение имеет и компетенция, но эти понятия можно различить в отношении их области действия: «компетенция» скорее определяет «знаю как», а «компетентность» - «знаю что».
Считается, что компетенция – производное понятие от компетентности и обозначает его как сферу приложения знаний, умений и навыков человека, в то время как компетентность – семантически первичная категория и представляет интериоризованную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий «знаниевый» багаж человека. Она реальна, свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека. Можно сделать вывод, что в наиболее общем виде компетентность интегрирует в себе когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) аспекты.
Таким образом, если в самом обобщенном виде мы определим компетенцию как свойство (качество), то компетентность может рассматриваться как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности. Покидая стены вуза, выпускник должен обладать определенными компетенциями – профессионально важными качествами, тем потенциалом, который будет актуализирован в процессе осуществления профессиональной деятельности и свидетельствовать о его компетентности. Следует акцентировать внимание на том, что термин «компетентность» логично употреблять для характеристики специалиста в его профессиональной деятельности, а «компетенция» – для обозначения базового свойства (качества), которое делает специалиста «потенциально» компетентным. Компетентным можно стать, овладев определенными профессионально-важными компетенциями и реализовывая их в опыте конкретной профессиональной деятельности.
Рассматриваемые понятия, на
мой взгляд, в большей степени
соотносятся со сферой профессиональной
деятельности, в рамках которой человек
действительно проявляет
Приживутся или нет
рассматриваемые нами «компетентность»
и «компетенция» в нашем
Литература
Информация о работе Категории «компетентность» и «компетенция» в профессиональном образовании