Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:10, реферат
В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.
Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.
Итак, методы обучения должны обеспечивать
обоснованное чередование видов деятельности
с целью, в первую очередь, сохранения
и укрепления здоровья детей, ибо в практике
школы из видов деятельности по значимости
преобладают слушание, устная речевая
деятельность, письмо, практическая, ручная
деятельность. Их допустимо рассматривать
как пассивные виды деятельности, усугубляющие
застойные процессы и деформации в организме
(сколиоз, ухудшение зрения, обмена веществ
и т.д.).
Изучение исторического педагогического
опыта в области методов обучения позволяет
констатировать, что изменение целей и
содержания образования определяют изменение
и развитие методов обучения. Методы обучения
всегда находятся в зависимости от логики
той науки и движения научной мысли, учебный
предмет которой они обслуживают. Новые
достижения в науке ведут к изменению
содержания учебного предмета, а следовательно,
и к развитию методов обучения.
В основе обучения и развития личности
находится развитие познавательных интересов,
активности и способности, мышления и
сознания, наличие умений и навыков самостоятельного
добывания знаний и развитие творческого
мышления. Методы обучения предполагают
обеспечение такой организации обучения
(возможно технологического уровня), такое
развитие методической стороны учебного
процесса, способствующей максимальному
вовлечению всех учащихся в активную познавательную
деятельность. Развитие методов (авторских
технологий В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой,
Е.Н. Ильина, Ш.А. Амонашвили и других педагогов-новаторов)
отражает тенденцию их постоянного совершенствования.
Перспективы демократизации, гуманитаризации
и гуманизации школы и учебного процесса
создают условия развития и совершенствования
методов обучения в таких основных направлениях:
— индивидуализация обучения;
— формирование творческого отношения
(познавательной активности, интереса,
мотивации) к учению, добыванию знаний;
— использование методов обучения, основанных
на новейших разработках нейролингвистики,
компьютерной техники и т.п.;
— технологизация учебного процесса;
— применение методов проблемного обучения,
развивающего обучения, эвристического
обучения, личностно-ориентированного
обучения и ряда других направлений.
Последнее десятилетие XX века характеризуется
чрезвычайным динамизмом развития науки,
техники, космических технологий, познанием
величайших секретов микро- и макромиров,
достижениями культуры, ранее не существовавшими
моделями социализации системы человеческих
отношений, небывалым ускорением общественного
развития, информационным “взрывом”
и т.д.
Само собой разумеется, что классические
словесные и наглядные методы не могут
в полной мере обеспечить активное формирование
творческого мышления, развитие творческой
деятельности учащихся, познание действительности
и гармоничное “вхождение” во взрослую
самостоятельную жизнь. Идет процесс их
развития в направлении совершенствования
дидактических и особенно деловых игр,
методов компьютерного обучения, видео
наглядности в органическом соединении
с традиционными методами.