Классификация методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:36, контрольная работа

Описание

Метод воспитания (от греческого "методос" - путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Содержание

Введение
ГЛАВА I Понятие и сущность методов воспитания
1.1. Методы воспитания: понятие и классификация
1.3. Методы влияния
1.4. Виды влияния
1.5. Формы воспитания
ГЛАВА II Общие основы выбора методов воспитания
2.1 Выбор методов воспитания
2.2. Методы самовоспитания и самообразования
2.3. Приемы воспитания
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

методы воспитания.docx

— 65.72 Кб (Скачать документ)

3. Возрастные особенности  воспитанников. Одни и те же  задачи решаются различными методами  в зависимости от возраста  воспитанников. Возраст, как уже  отмечалось, это не просто число  прожитых лет. За ним приобретенный  социальный опыт, уровень развития  психологических и нравственных  качеств

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные  особенности воспитанников. Общие  методы, общие программы лишь  канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная  и личностная корректировка. Гуманный  воспитатель будет стремиться  применять такие методы, которые  дают возможность каждой личности  развить свои способности, сберечь  свою индивидуальность, реализовать  собственное «Я».

6. Условия воспитания. К  ним кроме рассмотренных выше материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических- относятся и отношения складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

7. Средства воспитания. Методы  воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами  воспитательного процесса. Кроме  методов существуют и другие  средства воспитания, с которыми  методы тесно взаимосвязаны и  применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения  изобразительного и музыкального  искусства, средства массовой  информации- необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим!

8. Уровень педагогической  квалификации. Воспитатель выбирает  только те методы, с которыми  он знаком, которыми владеет. Многие  методы сложны, требуют большого  напряжения сил: незаинтересованные  педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие- гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9. Время воспитания. Когда  времени мало, а цели большие,  применяются «сильнодействующие»  методы, в благоприятных условиях  используются «щадящие» методы  воспитания. Деление методов на  сильнодействующие и щадящие  условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые- это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения.

10. Ожидаемые последствия.  Выбирая метод (методы), воспитатель  должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет  применение метода.

Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить  перспективы, которых все равно  не достичь. Это, само собой разумеется. Между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического  завершения. Выполнять это правило  важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а  воспитатель укрепляет свой авторитет  организатора.

Метод не терпит шаблона  в применении. Поэтому воспитатель  всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие  данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При  товарищеских отношениях будет действенным  один метод, при отношениях нейтральных  или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Метод зависит от характера  вызываемой им деятельности. Заставить  воспитанника заниматься легким или  приятным делом -- это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда -- совсем другое. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее.

 

 

1.6. Методы самовоспитания  и самообразования

В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению  самовоспитания . 
          Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. 
          Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. 
          Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания . 
          Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. 
          Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. 
          В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.  
          А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости:  
          Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления. 
          Низкий уровень: отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя). Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:

самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей  и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или  иные качества);

самоотчет (ретроспективный  взгляд на пройденный за определенное время путь);

осмысление собственной  деятельности и поведения (выявление  причин успехов и неудач);

самоконтроль (систематическая  фиксация своего состояния и поведения  с целью предотвращения нежелательных  последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое  строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Основные методы самовоспитания отражены в рисунке 7.

  1. Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
  2. Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
  3. Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

 

2.3. Приемы воспитания

Разнообразные приемы педагогического  влияния могут быть сведены к  двум основным методам - требованию и оценке. В первом случае задача педагога - добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе. Педагогические требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание). Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание). Излишне категоричные требования подавляют личность, угнетают ее инициативу. Точно так же подавляют личность негативные оценки, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность. Однако постоянные похвалы обычно формируют у учащихся завышенную самооценку. 
          Требования и оценки могут быть коллективными и индивидуальными. В этой связи их эффективность в значительной степени зависит от отношения к их источнику. Максимальной силой влияния обладают референтная группа и самый авторитетный педагог (просьбы любимого учителя могут выполняться быстро, тогда как приказ человека, которого дети не уважают, может остаться невыполненным). С помощью методов оценки производится оценка поступков, стимулирование деятельности.  Оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики). 

 

 

 

 

Заключение

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а  в соответствии с укладом жизни  разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания.

 Я же описала общие методы  и средства воспитания. Также  я выяснила, что к каждому конкретному  ребенку нужен свой подход. Если  один метод подходит одному  ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому.  Из сказанного выше можно сделать  вывод, что тема «методы воспитания»  актуальна на сегодняшний день.

Тема воспитания актуальна как  раньше, так и сейчас. Потому что  мировая и отечественная история  образования свидетельствует о  том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений  отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования  и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Создание метода- это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели.

Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено  так много, что разобраться в  них, выбрать адекватные целям и  реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Классификация методов- это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2008.- 382с.

2. Селиванов В.С. Основы общей  педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2009.- 336с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитания - М.: «Просвещение», 2005г.

4. Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 2005г.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах - М, 2009г.

6. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 2009г.

7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - Теория и практика воспитательных систем. - М; 2006г.

8. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс  лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Просвещение, 2008г.-460с.

9. Андреев В.И. Педагогика: Учебный  курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань. Центр инновационных технологий, 2009г. - 608с.

10. Маленкова Л.И. Воспитание  в современной школе. - М.: Издательский  Дом «Моосфера», 2009г. - 300с.

 


Информация о работе Классификация методов воспитания