Классификация наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:35, реферат

Описание

Классификация наук – это раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. Важную роль при этом играют способы ее изображения (табличные, графические), так же имеет большое значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

реферат классификация наук.docx

— 49.42 Кб (Скачать документ)

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

 

Наука – есть систематизирование познание действительности, воспроизводящее  ее существенные и закономерные стороны  в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий.

Классификация наук – это раскрытие  взаимной связи наук на основании  определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. Важную роль при этом играют способы ее изображения (табличные, графические), так же имеет большое  значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.

Классификация наук производится по нескольким критериям:

- классификация по типу направления  науки;

- по дисциплинарным группам;

Рассмотрим классификацию в  зависимости от предметной области  изучения науки. В современном естествознании выделяют два типа направления наук:

- естественнонаучное направление

- гуманитарное направление.

Предметной областью естественнонаучного  типа науки, являются чисто природные  свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических  изобретений и приспособлений, производственных технологий.

Предметной областью гуманитарного  направления науки является область  явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих  людей как существ, во-первых, социальных (общественных), а во-вторых, духовных, наделенных разумом. В него входят человековедческие науки (философия, социология, история и другие), а так же религия, мораль, право.

Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов (естественнонаучного  и гуманитарного) стало предметом  философского анализа еще в XIX веке, в пору формирования большого количества наук о проявлениях человеческого духа (религиоведения, эстетики, теории государства и права).

В двадцатом веке проблема выбора и изучения того или иного типа науки стало очень остро. То есть разрыв между гуманитариями и  «естественниками» увеличился, существовала проблема статуса и общественной значимости двух типов наук: естественных и гуманитарных.

К настоящему времени наука превратилась в весьма сложную, многоплановую  и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации и  классификации – дисциплинарный. То есть классификация наук производиться  по дисциплинам, которые они изучают.

Вновь возникающие отрасли научного знания всегда обособлялись по предметному  признаку – в соответствии с вовлечением  в процесс познания новых фрагментов реальности. Вместе с тем, в системе  «разделения» научных дисциплин  есть и небольшой «привилегированный»  класс наук, выполняющих интегрирующие  функции по отношению ко всем прочим разделам научного знания, - математика, логика, философия, кибернетика, синергетика  и. их предметная область предельно  широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет  им выступать в роли методологической основы научного познания вообще.

Обобщая все вышесказанное, можно  сказать, что в современном естествознании, науки подразделяют не только на типы, которые были рассмотрены ранее, но и на группы или дисциплины:

- общественные науки;

- естественные науки;

- технические науки.

Общественные науки изучают  человека и общество, взаимоотношения  и взаимосвязь между ними. Так  же к общественным наукам относятся, например, история, экономика, право.

Естественные науки - изучают физику, химию, биологию. Биология охватывает все процессы, протекающие в живой  природе, физика – в неживой, а  химия является пограничной наукой и делится на органическую и неорганическую.

К техническим наукам принято относить робототехнику, самолетостроение, электронику. То есть к технически наукам относят  те, в которых требуются знания различных или особенных видов  техники и технического оснащения.

В учебной литературе рассматривается  много различных теорий классификаций  наук, каждая из которых рассматривает  классификационную структуру наук по - разному.

Интересную попытку дать общую  классификацию теоретических и  практических (технических в широком  понимании) наук предпринял сербский ученый и инженер Милутин Миланкович в своей книге, посвященной науке  и технике в их историческом развитии (1955 г.). Он исходит из того, что человеческое познание имеет два источника: наблюдение, или эмпирию, и размышление, или  «рационализм».

По мнению автора, из этих двух источников произошли все науки: во-первых, эмпирические, или дискриптивные, которые возникли на основе наблюдения, и, во-вторых, рационалистические, или точные, возникшие путем размышления. Науки обоего рода взаимно оплодотворяются  и дополняются, причем среди ученых были не только эмпирики или рационалисты, но и такие исследователи, которые  сочетали в себе острых наблюдателей природы и гениальных мыслителей.

Приняв за исходное указанное  деление всех наук на две основные группы, Миланкович переходит к более  детальному их подразделению. При этом он имеет в виду постепенное развитие отдельных наук и их нынешнее состояние.

Схема Миланковича составляется следующим образом: наносятся, семь концентрических кругов, в результате чего образуется один внутренний круг наименьшего радиуса и шесть  последовательно окружающих его  кольцевых площадей, все большего и большего размера. Этим семи геометрическим участкам соответствуют семь основных областей наук, которые обозначены на схеме XXXIV римскими цифрами.

Внутренний круг (I) представляет математические науки, к которым, согласно Миланковичу, относятся математика и геометрия. «Они являются рационалистическими науками в подлинном смысле слова, так созданы только путем логического рассуждения. Их строгая логика и их совершенный язык, выраженный математическими образцами, сделали их основой тех наук, которые называются точными».

Согласно Миланковичу, науки, занимающие внутренние сферы в его  геометрической схеме, выступают в  качестве основных по отношению к  «окружающим» их наукам, занимающим внешние  сферы в той же схеме.

Первое кольцо, примыкающее  непосредственно к математическим наукам, занимают точные науки (II). Сюда он относит рациональную и небесную механику, астрономию, физику и химию. Этим наукам, по его словам, «удалось открыть законы природы и выразить их математическим языком настолько точно, что изучаемые ими явления природы можно проследить шаг за шагом и в будущем». Не только астроном, но и физик, и химик заранее знают, как именно будут протекать соответствующие процессы.

Следующее кольцо включает в себя практические науки, являющиеся применением точных наук, прежде всего  технические науки (III). Это означает, что Миланкович не разрывает теоретические и практические знания, как это делал Конт, а пытается связать их между собой, показать их с точки зрения существующего между ними взаимодействия. Если по отношению к точным наукам математика играет роль их основы, то по отношению к техническим наукам роль основы играют в свою очередь точные науки, на прочном фундаменте которых только и могла быть создана современная техника.

Третье по счету кольцо изображает, по автору, науки, называемые дискриптивными неорганическими естественными  науками: это метеорология, минералогия, геология и география. Он утверждает, что эти науки называются дискриптивными, что они сообщают якобы только фактические данные, и не достигли еще того, чтобы раскрывать механизм явлений и предсказывать их протекание.

Пятую кольцевую область  схемы представляют науки, охватывающие применение биологических наук, медицину, ветеринарию, агрономическую и технологическую  биологию.

Наконец, последнюю (внешнюю) кольцеобразную область занимают духовные и общественные науки, самыми важными  из которых, по его мнению, являются: философия, исторические и правовые науки, социология и лингвистика.

В схеме Миланковича интересна  попытка сочетать теоретические  науки с практическими, которые  следуют непосредственно за первыми  в случае естественных наук: второе кольцо (технические науки) следует  за первым (физико-химические науки) и  пятое кольцо (практическая биология) — за четвертым (биологические науки). Однако этот принцип не выдержан по отношению к другим наукам (математическим, геолого-географическим и гуманитарным).

Рис 1. Схема классификации наук Миланковича

Здесь цифры обозначают: 0 — область математических наук, I — физико-химических, II — технических, III — геолого-географических, IV — биологических, V — медицинских и сельскохозяйственных, VI — гуманитарных.

Но главная слабость его  схемы состоит в том, что здесь  не учитываются переходные и промежуточные  науки: концентрические разделительные линии резко обособляют одну область  знания от другой, не оставляя места  для перехода, например, от химии (и  физики) к биологии или к геологии.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Общественные науки имеют  дело с той частью бытия, которая  включает все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности, возникающие социальные организации  и институты и т.д.

В совокупности общественных наук принято выделять социально-научные  и гуманитарные дисциплины. Разделение это не строгое и не однозначное, но, тем не менее, имеющее под собой  серьезное основание.

Социально-научные системы  знания (экономика, социология, политология, демография, этнография, антропология и др.) ориентируются на стандарты  естественных наук. Они пытаются изучать  социальную реальность как некий  внешне-положенный объект, по возможности  абстрагируясь от того факта, что  сам исследователь составляет часть  изучаемой реальности, находится  как бы «внутри» нее. Эти науки  предпочитают иметь дело с количественными (математически выразимыми) методами исследования, активно применяют  формализованные модели, добиваются однозначной интерпретации имеющегося эмпирического (опытного) материала.

Гуманитарные же отрасли  знания (философия, история, филология, культурология, правоведение, педагогика) четко осознают ограниченность формализованно-математических методов в изучении духовно-ценностных параметров социальной реальности и  пытаются раскрыть их как бы «изнутри», не противополагая себе объект исследования, а «включаясь», «вписываясь» в него.

Эмпирической (фактической) базой гуманитарных наук являются, как правило, тексты (в широком  смысле этого слова) — исторические, религиозные, философские, юридические, рисованные, пластические. Поэтому  методы гуманитарно-научного знания диалогичны: исследователь текста ведет своеобразный диалог с его автором. Рождающиеся  в результате такого диалога интерпретации  текстов, т.е. устанавливаемые смыслы зафиксированных в них проявлений жизнедеятельности людей, не могут, разумеется, быть строго однозначными. Да к тому же они обязательно будут  меняться с каждой новой исторической эпохой.

У гуманитарного знания и  цели иные, нежели у социально-научного. Гуманитарное знание стремится объяснить  общественную жизнь, чтобы научиться  ею управлять. Задача гуманитарного  знания — дать возможность человеку понять, принять жизнь, полюбить и  насладиться ею в итоге.Необходимо так же сказать про предмет наук о мышлении. Вместе с общественными науками они составляют гуманитарные науки, т. е. науки о человеке. Но в отличие от собственно общественных наук они имеют своим предметом, строго говоря, не сам по себе объект, например в виде общественных отношений, но объект, отражённый в общественном или же индивидуальном сознании человека (субъекта).

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИЧЕСКИХ  НАУК

В дисциплинарной структуре  классификации научного знания особое место занимают науки технические.

К ним относятся электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и др. Предмет их исследований — техника, технология, материалы, т.е. вещная и процессуальная стороны  человеческой деятельности.

Главной особенностью технических  наук считается то, что конечной их целью выступает не познание истины о природных процессах, а эффективное  использование этих процессов в  производственной и иной деятельности человека. Поэтому большая часть  технического знания может быть отнесена к разряду прикладного, которое  принято отличать от знания фундаментального.

Различаются эти виды научного знания по своим главным функциям. Предметная область того и другого  при этом может быть идентичной, а соотношение объяснительной и  практически-действенной функций  — разным.

Всякая возникающая наука  неизбежно проходит ряд стадий своего формирования, на которых пределами  ее возможностей последовательно выступают:

а) описание объекта;

б) его объяснение;

в) предсказание поведения  объекта в различных ситуациях;

Информация о работе Классификация наук