Кольцова М. М. Ребенок учится говорить

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:55, статья

Описание

Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:
1. Нарушения звукопроизношения.
2. Нарушения ритма и темпа речи.
3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

Работа состоит из  1 файл

Кольцова М. М. Ребенок учится говорить.docx

— 18.67 Кб (Скачать документ)

КАКИЕ НЕДОСТАТКИ РЕЧИ РЕБЕНКА  ДОЛЖНЫ НАС БЕСПОКОИТЬ?

Если ребенок в два  — два с половиной года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.

Помните: чем более стойкий  характер приобрело то или иное нарушение  речи, тем труднее его лечить.

Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:

1. Нарушения звукопроизношения.

2. Нарушения ритма и  темпа речи.

3. Расстройства речи, связанные  с нарушениями слуха.

4. Недоразвитие речи или  утрата ранее имевшейся речи.

К нарушениям звукопроизношения  относят косноязычие (его называют также дислалией) и дизартрию — нечленораздельную речь.

Косноязычие выражается в  отсутствии некоторых звуков (ребенок  пропускает их в словах), в искажении  звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.

Косноязычие бывает функциональное и механическое. При функциональном косноязычии слух и строение артикуляторного  аппарата нормальны, и причины нарушений  речи заключены в слабости нервных  процессов, протекающих в мозге. Механическая форма косноязычия  обусловлена врожденными неправильностями строения ротовой и носовой полостей (губ, зубов, нёба, носовых ходов и  т. д.). Функциональное косноязычие (пропуск, искажение, замена звуков) на втором-третьем  году жизни ребенка может считаться  закономерным явлением. Существует даже термин: «физиологическая дислалия». Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте, то нужно обращаться к логопеду.

Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. При этом чем сложнее артикуляция звука, тем больше будет дефектов. Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков «р» и «л» (так называемые «язычные» звуки), несколько реже — в произношении звуков «с», «з», «ц» (свистящие), «ш», «ж», «ч», «щ» (шипящие).

В тех случаях, когда звук отсутствует или неправильно  артикулируется, специально подобранными упражнениями налаживают правильный уклад  артикуляторных органов для произношения этого звука. Если имеется упорная  замена одного звука другим, это  свидетельствует о том, что у  ребенка не только недостаточность  артикуляторной функции, но и плохое различение звуков речи. В таких  случаях наряду с упражненияхми по исправлению артикуляции проводят и упражнения на распознавание звуков — воспитание фонематического

При неправильном строении губы недостаточно подвижны, и, конечно, прежде всего будет страдать произношение губных звуков: «п», «б», «м» и губно-зубных звуков «ф» и «в». Плохая подвижность губ отражается и на произношении других звуков.

Дефекты в строении челюстей, носоглотки влияют на форму лица, и  дети болезненно переживают свои физические недостатки.

Лечение должно начинаться с  попытки выправить имеющийся  физический дефект. Для этого нужно  как можно раньше обратиться к  специалисту по челюстно-лицевой  хирургии. Одновременно необходимо посоветоваться с логопедом относительно того, какие  упражнения для постановки звуков следует  делать ребенку.

Родители не должны раздумывать, обращаться ли к хирургу, не должны откладывать этого на более позднее  время, «когда малыш подрастет». Большое  значение имеют логопедические занятия, т. к. таким детям очень важно  поставить правильное дыхание и  звучание голоса, обучить их артикуляции  звуков. При расщелинах нёба логопедические занятия следует начинать до операции и продолжать после нее.

Весь ход развития речи при дизартрии задержан, период лепета часто отсутствует, к 2—3 годам появляются отдельные слова, а фразы (короткие, обычно неправильно построенные) ребенок  начинает произносить лишь к 5—6 годам.

Замедление речи имеет  в своей основе усиление тормозного процесса. Здесь может быть растянутое, замедленное произношение звуков в  слове, паузы между ними — ребенок  произносит слова почти по слогам («ви... зу... со... ба... а... ку...»); может быть удлинение пауз между словами («дай... мне... руку...»). Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление у слушающих, но сами дети обычно своего дефекта не замечают.

Лечение заключается в  применении тонизирующих средств, лечебной гимнастике и занятиях по логопедической ритмике.

Заикание — расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц. Оно проявляется  в двух формах — так называемое заикание развития и реактивное заикание.

Заикание развития наблюдается  в раннем детстве, когда ребенок  еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции. Если с малышом  в это время разговаривают, учат его трудным словам, фразам, то он может начать заикаться.

Обычно все дети переживают когда-нибудь испуг, переносят более  или менее тяжелые инфекции, бывают свидетелями конфликтов в семье. Однако заикание возникает лишь у  сравнительно небольшой части ребят. Специалисты но лечению заикания, например С. С. Ляпидевский, считают, что развитие заикания всегда имеет в основе ослабленную кору: на этом фоне сильные отрицательные воздействия вызывают срыв нервной деятельности — развитие невроза, одним из проявлений которого и будет заикание.

При лечении заикания наряду с логопедической необходима и медицинская помощь. Заикающийся ребенок обязательно должен находиться под наблюдением невропатолога. Как показывает опыт, наиболее успешным является лечение заикания в стационаре.

У ребят спокойных, уравновешенных заикание наблюдается крайне редко; значит, особое внимание нужно уделить  так называемым нервным детям  — это им угрожает развитие речевых  неврозов и, в первую очередь, заикания.

При малейшем подозрении на нарушение слуха у ребенка  нужно обратиться к врачу. У детей  примерно с 5 лет имеется возможность  очень точного определения того, в каких пределах потерян слух, с помощью специального прибора  — аудиометра. Аудиометр позволяет  выяснить, какие звуковые колебания  и при какой силе ребенок воспринимает. (Частоту колебаний звука в  секунду определяют в особых единицах — герцах, а силу его — в  децибелах).

Глухота не означает, что  ухо не улавливает никаких звуков: какие-то остатки слуха всегда есть. Но беда в том, что они могут  быть восприняты лишь при очень большой  силе звука — в 80—100 дб (нужно сказать, что 80 дб — это крик, а 100 дб — фортиссимо большого оркестра!).

В зависимости от того, каковы остатки слуха у ребенка, и  ведется с ним дальнейшая работа.

Дети, потерявшие слух в пять-шесть  лет, теряют речь лишь в редких случаях, а оглохшие в семь — одиннадцать  лет сохраняют речь полностью.

При своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий или глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны падать духом. Надо настроить себя и ребенка на спокойную длительную работу, которая, как правило, завершается успехом.

Недоразвитие речевой  деятельности (алалия) является или  следствием того, что созревание нервных  клеток речевой области левого полушария  в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения  этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах  вскоре после рождения. Утрата речи (афазия) происходит при очаговых поражениях речевых областей коры мозга у  детей или взрослых людей, речь которых  уже была сформирована.

Дети-алалики не изменяют слова по числам, падежам, в их речи отсутствуют связки и т. д., поэтому в семь-восемь лет ребенок говорит как двух-трехлетний: «Катя гуляет садик», «книга бах стол пол».

У детей-алаликов наблюдается плохое развитие моторики — они малоподвижны, неловки, медлительны. Многие из них с большим трудом могут научиться одеваться, причесываться и т. д. Тонкие движения пальцев рук неразвиты, некоординированны.

Афазия, даже очень тяжелая, проходит у детей быстро, если устранена  основная причина расстройства речи — удалена опухоль мозга, рассосалось  кровоизлияние после травмы и  т. д.

Психическое здоровье ребенка, в том числе и правильное развитие у него речи, во многом зависит от внимания и заботы семьи. Логопеды утверждают, что 80% случаев заикания — невротического происхождения. А разве режим, спокойная  обстановка, общее укрепление нервной  системы ребенка не в наших  руках?! Подумайте, какой огромный процент  речевых неврозов можно предупредить, если взрослые достаточно почувствуют  свою ответственность за это!

Еще один вопрос. Когда мы говорили о лечении разных форм речевых  расстройств, то все время подчеркивали необходимость длительной и систематической  работы с ребенком. Это — основное условие, которое поможет вам  справиться с бедой, если она случилась.

Дислалии, дизартрии, нарушения темпа и ритма речи, алалии, афазии — со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи, но вы должны помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в успех!


Информация о работе Кольцова М. М. Ребенок учится говорить