Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:04, реферат
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и компоненты. А так же, совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Коммуникативная культура учителя - это проявление гуманистической направленности его индивидуального творчества в решении задач профессионально-педагогической деятельности.
Исследования в области п
Определения «педагогического общения» и «коммуникационной культуры»
Принципы успешного педагогического общения
Стили педагогического общения по:
В.А. Кан-Калику
М.Талену
Общение = сотрудничество
Педагогические взаимодействия
Аспекты педагогического общения
Этапы педагогического общения
Вузовская система коммуникации
Стиль общения
Демократизация вузовского общения
Заключение
Российский Государственный Социальный Университет
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра
журналистики и связей с общественностью
Реферат
По дисциплине - психология и педагогика
На тему:
«Коммуникативные
аспекты педагогической
деятельности»
Выполнила студентка 1 курса
Группы жур-ДБ-1-1
Добрецова Юлия Сергеевна
Проверил:
Гончарук Алексей Юрьевич
Москва
2011
Содержание:
"Учение - это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения"
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и компоненты. А так же, совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Коммуникативная культура учителя - это проявление гуманистической направленности его индивидуального творчества в решении задач профессионально-педагогической деятельности.
Исследования
в области педагогической психологии
показывают, что значительная часть
педагогических трудностей обусловлена
не столько недостатками научной
и методической подготовки преподавателей,
сколько деформацией сферы
Именно поэтому, благоприятная коммуникационная среда в образовательной процессе очень важна.
2.Принципы успешного педагогического общения
Главным принципом современного образования является гуманизация обучения как основа педагогического общения.
Так же существует такое явление как замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении.
Каждому участнику общения прививать культуру общения и формировать положительный опыт, вырабатывать умение видеть в человеке высшую ценность, а в собеседнике, участнике общения - личность, столь же значимую, как и он сам.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.
3.Стили педагогического общения
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял такие стили общения:
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Стили общения по М.Талену
В последние годы за рубежом были разработаны классификации стилей педагогического общения, автором которых является - М. Тален. Он в своих трудах выделял 7 моделей.
Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях.
Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам.
Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности.
Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое.
Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы.
Понятия педагогического сотрудничества и взаимодействия
Педагогическое сотрудничество - двусторонний процесс, основанный на взаимодействии преподаватель - студент, успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого.
Педагогическое взаимодействие - процесс творческий независимо от того, какой аспект общения имеется в виду: решение учебно-воспитательных задач или организация взаимоотношений. Творческий характер носит и решение педагогических задач, и процесс воплощения этого решения в общении со студентами.
Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному проявлению.
Педагогическое
общение, основанное на
Педагогическое общение и взаимодействие подтверждает субъективность коммуникационных процессов.
Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Будь то лекция, семинар, экзамен, зачет, защита курсового проекта или реферата, преподаватель общается с потоком, группой, подгруппой, личностью.
Общение выступает в трех аспектах:
• во-первых, как средство решения учебных задач;
• во-вторых, как
система социально-
• в-третьих, как способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов(учеников), в котором сочетаются обучение и воспитание, и как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
1.Прогностический этап
Осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности
2.Начальный период общения
Организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.
3.Управление общением в развивающемся педагогическом процессе
Непосредственно совместная работа преподавателя и студентов.
4.Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности
Преподаватель(учитель) анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией.
Цикличность процесса(см.схему) На четвертом этапе
цикл общения заканчивается и осуществляется
переход к первому этапу.
Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза - формирование личности специалиста.
В системе вузовского
педагогического общения
1) взаимоотношения ведомый-ведущий;
2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.
Основные требования к коммуникативным отношениям "преподаватель-студент", "студент-студент" можно сформулировать следующим образом:
• взаимодействие
факторов сотрудничества и ведомости
при организации
• формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;
• ориентация системы
педагогического общения на взрослого
человека с развитым самосознанием
и тем самым преодоление
• использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.
В педагогических коммуникации находят выражение:
а) особенности коммуникативных возможностей педагога;
б) достигнутый уровень взаимоотношений;
в) творческая индивидуальность педагога;
г) особенности студенческого коллектива.
Стиль общения
воплощает социально-этические
Оптимальный стиль общения - это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и студентов совместной творческой деятельностью, отражающее саму специфику формирования личности специалиста в вузе и воплощающее в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков профессионально- педагогического общения.
Социальные и политические процессы в нашем обществе пробудили стремление к самовыражению, обусловили раннюю социализацию личности. Это не могло не отразиться на вузовской жизни. Органы студенческого самоуправления контролируют бытовые условия, учебную деятельность, общественную и социальную жизнь студенчества. Повысился правовой уровень культуры студентов, прекрасно осведомленных о своих правах, норме семестровой и недельной учебной нагрузки, самостоятельной работы, контроля.
Информация о работе Коммуникативные аспекты педегогической дятельсности