Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:37, лекция
К сожалению, в настоящее время хорошее здоровье, здоровый образ жизни не является нормой для большинства учащихся и их родителей; отношение к здоровью как к ценности не имеет приоритетного значения. Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
К сожалению, в настоящее время хорошее здоровье, здоровый образ жизни не является нормой для большинства учащихся и их родителей; отношение к здоровью как к ценности не имеет приоритетного значения. Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует «приоритет сохранения здоровья учащихся», что и регламентировано Законом Республики Беларусь «Об образовании» (ст. 50).
Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в настоящее время резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами.
Ухудшение
здоровья детей и подростков связано,
прежде всего, с экологическим и
социально-экономическим
Важная
роль принадлежит организации
Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.
Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.
Успешное функционирование учреждения образования с учетом сегодняшнего состояния здоровья детей невозможно без создания единого профилактического пространства, обеспеченного взаимодействием педагогов, психологов, медицинских работников, учащихся и родителей, которые согласовано решают разные задачи, связанные с заботой о здоровье и принимают на себя ответственность за результаты. Обеспечить здоровьесбережение можно только комплексом профилактических мероприятий на всех этапах обучения, начиная с первого класса. Комплексное обеспечение здоровьесбережения предполагает совокупность педагогических, санитарно-гигиенических и медицинских мер, направленных на оптимизацию процесса обучения, охрану и оздоровление окружающей среды, формирование здорового образа жизни. Оптимальной формой комплексирования является создание службы здоровья в общеобразовательном учреждении.
Школа как социальный институт обладает рядом возможностей для успешного формирования установок, привычек и навыков здорового образа жизни, а именно:
1) влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
2) формировать у учащихся
готовность к безболезненной интеграции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с социальной средой;
3) прививать учащимся навыки
здорового образа жизни в процессе обучения и осуществлять контроль над их усвоением;
4) осуществлять совместную
работу с семьёй;
5) привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.)
Направлениями деятельности по организации учебно-воспитательного процесса должны стать:
Необходимый уровень грамотности (знаний, умений, навыков), т.е. обучение здоровью, может быть обеспечен как путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ, так и путем специального предмета (факультатива) – культура здоровья.
В конечном итоге оценкой эффективности работы по здоровьесбережению в ОУ является сформированность у школьников навыков осознанного отношения к здоровью. Критерии оценки предложены в таблице 6 Методических рекомендаций «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования». В приложениях к данным рекомендациям можно также найти:
При
комплексном подходе к
Здоровый
образ жизни, под которым подразумевается,
с одной стороны, формирование знаний
о средствах и методах
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Социальный педагог СОШ №2
Храменкова
М.В.
г. п. Белыничи
2007г.
Информация о работе Комплексный подход к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников