Комплексный подход к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:37, лекция

Описание

К сожалению, в настоящее время хорошее здоровье, здоровый образ жизни не является нормой для большинства учащихся и их родителей; отношение к здоровью как к ценности не имеет приоритетного значения. Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.

Работа состоит из  1 файл

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

     КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

     К сожалению, в настоящее время  хорошее здоровье, здоровый образ  жизни не является нормой для большинства  учащихся и их родителей; отношение  к здоровью как к ценности не имеет  приоритетного значения. Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.

     Проблема  здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует «приоритет сохранения здоровья учащихся», что и регламентировано Законом Республики Беларусь «Об образовании» (ст. 50).

     Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в настоящее время резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами.

     Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и  социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние  и комплекс так называемых внутришкольных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.

     Важная  роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.

     Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.

     Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем и физического  здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.

     Успешное  функционирование учреждения образования с учетом сегодняшнего состояния здоровья детей невозможно без создания единого профилактического пространства, обеспеченного взаимодействием педагогов, психологов, медицинских работников, учащихся и родителей, которые согласовано решают разные задачи, связанные с заботой о здоровье и принимают на себя ответственность за результаты. Обеспечить здоровьесбережение можно только комплексом профилактических мероприятий на всех этапах обучения, начиная с первого класса. Комплексное обеспечение здоровьесбережения предполагает совокупность педагогических, санитарно-гигиенических и медицинских мер, направленных на оптимизацию процесса обучения, охрану и оздоровление окружающей среды, формирование здорового образа жизни. Оптимальной формой комплексирования является создание службы здоровья в общеобразовательном учреждении.

     Школа как социальный институт обладает рядом  возможностей для успешного формирования установок, привычек и навыков здорового  образа жизни, а именно:

1) влиять на уровень притязаний  и самооценку детей; 

2) формировать у учащихся готовность  к безболезненной интеграции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с социальной средой;

3) прививать учащимся навыки здорового  образа жизни в процессе обучения  и осуществлять контроль над  их усвоением; 

4) осуществлять совместную работу  с семьёй;

5) привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.)

Направлениями деятельности по организации учебно-воспитательного процесса должны стать:

  1. Организация питания учащихся.
  2. Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
  3. Компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной работы по физической культуре.
  4. Широкое применение воспитательных технологий – классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.
  5. Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья учащихся.

   Необходимый  уровень грамотности (знаний, умений, навыков), т.е. обучение здоровью, может  быть обеспечен как путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ, так и путем специального предмета (факультатива) – культура здоровья.

   В конечном итоге оценкой эффективности работы по здоровьесбережению в ОУ является сформированность у школьников навыков осознанного отношения к здоровью. Критерии оценки предложены в таблице 6 Методических рекомендаций «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования». В приложениях к данным рекомендациям можно также найти:

    • гигиенические требования к условиям обучения;
    • примерный объем ежедневной двигательной активности;
    • комплексы упражнений физкультурных минуток;
    • комплексы упражнений гимнастики для глаз;
    • рекомендуемые учетные формы для оценки показателей здоровья школьников;
    • функциональные пробы для оценки прямых показателей здоровья школьников;
    • формы работы по профилактике заболеваний и оздоровления учащихся;
    • гигиенический критерии оценки организации урока и др..

При  комплексном подходе к здоровьесбережению можно сделать вывод, что педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:

  1. В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
  2. Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
  3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
  4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Здоровый  образ жизни, под которым подразумевается, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Здоровье  – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая  гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

 

     

     Средняя общеобразовательная школа №2

 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Социальный  педагог СОШ №2

     Храменкова  М.В. 
 
 
 
 
 
 
 

г. п. Белыничи

2007г.

Информация о работе Комплексный подход к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников