Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:19, реферат
Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях:
• гуманистическая;
• социальная
• диагностическая
• коррекционная
• экспериментальная
• коллективного творческого воспитания;
• педагогика сотрудничества.
Министерство образования и науки Республики Казахстан:
Южно-Казахстанский
Государственный
Педагогический Институт
СРС
На
тему: Концепция личностно-ориентированного
образования
Выполнила: Утимова А.А
Группа: 119-81
Приняла: Мусабекова
Г. Т.
Шымкент-2011
Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе
В
современных условиях
активизируется развитие
педагогики в самых
разных направлениях:
• гуманистическая;
• социальная
• диагностическая
• коррекционная
• экспериментальная
• коллективного творческого воспитания;
• педагогика сотрудничества.
Предметом
гуманистической педагогики является
воспитание Человека, гуманной свободной
личности, способной жить и творить
в будущем демократическом
В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия:
-личностно-ориентированное образование;
-личностно-ориентированное обучение;
-личностно-ориентированное воспитание;
-личностный
подход.
Личностно-ориентированное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем.
Личностно-ориентированное
образование в школе направлено
на развитие и саморазвитие ученика,
становление его как личности
с учетом индивидуальных особенностей,
интересов, способностей.
Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой
на его
склонности и интересы, возможности
и способности, ценностные ориентации
и субъективный опыт.
Личностно-ориентированное
воспитание - это развитие и саморазвитие
личностных качеств на основе общечеловеческих
ценностей. Гуманистическое личностно-
Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка.
Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, а следовательно, означает становление субъект-объектных отношений.
Личностный
подход – это индивидуальный подход
к человеку как к личности с
пониманием ее как системы, определяющей
все другие психические явления.
Личностный
подход является ведущим в организации
учебно-воспитательного
В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи, как между собой, так и целостной личностью.
В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний.
Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе.
Он должен знать и использовать такие приемы (их выработала педагогика сотрудничества), в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.
Все ученики защищены в своем классе и в своей школе. Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания.
Только коллектив педагогов- единомышленников способен связать воедино личность , личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка.
Именно
личность школьника и личность педагога—главное
мерило наличия и развития гуманной
воспитательной системы.
Индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.
Она выражается
в реализации принципа индивидуального
подхода к учащимся в обучении
и воспитании. Очень важно в
современных условиях индивидуальную
работу с детьми поставить на научную
основу, использовать практические рекомендации,
советы по реализации личностного, индивидуального
и дифференцированного
Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей.
Учитывая
их, учитель определяет методы и
формы воздействия на личность
каждого ребенка.
Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели руководствуются следующими принципами:
установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»;
уважение самооценки личности ученика;
вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
создание
психологической почвы и
наиболее
эффективным средством
Индивидуальная
работа с детьми состоит из следующих
этапов:
Первый этап:
Педагог-воспитатель изучает
научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания;
организует совместную коллективную деятельность;
проводит
диагностирование личности каждого
ребенка.
Второй
этап:
Используется наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности:
• учебно-познавательной;
• трудовой;
• игровой;
• спортивной;
• творческой.
В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др.
Каждая
группа учащихся требует индивидуального
подхода , а также своей системы
методов педагогического
Особого внимания требуют к себе «трудные дети», отличающиеся девиантным поведением.
В структуре личности «трудного» подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам.
Зная
и учитывая специфику личностно-
• переубеждение;
• переучивание;
• переключение;
• поощрение;
• наказание;
• самоисправление,
• «реконструкция характера».
Третий этап.
На основе
установленного уровня воспитанности
учащегося проектируется
Четвертый этап.
Происходит
дальнейшее изучение учащегося,
проектирование его поведения и
отношений в различных
Для данного
этапа характерно использование
общих методов обучения и воспитания,
вместе с тем широко применяются
методы индивидуального
• требование,
• общественное мнение,
• поощрение,
• награда.
Пятый этап.
Коррекция—это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются: наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.
Все эти
приемы используются в комплексе, уточняя
и дополняя полученные данные и результаты
индивидуальной работы с учащимися.
Таким образом, индивидуальный подход
- важнейший принцип обучения и
воспитания. Его реализация предполагает
частичное, временное изменение
ближайших задач и содержания
учебно-воспитательной работы, постоянное
варьирование ее методов и форм с учетом
общего и особенного в личности каждого
ученика для обеспечения гармоничного,
целостного ее развития.
Эффективность
индивидуальной работы зависит от знания
научных основ, от конкретизации
задач обучения и воспитания учеников
в данном классе, от установления уровня
воспитанности каждого ребенка
от гибкости методики, компетентности,
профессионализма и педагогического
мастерства учителя. Индивидуальный подход
требует от каждого педагога знания
практических рекомендаций, советов
и умения претворять в жизнь.
Список
литературы
1. Козлов
Н. Мудрость в повседневных
контактах//Воспитание
№ 4 (июль – август) с. 14-20.
2. Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ. – научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, замест. предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2000
3. Шохин В.К. Аксиология т.1. с. 62-67
4. Российская
педагогическая энциклопедия: В
2 тт./Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов.
– М.: Большая Российская
Информация о работе Концепция личностно-ориентированного образования