Концепция личностно-ориентированного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:19, реферат

Описание

Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях:
• гуманистическая;
• социальная
• диагностическая
• коррекционная
• экспериментальная
• коллективного творческого воспитания;
• педагогика сотрудничества.

Работа состоит из  1 файл

рефреф4.docx

— 29.19 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Республики Казахстан:

Южно-Казахстанский  Государственный  Педагогический Институт 
 
 
 

СРС

 
 
 
 

На  тему: Концепция личностно-ориентированного образования 
 
 
 
 

                     Выполнила: Утимова  А.А

                     Группа: 119-81

                     Приняла: Мусабекова Г. Т. 
                 
                 
                 
                 

Шымкент-2011

Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном  процессе

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых  разных направлениях: 

      • гуманистическая;

      • социальная

      • диагностическая

      • коррекционная

      • экспериментальная

      • коллективного творческого  воспитания;

      • педагогика сотрудничества. 

Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной  личности, способной жить и творить  в будущем демократическом обществе. 

В теории гуманистической педагогики, где  личность ребенка представляется как  общечеловеческая ценность, правомерны понятия:

-личностно-ориентированное  образование;

-личностно-ориентированное  обучение;

-личностно-ориентированное  воспитание;

-личностный  подход. 

Личностно-ориентированное  образование  предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной  программы, позволяющей выбрать  и овладеть разнообразным образовательным  уровнем.

Личностно-ориентированное  образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей. 

Личностно-ориентированное  обучение   предоставляет возможность  каждому школьнику реализовать  себя в познании, в учебной деятельности с опорой

на его  склонности и интересы, возможности  и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. 

Личностно-ориентированное  воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное  воспитание—это педагогически управляемый  процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его  творческих способностей и возможностей. 

Личностный  подход - это важнейший принцип  психологической науки, предусматривающий  учет своеобразия индивидуальности личности ребенка.

Именно  этот подход определяет положение ребенка  в воспитательном процессе, а следовательно,  означает становление субъект-объектных  отношений.

Личностный  подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с  пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления. 

Личностный  подход является ведущим в организации  учебно-воспитательного процесса. 

В отличие  от индивидуального подхода он требует  знания структуры личности и ее элементов, их связи,  как между собой, так  и целостной личностью.

В связи  с этим следует выделить идею личностного  подхода, суть которой в том, что  в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром  чувств и переживаний.

Это и  следует в первую очередь учитывать  учителю в своей работе.

Он должен знать и использовать такие приемы (их выработала педагогика сотрудничества), в которых каждый ученик чувствует  себя личностью, ощущает внимание учителя  только к нему, он уважаем, никто  не может его оскорбить.

Все ученики  защищены в своем классе и в  своей школе. Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии  гуманной системы воспитания.

Только  коллектив педагогов- единомышленников  способен связать воедино личность , личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка.

Именно  личность школьника и личность педагога—главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы. 

Индивидуальная  работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.

Она выражается в реализации принципа индивидуального  подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в  современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную  основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального  и дифференцированного подходов. 

Эффективность такой работы зависит от педагогического  профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и  помнить при этом о том, что  она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и  психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей.

Учитывая  их, учитель определяет методы  и  формы воздействия на личность  каждого ребенка. 

Все это  требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии  воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели  руководствуются следующими принципами:

установление  и развитие деловых и межличностных  контактов на уровне «учитель-ученик-класс»;

уважение  самооценки личности ученика;

вовлечение  ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;

постоянное  усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной  деятельности;

создание  психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что  является

наиболее  эффективным средством реализации программы обучения и воспитания. 

Индивидуальная  работа с детьми состоит  из следующих  этапов: 

Первый  этап:

Педагог-воспитатель  изучает

научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания;

организует  совместную коллективную деятельность;

проводит  диагностирование личности  каждого  ребенка. 
 
 
 

Второй  этап: 

Используется  наблюдение  и изучение учащихся в ходе разнообразной  деятельности:

    • учебно-познавательной;

    • трудовой;

    • игровой;

    • спортивной;

    • творческой.

В современной  практике выделяют группы детей с  разным  уровнем интеллектуального  развития, детей с физическими  недостатками, трудных подростков и  др.

Каждая  группа учащихся требует индивидуального  подхода , а также своей системы  методов педагогического воздействия.

Особого внимания требуют к себе «трудные дети», отличающиеся  девиантным  поведением.

В структуре  личности «трудного» подростка наблюдаются  отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере  общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам.

Зная  и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с «трудными»  подростками  опытные педагоги применяют  различные  методы работы: 

    • переубеждение;

    • переучивание;

    • переключение;

    • поощрение;

    • наказание;

    • самоисправление,

    • «реконструкция характера».

Третий  этап.

На основе установленного уровня воспитанности  учащегося проектируется развитие ценностных ориентаций, личностных свойств  и  качеств  ученика. Проектирование развития личности основывается на сравнении  наличного уровня воспитанности  учащегося с его идеалом и  осуществляется в процессе составления  дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка. 

Четвертый этап.

Происходит  дальнейшее  изучение учащегося,  проектирование его поведения и  отношений в различных ситуациях

Для данного  этапа характерно использование  общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются  методы индивидуального педагогического  воздействия:

    • требование,

    • общественное мнение,

    • поощрение,

    • награда.

Пятый этап.

Коррекция—это способ педагогического воздействия  на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются  позитивные или  преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются:  наблюдение и самонаблюдение,  анализ и оценка,   самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.

Все эти  приемы используются в комплексе, уточняя  и дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с учащимися. Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип обучения и  воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение  ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития. 

Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации  задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от установления уровня  воспитанности каждого ребенка  от гибкости методики,  компетентности, профессионализма и педагогического  мастерства учителя. Индивидуальный подход требует от каждого педагога знания практических рекомендаций, советов  и умения претворять в жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Козлов  Н. Мудрость в повседневных  контактах//Воспитание школьника  – 1997.

№ 4 (июль – август) с. 14-20.

2. Новая  философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т  философии РАН, Нац. общ. –  научн. фонд; Научно-ред. совет:  предс. В.С. Степин, замест. предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2000

3. Шохин  В.К. Аксиология т.1. с. 62-67

4. Российская  педагогическая энциклопедия: В  2 тт./Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов.  – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998

Информация о работе Концепция личностно-ориентированного образования