Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:10, научная работа
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.
Рабочая концепция одаренности
Введение
Создание условий, обеспечивающих
выявление и развитие одаренных
детей, реализацию их потенциальных
возможностей, является одной из приоритетных
задач современного общества. Наличие
социального заказа способствует интенсивному
росту работ в этой области. Однако
мировая практика работы с одаренными
детьми указывает на то, что при
отсутствии валидных методов идентификации
одаренности эта работа может
привести к негативным последствиям.
Вместе с тем выбор
В связи с этим требуется серьезная просветительская
работа среди учителей и работников народного
образования, а также родителей для формирования
у них научно адекватных и современных
представлений о природе, методах выявления
и путях развития одаренности.
Сложность решения этих задач определяется
наличием широкого спектра подчас противоречащих
друг другу подходов к указанной проблеме,
в которых трудно разобраться практическим
работникам и родителям. Поэтому становится
актуальной разработка рабочей концепции
одаренности, которая выступала бы в качестве
теоретического и методического основания
для практической работы.
В данных условиях Министерство образования
Российской Федерации обратилось к отечественным
ученым с просьбой разработать рабочую
концепцию одаренности, отражающую результаты
фундаментальных отечественных исследований,
современные тенденции мировой науки,
а также опыт (как позитивный, так и негативный)
работы с одаренными детьми.
Создание соответствующей концепции является
фактически первой попыткой такого рода
в нашей стране. Один из наиболее известных
подходов к определению одаренности с
выделением ее видов был предложен американскими
учеными в 1972 г. в специальном докладе
государственного Департамента образования
Конгрессу США.
Предлагаемая рабочая концепция является
обобщением современного состояния знаний
в области психологии одаренности. В ее
разработке приняли участие Российское
психологическое общество, Институт психологии
РАН, Психологический институт РАО, факультет
психологии МГУ.
РАЗДЕЛ I
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
1.1. Определение понятий
«одаренность» и «одаренный
Одаренность — это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов
в одном или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов
признает, что уровень, качественное своеобразие
и характер развития одаренности — это
всегда результат сложного взаимодействия
наследственности (природных задатков)
и социокультурной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, учебной,
трудовой). При этом особое значение имеют
собственная активность
ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе
формирования и реализации индивидуального
дарования.
Детский возраст — период становления
способностей и личности. Это время глубоких
интегративных процессов в психике ребенка
на фоне ее дифференциации. Уровень и широта
интеграции определяют особенности формирования
и зрелость самого явления — одаренности.
Поступательность этого процесса, его
задержка или регресс определяют динамику
развития одаренности.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов,
касающихся проблемы одаренных детей,
является вопрос о частоте проявления
детской одаренности. Существуют две крайние
точки зрения: «все дети являются одаренными»
— «одаренные дети встречаются крайне
редко». Сторонники одной из них полагают,
что до уровня одаренного можно развить
практически любого здорового ребенка
при условии создания благоприятных условий.
Для других одаренность — уникальное
явление, в этом случае основное внимание
уделяется поиску одаренных детей. Указанная
альтернатива снимается в рамках следующей
позиции: потенциальные предпосылки к
достижениям в разных видах деятельности
присущи многим детям, тогда как реальные
незаурядные результаты демонстрирует
значительно меньшая часть детей.
Тот или иной ребенок может проявить особую
успешность в достаточно широком спектре
деятельностей, поскольку его психические
возможности чрезвычайно пластичны на
разных этапах возрастного развития. В
свою очередь, это создает условия для
формирования различных видов одаренности.
Более того, даже в одном и том же виде
деятельности разные дети могут обнаружить
своеобразие своего дарования применительно
к разным ее аспектам.
Одаренность часто проявляется в успешности
деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный
характер. Например, увлеченный техническим
конструированием ребенок может дома
с энтузиазмом строить свои модели, но
при этом не проявлять аналогичной активности
ни в школьной, ни в специально организованной
внешкольной деятельности (кружке, секции,
студии). Кроме того, одаренные дети далеко
не всегда стремятся демонстрировать
свои достижения перед окружающими. Так,
ребенок, сочиняющий стихи или рассказы,
может скрывать свое увлечение от педагога.
Таким образом, судить об одаренности
ребенка следует не только по его школьным
или внешкольным делам, но по инициированным
им самим формам деятельности.
В некоторых случаях причиной, задерживающей
становление одаренности, несмотря на
потенциально высокий уровень способностей,
являются те или иные трудности развития
ребенка: например, заикание, повышенная
тревожность, конфликтный характер общения
и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической
поддержки эти барьеры могут быть сняты.
В качестве одной из причин отсутствия
проявлений того или иного вида одаренности
может быть недостаток необходимых знаний,
умений и навыков, а также недоступность
(в силу условий жизни) предметной области
деятельности, соответствующей дарованию
ребенка.
Таким образом, одаренность у разных детей
может быть выражена в более или менее
очевидной форме. Анализируя особенности
поведения ребенка, педагог, психолог
и родители должны делать своего рода
«допуск» на недостаточное знание о его
истинных возможностях, понимая при этом,
что существуют дети, чью одаренность
они пока не смогли увидеть.
Одаренность в детском возрасте можно
рассматривать в качестве потенциала
психического развития по отношению к
последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику
одаренности в детском возрасте (в отличие
от одаренности взрослого человека):
1) Детская одаренность часто выступает
как проявление закономерностей возрастного
развития. Каждый детский возраст имеет
свои предпосылки развития способностей.
Например, дошкольники характеризуются
особой предрасположенностью к усвоению
языков, высоким уровнем любознательности,
чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего
подросткового возраста характерными
являются различные формы поэтического
и литературного творчества и т.п. Высокий
относительный вес возрастного фактора
в признаках одаренности иногда создает
видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности,
под которой — обычный ребенок) в виде
ускоренного развития определенных психических
функций, специализации интересов и т.п.
2) Под влиянием смены возраста, образования,
освоения норм культурного поведения,
типа семейного воспитания и т.д. может
происходить «угасание» признаков детской
одаренности. Вследствие этого крайне
сложно оценить меру устойчивости одаренности,
проявляемой данным ребенком на определенном
отрезке времени. Кроме того, возникают
трудности относительно прогноза превращения
одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3) Своеобразие динамики формирования
детской, одаренности нередко проявляется
в виде неравномерности (рассогласованности)
психического развития. Так, наряду с высоким
уровнем развития тех или иных способностей
наблюдается отставание в развитии письменной
и устной речи; высокий уровень специальных
способностей может сочетаться с недостаточным
развитием общего интеллекта и т.д. В итоге
по одним признакам ребенок может идентифицироваться
как одаренный, по другим — как отстающий
в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую
трудно отличить от обученности (или шире
— степени социализации), являющейся результатом
более благоприятных условий жизни данного
ребенка. Ясно, что при равных способностях
ребенок из семьи с высоким социально-экономическим
статусом (в тех случаях, когда семья прилагает
усилия по его развитию) будет показывать
более высокие достижения в определенных
видах деятельности по сравнению с ребенком,
для которого не были созданы аналогичные
условия.
Оценка конкретного ребенка как одаренного
в значительной мере условна. Самые замечательные
способности ребенка не являются прямым
и достаточным показателем его достижений
в будущем. Нельзя закрывать глаза на то,
что признаки одаренности, проявляемые
в детские годы, даже при самых, казалось
бы, благоприятных условиях могут либо
постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.
Учет этого обстоятельства особенно важен
при организации практической работы
с одаренными детьми. Не стоит использовать
словосочетание «одаренный ребенок» в
плане констатации (жесткой фиксации)
статуса определенного ребенка, ибо очевиден
психологический драматизм ситуации,
когда ребенок, привыкший к тому, что он
«одаренный», на следующих этапах развития
вдруг объективно теряет признаки своей
исключительности. Может возникнуть болезненный
вопрос о том, что дальше делать с ребенком,
который начал обучение в специализированном
образовательном учреждении, но потом
перестал считаться одаренным.
Исходя из этого, в практической работе
с детьми вместо понятия «одаренный ребенок»
следует использовать понятие «признаки
одаренности ребенка» (или «ребенок с
признаками одаренности»).
1.2. Признаки одаренности
Признаки одаренности
Инструментальный аспект поведения одаренного
ребенка может быть описан следующими
признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности.
Способы деятельности одаренного ребенка
обеспечивают ее особую, качественно своеобразную
продуктивность. При этом выделяются три
основных уровня успешности деятельности,
с каждым из которых связана своя специфическая
стратегия ее осуществления:
быстрое освоение деятельности и высокая
успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов
деятельности в условиях поиска решения
в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности
за счет более глубокого овладения предметом,
ведущее к новому видению ситуации и объясняющее
появление неожиданных на первый взгляд
идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен
главным образом третий уровень успешности
— новаторство как выход за пределы требований
выполняемой деятельности, что позволяет
ему открывать новые приемы и закономерности.
Сформированность качественно своеобразного
индивидуального стиля деятельности,
выражающегося в склонности «все делать
по-своему» и связанного с присущей одаренному
ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
Например, для него весьма типичен — наряду
со способностью практически мгновенно
схватывать существенную деталь или очень
быстро находить путь решения задачи —
рефлексивный способ переработки информации
(склонность тщательно анализировать
проблему до принятия какого-либо решения,
ориентация на обоснование собственных
действий).
Особый тип организации знаний одаренного
ребенка: высокая структурированность;
способность видеть изучаемый предмет
в системе разнообразных связей; свернутость
знаний в соответствующей предметной
области при одновременной их готовности
развернуться в качестве контекста поиска
решения в нужный момент времени; категориальный
характер (увлеченность общими идеями,
склонность отыскивать и формулировать
общие закономерности). Это обеспечивает
удивительную легкость перехода от единичного
факта или образа к их обобщению и развернутой
форме интерпретации.
Кроме того, знания одаренного ребенка
(как, впрочем, и одаренного взрослого)
отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок
сразу схватывает и усваивает соответствующую
его интеллектуальной направленности
информацию), высоким удельным весом процедурных
знаний (знаний о способах действия и условиях
их использования), большим объемом метакогнитивных
(управляющих, организующих) знаний, особой
ролью метафор как способа обработки информации
и т.д.
Следует учитывать, что знания могут иметь
разное строение в зависимости от того,
испытывает ли человек интерес к соответствующей
предметной области. Следовательно, особые
характеристики знаний одаренного ребенка
могут обнаружить себя в большей степени
в сфере его доминирующих интересов.
Своеобразный тип обучаемости. Он может
проявляться как в высокой скорости и
легкости обучения, так и в замедленном
темпе обучения, но с последующим резким
изменением структуры знаний, представлений
и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные
дети, как правило, уже с раннего возраста
отличаются высоким уровнем способности
к самообучению, поэтому они нуждаются
не столько в целенаправленных учебных
воздействиях, сколько в создании вариативной,
обогащенной и индивидуализированной
образовательной среды.
Мотивационный аспект
поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность
к определенным сторонам предметной действительности
(знакам, звукам, цвету, техническим устройствам,
растениям и т.д.) либо определенным формам
собственной активности (физической, познавательной,
художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся,
как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность,
которая проявляется в ненасытной любознательности,
а также готовности по собственной инициативе
выходить за пределы исходных требований
деятельности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным
занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно
высокая увлеченность каким-либо предметом,
погруженность в то или иное дело. Наличие
столь интенсивной склонности к определенному
виду деятельности имеет своим следствием
поразительное упорство и трудолюбив.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой
и неопределенной информации, неприятие
стандартных, типичных заданий и готовых
ответов.
Высокая требовательность к результатам
собственного труда, склонность ставить
сверхтрудные цели и настойчивость в их
достижении, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих
одаренность, могут рассматриваться лишь
как признаки, сопровождающие одаренность,
но не обязательно как факторы, ее порождающие.
Блестящая память, феноменальная наблюдательность,
способность к мгновенным вычислениям
и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют
о наличии одаренности. Поэтому наличие
указанных психологических особенностей
может служить лишь основанием для предположения
об одаренности, а не для вывода о ее безусловном
наличии.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного
ребенка совсем не обязательно должно
соответствовать одновременно всем вышеперечисленным
признакам. Поведенческие признаки одаренности
(инструментальные и особенно мотивационные)
вариативны и часто противоречивы в своих
проявлениях, поскольку во многом зависимы
от предметного содержания деятельности
и социального контекста. Тем не менее,
даже наличие одного из этих признаков
должно привлечь внимание специалиста
и ориентировать его на тщательный и длительный
по времени анализ каждого конкретного
индивидуального случая.
1.3. Виды одаренности
Систематизация видов
Качественные характеристики одаренности
выражают специфику психических возможностей
человека и особенности их проявления
в тех или иных видах деятельности. Количественные
характеристики одаренности позволяют
описать степень их выраженности.
Среди критериев выделения видов одаренности
можно назвать следующие:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее
сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах
деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие
ее сферы психики» выделение видов одаренности
осуществляется в рамках основных видов
деятельности с учетом разных психических
сфер и соответственно степени участия
определенных уровней психической организации
(принимая во внимание качественное своеобразие
каждого из них).
К основным видам деятельности относятся:
практическая, теоретическая (учитывая
детский возраст, предпочтительнее говорить
о познавательной деятельности), художественно-эстетическая,
коммуникативная и духовно-ценностная.
Сферы психики представлены интеллектуальной,
эмоциональной и мотивационно-волевой.
В рамках каждой сферы могут быть выделены
следующие уровни психической организации.
Так, в рамках интеллектуальной сферы
различают сенсомоторный, пространственно-визуальный
и понятийно-логический уровни. В рамках
эмоциональной сферы — уровни эмоционального
реагирования и эмоционального переживания.
В рамках мотивационно-волевой сферы —
уровни побуждения, постановки целей и
смыслопорождения.
Соответственно могут быть
выделены следующие виды одаренности:
В практической деятельности, в частности,
можно выделить одаренность в ремеслах,
спортивную и организационную. В познавательной
деятельности — интеллектуальную одаренность
различных видов в зависимости от предметного
содержания деятельности (одаренность
в области естественных и гуманитарных
наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности
— хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую,
изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую
и аттрактивную одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной деятельности
— одаренность, которая проявляется в
создании новых духовных ценностей и служении
людям.
Каждый вид одаренности предполагает
одновременное включение всех уровней
психической организации с преобладанием
того уровня, который наиболее значим
для данного конкретного вида деятельности.
Например, музыкальная одаренность обеспечивается
всеми уровнями психической организации,
при этом на первый план могут выходить
либо сенсомоторные качества (и тогда
мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные
(и тогда мы говорим о редкой музыкальности,
выразительности и т.д.).
Каждый вид одаренности по своим проявлениям
охватывает в той или иной мере все пять
видов деятельности. Например, деятельность
музыканта-исполнителя, будучи по определению
художественно-эстетической, кроме того,
формируется и проявляется в практическом
плане (на уровне моторных навыков и исполнительской
техники), познавательном плане (на уровне
интерпретации музыкального произведения),
в коммуникативном плане (на уровне коммуникации
с автором исполняемого произведения
и слушателями), духовно-ценностном плане
(на уровне придания смысла своей деятельности
в качестве музыканта).
Классификация видов одаренности по критерию
«вид деятельности и обеспечивающие ее
сферы психики» является наиболее важной
в плане понимания качественного своеобразия
природы одаренности. Данный критерий
является исходным, тогда как остальные
определяют особенные, в данный момент
характерные для человека формы.
В рамках этой классификации могут быть
поставлены и решены следующие два вопроса:
— как соотносится одаренность и отдельные
способности?
— существует ли «творческая одаренность»
как особый вид одаренности?
Выделение видов одаренности по критерию
видов деятельности позволяет отойти
от житейского представления об одаренности
как количественной степени выраженности
способностей и перейти к пониманию одаренности
как системного качества. При этом деятельность,
ее психологическая структура выступают
в качестве объективного основания интеграции
отдельных способностей, формирующего
тот их состав, который необходим для ее
успешной реализации. Следовательно, одаренность
выступает как интегральное проявление
разных способностей в целях конкретной
деятельности. Один и тот же вид одаренности
может носить неповторимый, уникальный
характер, поскольку отдельные компоненты
одаренности у различных людей могут быть
выражены в разной степени. Одаренность
может состояться только в том случае,
если резервы самых разных способностей
человека позволят компенсировать недостающие
или недостаточно выраженные компоненты,
необходимые для успешной реализации
деятельности. Яркая одаренность или талант
свидетельствует о наличии высоких способностей
по всему набору компонентов, затребованных
деятельностью, а также об интенсивности
интеграционных процессов «внутри» субъекта,
вовлекающих его, в личностную сферу.
Вопрос о существовании творческой одаренности
возникает постольку, поскольку анализ
одаренности с необходимостью ставит
проблему ее связи с творчеством как ее
закономерным результатом.
Получившее широкое распространение во
второй половине прошлого столетия рассмотрение
«творческой одаренности» как самостоятельного
вида одаренности базируется на ряде исходных
противоречий в самой природе способностей
и одаренности, которые находят отражение
в парадоксальной феноменологии: человек
с высокими способностями может не быть
творческим и, наоборот, нередки случаи,
когда менее обученный и даже менее способный
человек является творческим.
Это позволяет конкретизировать проблему:
если умения и специальные способности
не определяют творческий характер деятельности,
то в чем же разгадка «творческости», творческого
потенциала личности? Ответить на этот
вопрос проще, апеллируя к особой творческой
одаренности или к особой, ее определяющей
мыслительной операции (например, дивергентности).
Вместе с тем возможен другой подход к
интерпретации указанной феноменологии,
который не прибегает к понятию творческой
одаренности как объяснительному принципу,
поскольку позволяет выделить механизм
феномена одаренности.
Различный вклад ведущих компонентов
в структуре одаренности - может давать
парадоксальную картину, когда порою успешность
в овладении учебной деятельностью (успеваемость),
ум (сообразительность) и «творческость»
не совпадают в своих проявлениях.
Факты такого расхождения в проявлении
одаренности не говорят однозначно в пользу
ее разведения по видам (на академическую,
интеллектуальную и творческую), а, напротив,
позволяют, как в срезе, увидеть роль и
место этих проявлений в структуре одаренности
и объяснить вышеназванный парадокс человеческой
психики без привлечения особого вида
одаренности — творческой.
Деятельность всегда осуществляется личностью,
цели, и мотивы которой оказывают влияние
на уровень ее выполнения. Если цели личности
лежат вне самой деятельности, т.е. ученик
готовит уроки только для того, "чтобы
не ругали за плохие отметки или чтобы
не потерять престиж отличника, то деятельность
выполняется в лучшем случае добросовестно
и ее результат даже при блестящем исполнении
не превышает нормативно требуемый продукт.
Отмечая способности такого ребенка, не
следует говорить о его одаренности, поскольку
последняя предполагает увлеченность
самим предметом, поглощенность деятельностью.
В этом случае деятельность не приостанавливается
даже тогда, когда выполнена исходная
задача, реализована первоначальная цель.
То, что ребенок делает с любовью, он постоянно
совершенствует, реализуя все новые замыслы,
рожденные в процессе самой работы. В результате
новый продукт его деятельности значительно
превышает первоначальный замысел. В этом
случае можно говорить о том, что имело
место «развитие деятельности». Развитие
деятельности по инициативе самого ребенка
и есть творчество.
При таком понимании понятия «одаренность»
и «творческая одаренность» выступают
как синонимы. Таким образом, «творческая
одаренность» не рассматривается как
особый, самостоятельный вид одаренности,
характеризуя любой вид труда. Условно
говоря, «творческая одаренность» — это
характеристика не просто высшего уровня
выполнения любой деятельности, но ее
преобразования и развития.
Такой теоретический подход имеет важное
практическое следствие: говоря о развитии
одаренности, нельзя ограничивать свою
работу лишь составлением программ обучения
(ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо
создавать условия для формирования внутренней
мотивации деятельности, направленности
и системы ценностей, которые создают
основу становления духовности личности.
История науки и особенно искусства дает
массу примеров того, что отсутствие или
потеря духовности оборачивались потерей
таланта.
По критерию «степень сформированности
одаренности» можно дифференцировать:
— актуальную одаренность;
— потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность
— это психологическая характеристика
ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми)
показателями психического развития,
которые проявляются в более высоком уровне
выполнения деятельности в конкретной
предметной области по сравнению с возрастной
и социальной нормами. В данном случае
речь идет не только об учебной, но и о
широком спектре различных видов деятельности.
Особую категорию актуально одаренных
детей составляют талантливые дети. Считается,
что талантливый ребенок — это ребенок,
достижения которого отвечают требованию
объективной новизны и социальной значимости.
Как правило, конкретный продукт деятельности
талантливого ребенка оценивается экспертом
(высококвалифицированным специалистом
в соответствующей области деятельности)
как отвечающий в той или иной мере критериям
профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность
— это психологическая характеристика
ребенка, который имеет лишь определенные
психические возможности (потенциал) для
высоких достижений в том или ином виде
деятельности, но не может реализовать
свои возможности в данный момент времени
в силу их функциональной недостаточности.
Развитие этого потенциала может сдерживаться
рядом неблагоприятных причин (трудными
семейными обстоятельствами, недостаточной
мотивацией, низким уровнем саморегуляции,
отсутствием необходимой образовательной
среды и т.д.).
Выявление потенциальной одаренности
требует высокой прогностичности используемых
диагностических методов, поскольку речь
идет о еще несформировавшемся системном
качестве, о дальнейшем развитии которого
можно судить лишь на основе отдельных
признаков. Интеграция компонентов, необходимая
для высоких достижений, еще отсутствует.
Потенциальная одаренность проявляется
при благоприятных условиях, обеспечивающих
определенное развивающее влияние на
исходные психические возможности ребенка.
По критерию «форма проявления»
можно говорить о:
— явной одаренности;
— скрытой одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности
ребенка достаточно ярко и отчетливо (как
бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных
условиях. Достижения ребенка столь очевидны,
что его одаренность не вызывает сомнения.
Поэтому специалисту в области детской
одаренности с большой степенью вероятности
удается сделать заключение о наличии
одаренности или высоких возможностях
ребенка.
Он может адекватно оценить «зону ближайшего
развития» и правильно наметить программу
дальнейшей работы с таким «перспективным
ребенком». Однако далеко не всегда одаренность
обнаруживает себя столь явно.
Скрытая одаренность проявляется
в атипичной, замаскированной форме, она
не замечается окружающими. В результате
возрастает опасность ошибочных заключений
об отсутствии одаренности такого ребенка.
Его могут отнести к числу «неперспективных»
и лишить необходимой помощи и поддержки.
Нередко в «гадком утенке» никто не видит
будущего «прекрасного лебедя», хотя известны
многочисленные примеры, когда именно
такие «неперспективные дети» добивались
высочайших результатов.
Причины, порождающие феномен скрытой
одаренности, кроются в специфике культурной
среды, в которой формируется ребенок,
в особенностях его взаимодействия с окружающими
людьми, в ошибках, допущенных взрослыми
при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые
формы одаренности — это сложные по своей
природе психические явления.
В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся
до определенного времени в успешности
деятельности, понимание личностных особенностей
одаренного ребенка особенно важно. Личность
одаренного ребенка несет на себе явные
свидетельства его незаурядности. Именно
своеобразные черты личности, как правило,
органично связанные с одаренностью, дают
право предположить у такого ребенка наличие
повышенных возможностей.
Выявление детей со скрытой одаренностью
не может сводиться к одномоментному психодиагностическому
обследованию больших групп дошкольников
и школьников. Идентификация детей с таким
типом одаренности — это длительный процесс,
основанный на использовании многоуровневого
комплекса методов анализа поведения
ребенка, включении его в различные виды
реальной деятельности, организации его
общения с одаренными взрослыми, обогащении
его индивидуальной жизненной среды, вовлечении
его в инновационные формы обучения и
т.д.
По критерию «широта проявлений
в различных видах деятельности» можно
выделить
— общую одаренность;
— специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется
по отношению к различным видам деятельности
и выступает как основа их продуктивности.
В качестве психологического ядра общей
одаренности выступает результат интеграции
умственных способностей, мотивационной
сферы и системы ценностей, вокруг которых
выстраиваются эмоциональные, волевые
и другие качества личности. Важнейшие
аспекты общей одаренности — умственная
активность и ее саморегуляция.
Общая одаренность определяет соответственно
уровень понимания происходящего, глубину
мотивационной и эмоциональной вовлеченности
в деятельность, степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность
обнаруживает себя в конкретных видах
деятельности и обычно определяется в
отношении отдельных областей (поэзия,
математика, спорт, общение и т.д.).
В основе одаренности к разным видам искусства
лежит особое, сопричастное отношение
человека к явлениям жизни и стремление
воплотить ценностное содержание своего
жизненного опыта в выразительных художественных
образах. Кроме того, специальные способности
к музыке, живописи и другим видам искусства
формируются под влиянием ярко выраженного
своеобразия сенсорной сферы, воображения,
эмоциональных переживаний и т.д. Еще одним
примером специальных способностей является
социальная одаренность — одаренность
в сфере лидерства и социального взаимодействия
(семья, политика, деловые отношения в
рабочем коллективе).
Общая одаренность связана со специальными
видами одаренности. В частности, под влиянием
общей одаренности проявления специальной
одаренности выходят на качественно более
высокий уровень освоения конкретной
деятельности (в области музыки, поэзии,
спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь,
специальная одаренность оказывает влияние
на избирательную специализацию общих,
психических ресурсов личности, усиливая
тем самым индивидуальное своеобразие
и самобытность одаренного человека.
По критерию «особенности
возрастного развития» можно дифференцировать
— раннюю одаренность;
— позднюю одаренность.
Решающими показателями здесь выступают
темп психического развития ребенка, а
также те возрастные этапы, на которых
одаренность проявляется в явном виде.
Необходимо учитывать, что ускоренное
психическое развитие и соответственно
раннее обнаружение дарований (феномен
«возрастной одаренности») далеко не всегда
связаны с высокими достижениями в более
старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие
ярких проявлений одаренности в детском
возрасте не означает отрицательного
вывода относительно перспектив дальнейшего
психического развития личности.
Примером ранней одаренности являются
дети, которые получили название «вундеркинды».
Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок»)
— это ребенок, как правило, дошкольного
или младшего школьного возраста с чрезвычайными,
блестящими успехами в каком-либо определенном
виде деятельности — математике, поэзии,
музыке, рисовании, танце, пении и т.д.
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды.
Это не по годам развитые дети, чьи возможности
проявляются в крайне высоком опережающем
темпе развития умственных способностей.
Для них характерно чрезвычайно раннее,
с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета;
овладение программой трехлетнего обучения
к концу первого класса; выбор сложной
деятельности по собственному желанию
(пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах
с собственноручно изготовленными иллюстрациями,
другой мальчик в этом же возрасте составляет
собственную энциклопедию по истории
и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое
развитие отдельных познавательных способностей
(блестящая память, необычная сила абстрактного
мышления и т.п.).
Существует определенная зависимость
между возрастом, в котором проявляется
одаренность, и областью деятельности.
Наиболее рано дарования проявляются
в сфере искусства, особенно в музыке.
Несколько позднее одаренность проявляется
в сфере изобразительного искусства. В
науке достижение значимых результатов
в виде выдающихся открытий, создания
новых областей и методов исследования
и т.п. происходит обычно позднее, чем в
искусстве. Это связано, в частности, с
необходимостью приобретения глубоких
и обширных знаний, без которых невозможны
научные открытия. Раньше других при этом
проявляются математические дарования
(Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность
подтверждается фактами биографий великих
людей.
Итак, любой индивидуальный случай детской
одаренности может быть оценен с точки
зрения всех вышеперечисленных критериев
классификации видов одаренности. Одаренность
оказывается, таким образом, многомерным
по своему характеру явлением. Для специалиста-практика
это возможность и вместе с тем необходимость
более широкого взгляда на своеобразие
одаренности конкретного ребенка.
1.4. Особенности личности одаренного ребенка
Выше уже отмечалось, что различия
в одаренности могут быть связаны
как с мерой проявления признаков
одаренности, так и с оценкой
уровня достижений ребенка. Разделение
одаренности по данному основанию,
несмотря на его условность, происходит
на основе сравнения различных
О детях, которые настолько превосходят
по своим способностям и достижениям остальных,
обычно говорят как о детях с исключительной,
особой одаренностью. Успешность выполняемой
ими деятельности может быть необычно
высокой. Однако именно эти дети чаще других
имеют серьезные проблемы, которые требуют
особого внимания и соответствующей помощи
со стороны учителей и психологов.
Поэтому при градации одаренности следует
иметь в виду, что ее следует дифференцировать
(естественно, в реальной жизни нет такой
четкой грани) на одаренность с гармоничным
и дисгармоничным типами развития.
Одаренность с гармоничным типом развития
можно назвать «счастливым» вариантом
жизни ребенка. Такие дети отличаются
соответствующей своему возрасту физической
зрелостью. Их высокие, объективно значимые
достижения в определенной предметной
области органично сочетаются с высоким
уровнем интеллектуального и личностного
развития. Как правило, именно эти одаренные
дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных
успехов в выбранной ими профессиональной
деятельности.
Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным
типом развития. Различия заключаются
не только в очень высоком уровне отдельных
способностей и достижений (нередко именно
эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180).
В основе этого варианта одаренности,
возможно, лежат другой генетический ресурс,
а также другие механизмы возраст-нога
развития, характеризующегося чаще всего
ускоренным, но иногда и замедленным темпом.
Кроме того, его основу может представлять
другая структура с нарушением интегративных
процессов, что ведет к неравномерности
развития различных психических качеств,
а подчас ставит под вопрос наличие одаренности,
как таковой.
Процесс становления одаренности таких
детей почти всегда сопровождается сложным
набором разного рода психологических,
психосоматических и даже психопатологических
проблем, в силу чего они могут быть зачислены
в «группу риска».
1.4.1. Особенности личности
одаренных детей с гармоничным
типом развития
Качества личности
Стремление к творческой
деятельности считается отличительной
характеристикой таких
Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную
самостоятельность в процессе обучения
и потому в меньшей степени, чем их одноклассники,
нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги
ошибочно за одаренность принимают самостоятельность
ученика при выполнении заданий: сам подобрал
материал, проанализировал его и написал
реферат и т.д. Однако самостоятельность
одаренных детей связана со сформированностью
«саморегуляционных стратегий» обучения,
которые они легко переносят на новые
задачи. По мнению специалистов, мера «автономного
самообучения» может выступать своеобразным
индикатором наличия выдающихся способностей.
Для самообучения необходимо приобретение
метакогнитивных навыков, лежащих в основе
способности ребенка в той или иной степени
управлять собственными познавательными
процессами, планировать свою деятельность,
систематизировать и оценивать полученные
знания.
Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная
опека родителей могут оказать негативное
влияние на ход обучения одаренных учащихся,
затормозить развитие процессов саморегуляции,
привести к потере самостоятельности
и мотивации к освоению нового.
Учитывая эти особенности одаренных детей
и подростков, при организации учебного
процесса необходимо предусмотреть возможности
повышения самостоятельности, инициативности
и — в определенной мере — ответственности
самого учащегося. Одаренные дети часто
стремятся самостоятельно выбирать, какие
предметы и разделы учебной программы
они хотели бы изучать ускоренно и/или
углубленно, планировать процесс своего
обучения и определять периодичность
оценки приобретенных знаний. Следует
предоставить им эти возможности. В современной
педагогике имеется немало инновационных
разработок, позволяющих ребенку самому
инициировать собственное обучение. Вместе
с тем подобное обучение требует организации
специальных форм взаимодействия со взрослыми
(в первую очередь с учителями). Одаренный
ребенок нуждается во взрослых наставниках
не меньше других детей, однако он предъявляет
особые требования, как к уровню знаний
такого наставника, так и к способу взаимодействия
с ним.
Как отмечалось выше, мотивационными признаками
одаренных детей являются высокий уровень
познавательной потребности, огромная
любознательность, страстная увлеченность
любимым делом, наличие ярко выраженной
внутренней мотивации. С раннего детства
одаренные дети демонстрируют интенсивный
интерес к познанию, проявляя при этом
удивительную способность к концентрации
внимания на "проблеме и даже своего
рода одержимость.
Вопреки распространенному мнению о том,
что одаренность всегда «глобальна», в
силу чего одаренные дети хорошо успевают
по всем школьным предметам, ибо им вообще
нравится учиться, это явление не столь
закономерно. Часто наблюдается специфическая
направленность познавательной мотивации
одаренных детей: высокий уровень мотивации
наблюдается лишь в тех областях знания,
которые связаны с их ведущими способностями.
При этом одаренный ребенок может не только
не проявлять интереса к другим областям
знания, но и игнорировать «ненужные»,
с его точки зрения, школьные предметы,
вступая из-за этого в конфликт с учителями.
Характерная особенность мотивацией иной
сферы одаренных детей и подростков связана
со спецификой вопросов, которыми они
буквально «засыпают» окружающих. Количество,
сложность и глубина вопросов, которые
задают одаренные дети, намного превышают
аналогичные показатели у их сверстников.
Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную
любознательность на уроке. Кроме того,
многие вопросы могут быть настолько сложны
и требовать таких глубоких и разносторонних
знаний, что на них трудно ответить даже
специалистам. В этой связи необходимо
разрабатывать педагогические технологии,
позволяющие одаренным учащимся самостоятельно
искать и находить ответы на интересующие
их вопросы. Для этих целей могут использоваться
новые информационные технологии (в том
числе Интернет), обучение учащихся приемам
самостоятельной работы с литературой,
методам исследовательской деятельности,
включение их в профессиональное общение
со специалистами и т.п.
Для значительной части одаренных детей
характерен так называемый перфекционизм,
то есть стремление добиться совершенства
в выполнении деятельности. Иногда ребенок
часами переделывает уже законченную
работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь
соответствия одному ему известного критерия
совершенства. Хотя в целом эта характеристика
носит позитивный характер, в будущем
превращаясь в залог высокого уровня профессиональных
достижений, учителям и психологам тем
не менее необходимо ввести такую требовательность
в разумные рамки. В противном случае это
качество превращается в своего рода «самоедство»,
невозможность довести работу до конца.
Поскольку об одаренности ребенка нередко
судят по его достижениям прежде всего
в учебе, то по перечисленным далее особенностям
можно отличить одаренного ребенка от
просто очень способного и хорошо обученного,
у которого определенный объем знаний,
умений и навыков превышает обычный средний
уровень.
Одаренный ребенок стремится к новым познавательным
ситуациям, они его не только не пугают,
а, напротив, вызывают у него чувство радости.
Даже если в этой новой ситуации возникают
трудности, одаренный ребенок не утрачивает
к ней интереса. Способный ученик с высокой
мотивацией достижений любую новую ситуацию
воспринимает как угрозу своей самооценке,
своему высокому статусу. Одаренный ребенок
получает удовольствие от самого процесса
познания, тогда как просто способного
значительно больше волнует результат.
Одаренный ребенок достаточно легко признается
в своем непонимании, просто говорит, что
он чего-то не знает. Для способного ребенка
с внешней мотивацией — это всегда стрессовая
ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное
отношение к отметкам: одаренный отдает
приоритет содержанию деятельности, для
способного важен результат и его оценка.
Устойчиво высокая самооценка, с одной
стороны, есть отличительная характеристика
одаренного ребенка. С другой стороны,
его актуальная самооценка может колебаться.
Именно эта противоречивость самооценки
и есть условие поступательного развития
его личности и способностей. Отсюда стратегия
поощрения одаренного, да и любого ребенка
должна быть достаточно сдержанной —
нельзя постоянно его хвалить. Необходимо
приучать его к мысли о возможности появления
неудач. Причем наличие постоянных успехов
сам ребенок должен воспринимать как свидетельство
недостаточной трудности деятельности,
которая ему предлагается и за которую
он берется.
Одна из основных характеристик одаренных
детей и подростков — независимость (автономность):
отсутствие склонности действовать, думать
и поступать сообразно мнению большинства.
В какой бы области деятельности ни проявлялась
их одаренность, они ориентируются не
на общее мнение, а на лично добытое знание.
Хотя эта личностная характеристика помогает
им в деятельности, тем не менее, именно
она делает их неудобными для окружающих.
Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо,
чем этого хотелось бы окружающим, что
приводит иногда к конфликтам. Учителю
следует всегда учитывать эту психологическую
особенность, понимая ее природу. Например,
явно одаренный подросток, выполняя задание
написать сочинение по географии, пишет
эссе «Является ли наукой география?»,
где ярко, но по форме вызывающе доказывает
описательный характер этого предмета
и лишает географию статуса науки. Ему
при этом нет дела, что географию преподает
директор школы. Все это не может не вызвать
известную настороженность педагогического
коллектива по отношению к таким детям,
их внутреннее, а часто и открытое неприятие.
Во многих случаях такие проявления одаренного
ребенка неверно трактуются как его недостаточная
воспитанность или желание быть вне коллектива.
В целом, видимо, можно говорить об определенной
неконформности ярко одаренных, творческих
детей.
Укоренившиеся интересы и склонности,
развитые уже с детства, служат хорошей
основой для успешного личностного и профессионального
самоопределения одаренных детей. Возникающие
в некоторых случаях трудности профессиональной
ориентации, когда вплоть до окончания
школы учащиеся продолжают «разбрасываться»,
связаны с высоким развитием у них способностей
во многих областях.