Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:44, реферат
Философская идея о творчестве как реализации сущностных сил человека, как процессе созидания нового в окружающем мире и в нем самом определила главное исходное положение концепции, выступающее методологическим её основанием: способность человека к творчеству присуща каждому индивиду и определяется как его творческий потенциал; в процессе жизнедеятельности она проявляется с различной степенью полноты и интенсивности.
Концепция развития творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образовательной среды
Философская идея о творчестве как реализации сущностных сил человека, как процессе созидания нового в окружающем мире и в нем самом определила главное исходное положение концепции, выступающее методологическим её основанием: способность человека к творчеству присуща каждому индивиду и определяется как его творческий потенциал; в процессе жизнедеятельности она проявляется с различной степенью полноты и интенсивности.
На основе анализа психологической науки можно заключить, что данный творческий потенциал - это способность интегративная, общеличностная, содержательное проявление её происходит на различных уровнях осознанности, качественное своеобразие обусловлено биологическими и социальными факторами становления личности, а уровень развития зависит от социальных условий и активности самой личности.
На основных методологических положениях базируются педагогические подходы, применяемые при исследовании данной проблемы. Первый заключается в том, что развитие и формирование творческой индивидуальности есть объективный процесс в системе образования. Второй вьшод состоит о том, что стимулирование собственной активности личности может являться одним из эффективных путей развития её творческого потенциала. Третий вьшод состоит в том, что потребности общества обуславливают необходимость более интенсивной и целенаправленной актуализации данной способности, а именно - формирования готовности личности к творческому самовыражению в компьютеризированном образовательном процессе. Четвертый вьшод состоит в том, что образовательный процесс, являясь социальным,
специально организуемым влиянием, призванным обеспечивать развитие природных задатков человека, может играть при этом существенную роль.
Сформулированные
выше выводы определили специфику нашего
подхода к решению
Первое из них основывается на данных психологических исследований Д.Б. Богоявленской, Ю.З. Гильбуха, А.М. Матюшкина, В.Э. Чудновского о том, что способность к творчеству отдельных учащихся, актуализируясь, существенно различается по видам, качеству, а также степени выраженности, и поэтому педагог не вправе решать за учеников, у кого из них, в каком виде деятельности и до какого уровня развивать способности к творчеству. Исходя из этого, мы формулируем первое педагогическое положение, суть которого заключается в том, что при организации образовательного процесса при компьютеризированном обучении целесообразно не только проявлять специальную заботу о создании условий для раскрытия потенциальной способности учащихся к творческому подходу, но и готовить их самих к развитию своего творческого потенциала.
Второе педагогическое
положение, определяющее нашу исследовательскую
позицию, основывается на необходимости
развития и формирования творческой
индивидуальности в условиях информатизации
образовательной среды и
В качестве теоретического
обоснования концептуального
- ведущие положения
гуманистически
- общепедагогические
и дидактические теории
- научно-теоретические
подходы к организации
- теория создания
«развивающего
- концепция информатизации
образования, предложенная И.В.
- опыт использования
информационных технологий в
зарубежных странах (А.Ю.
Анализ теоретического и экспериментального материала по исследуемой проблеме позволил сформировать педагогические закономерности эффективного развития и формирования творческой индивидуальности школьников в компьютезированном образовательном процессе, суть которых заключается в следующем:
- обусловленность
интенсификации развития
- признание учащегося
не только объектом
- учет уровня
информационной грамотности и
готовности учащихся к
- обусловленность
формирования готовности
- обусловленность
системного отбора критериев
развития творческой
Реализация нашего
концептуального подхода к
Схема 4
Взаимосвязанные
изменения компонентов
Принципы Обогащение содержания образования
Гуманитаризация Гуманизация Индивидуализация знаниями об окружающем мире и месте человека в нем; знаниями психологии и педагогики саморазвития; представлением о творческой личности; о творческом потенциале, современные данные о возможностях его развития и саморазвития; формирование творческой личности с учетом современных философских, психологических и педагогических теорий.
Использование информационных технологий развивающей направленности
Личностно ориентированной
направленности Развивающей направленности
имеющих личностно
Системности и последовательности усиливающих мотивацию в процессе обучения использованием ИКТ; повышающих информативную емкость содержания занятий; развивающих исследовательские навыки и интеллектуальные способности; активизирующих учебную деятельность
Учета взаимосвязи
осознаваемой и неосознаваемой сфер
психики Демократизации Создание педагогических
условий осуществление
Опираясь на сформулированную выше закономерность того, что развитие информационной готовности и культуры учащихся в образовательном
процессе обеспечивается созданием развивающего информационного образовательного пространства, мы обратились к его изучению.
Нами определены структура, функции и интегративные характеристики образовательного процесса при компьютеризированном образовании. Образовательное пространство, возникающее на основе информационного образовательного процесса, есть социально-психологический феномен, структурными компонентами которого являются: ценности и мысли его субъектов (педагогов и учащихся), характер взаимодействия субъектов, определяемый содержанием и технологиями организации образовательного процесса при компьютеризированном обучении, и психологический климат, самочувствие и стиль информационного общения и взаимоотношений его участников.
Интегративными
характеристиками образовательного пространства
выступают: целостность как ценностно-
Качественные
характеристики развивающего информационного
образовательного пространства способствуют
формированию информационной грамотности
и культуры, на этой основе - готовности
к развитию творческого потенциала
как устойчивого свойства личности
школьника для обеспечения