Концепция развития творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образовательной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:44, реферат

Описание

Философская идея о творчестве как реализации сущностных сил человека, как процессе созидания нового в окружающем мире и в нем самом определила главное исходное положение концепции, выступающее методологическим её основанием: способность человека к творчеству присуща каждому индивиду и определяется как его творческий потенциал; в процессе жизнедеятельности она проявляется с различной степенью полноты и интенсивности.

Работа состоит из  1 файл

Концепция развития творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образовательной среды.docx

— 16.91 Кб (Скачать документ)

Концепция развития творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образовательной  среды

Философская идея о творчестве как реализации сущностных сил человека, как процессе созидания  нового в окружающем мире и в нем  самом определила главное исходное положение концепции, выступающее  методологическим её основанием: способность  человека к творчеству присуща каждому  индивиду и определяется как его  творческий потенциал; в процессе жизнедеятельности  она проявляется с различной  степенью полноты и интенсивности.

На основе анализа  психологической науки можно  заключить, что данный творческий потенциал - это способность интегративная, общеличностная, содержательное проявление её происходит на различных уровнях осознанности, качественное своеобразие обусловлено биологическими и социальными факторами становления личности, а уровень развития зависит от социальных условий и активности самой личности.

На основных методологических положениях базируются педагогические подходы, применяемые  при исследовании данной проблемы. Первый заключается в том, что  развитие и формирование творческой индивидуальности есть объективный  процесс в системе образования. Второй вьшод состоит о том, что стимулирование собственной активности личности может являться одним из эффективных путей развития её творческого потенциала. Третий вьшод состоит в том, что потребности общества обуславливают необходимость более интенсивной и целенаправленной актуализации данной способности, а именно - формирования готовности личности к творческому самовыражению в компьютеризированном образовательном процессе. Четвертый вьшод состоит в том, что образовательный процесс, являясь социальным,

специально организуемым влиянием, призванным обеспечивать развитие природных задатков человека, может  играть при этом существенную роль.

Сформулированные  выше выводы определили специфику нашего подхода к решению педагогической проблемы развития творческой индивидуальности учащихся в условиях информатизации образовательной среды. Предлагаемый нами подход строится на следующих  педагогических положениях.

Первое из них  основывается на данных психологических  исследований Д.Б. Богоявленской, Ю.З. Гильбуха, А.М. Матюшкина, В.Э. Чудновского о том, что способность к творчеству отдельных учащихся, актуализируясь, существенно различается по видам, качеству, а также степени выраженности, и поэтому педагог не вправе решать за учеников, у кого из них, в каком виде деятельности и до какого уровня развивать способности к творчеству. Исходя из этого, мы формулируем первое педагогическое положение, суть которого заключается в том, что при организации образовательного процесса при компьютеризированном обучении целесообразно не только проявлять специальную заботу о создании условий для раскрытия потенциальной способности учащихся к творческому подходу, но и готовить их самих к развитию своего творческого потенциала.

Второе педагогическое положение, определяющее нашу исследовательскую  позицию, основывается на необходимости  развития и формирования творческой индивидуальности в условиях информатизации образовательной среды и процесса обучения у всех обучающихся, и мы определяем своей целью теоретический  и практический поиск педагогических путей решения этой проблемы.

В качестве теоретического обоснования концептуального решения  педагогической проблемы выступает  следующие теории и концепции:

- ведущие положения  гуманистически ориентированной  педагогики о ценности человека, сохранении его индивидуальности, о необходимости в процессе  образования создания условий  для его самореализации (Ш.А. Амонашвили, В.П. Зинченко, А. Маслоу, В.А. Сухомлинский);

- общепедагогические  и дидактические теории творческого  развития и саморазвития личности (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, Д.Б.  Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.П.  Тряшщына);

- научно-теоретические  подходы к организации образовательного  процесса, как личностно ориентированного, культурологического, деятельностного, развивающего, реализующиего задачи развития в рамках становления субъектности всех участников образовательного процесса (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Л.В. Зан-ков, И.Я. Лернер, В А. Петровский, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская);

- теория создания  «развивающего образовательного  пространства», включая образовательное  пространство в механизм развития  субъекта (В .И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин);

- концепция информатизации  образования, предложенная И.В.  Роберт, АЛ. Денисовой, наиболее перспективные  направления внедрения в реальный  учебный процесс информационных  технологий, реализирующие психолого-педагогические цели совершенствования обучения (СВ. Панюхова);

- опыт использования  информационных технологий в  зарубежных странах (А.Ю. Кравцова).

Анализ теоретического и экспериментального материала  по исследуемой проблеме позволил сформировать педагогические закономерности эффективного развития и формирования творческой индивидуальности школьников в компьютезированном образовательном процессе, суть которых заключается в следующем:

- обусловленность  интенсификации развития творческой  индивидуальности школьников в  образовательном процессе социально-экономическими  потребностями общества;

- признание учащегося  не только объектом развивающего  творческий потенциал педагогического  воздействия, но и субъектом  развития собственного творческого  потенциала;

- учет уровня  информационной грамотности и  готовности учащихся к творческой  самореализации и характера образовательного  пространства как внешнего и  внутреннего условий развития  и формирования

- обусловленность  формирования готовности учащегося  к развитию творческого потенциала  взаимосвязанной активностью осознаваемой  сферы психологических особенностей  личности школьника;

- обусловленность  системного отбора критериев  развития творческой индивидуальности  и диагностических средств изучаемой  проблемы.

Реализация нашего концептуального подхода к развитию творческой индивидуальности учащихся средствами компьютеризированного  образования обусловила системные  и взаимосвязанные изменения  в структурных компонентах образовательного процесса (схеме 4)

Схема 4

Взаимосвязанные изменения компонентов образовательного процесса, обеспечивающего развитие творческой индивидуальности школьников

Принципы Обогащение содержания образования

Гуманитаризация Гуманизация Индивидуализация знаниями об окружающем мире и месте человека в нем; знаниями психологии и педагогики саморазвития; представлением о творческой личности; о творческом потенциале, современные данные о возможностях его развития и саморазвития; формирование творческой личности с учетом современных философских, психологических и педагогических теорий.

Использование информационных технологий развивающей  направленности

Личностно ориентированной  направленности Развивающей направленности имеющих личностно ориентированную  направленность; развивающих и обучающих  способам творческого решения задач  и проблем; обеспечивающих благоприятный  психологический климат, атмосферу  взаимодействия; оказывающих педагогическую, образовательную поддержку, стимулирующих  личностный рост обучаемого; обучающих  навыкам конструктивного взаимодействия и творческой реализации;

Системности и  последовательности усиливающих мотивацию в процессе обучения использованием ИКТ; повышающих информативную емкость содержания занятий; развивающих исследовательские навыки и интеллектуальные способности; активизирующих учебную деятельность

Учета взаимосвязи  осознаваемой и неосознаваемой сфер психики Демократизации Создание педагогических условий осуществление системных  изменений во всех компонентах образовательного процесса в целях формирования компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся и развития своего творческого  потенциала; создание гуманистически ориентированного, развивающегося информационного  образовательного пространства; взаимосвязанное  использование методов обучения и воспитания в условиях информатизации процесса образования; обеспечение процесса самоопределения школьников в информационном образовательном пространстве; информационное общение для создания благоприятного психологического климата; индивидуальный подход к учащимся, активизация личностного развития; компетентность педагогов в управлении развитием творческого потенциала обучаемых.

Опираясь на сформулированную выше закономерность того, что развитие информационной готовности и культуры учащихся в  образовательном

процессе обеспечивается созданием развивающего информационного образовательного пространства, мы обратились к его изучению.

Нами определены структура, функции и интегративные  характеристики образовательного процесса при компьютеризированном образовании. Образовательное пространство, возникающее на основе информационного образовательного процесса, есть социально-психологический феномен, структурными компонентами которого являются: ценности и мысли его субъектов (педагогов и учащихся), характер взаимодействия субъектов, определяемый содержанием и технологиями организации образовательного процесса при компьютеризированном обучении, и психологический климат, самочувствие и стиль информационного общения и взаимоотношений его участников.

Интегративными  характеристиками образовательного пространства выступают: целостность как ценностно-смысловое  единство, согласованность как технологическое  единство, психологический климат как  социально-психологическая атмосфера  взаимодействий.

Качественные  характеристики развивающего информационного  образовательного пространства способствуют формированию информационной грамотности  и культуры, на этой основе - готовности к развитию творческого потенциала как устойчивого свойства личности школьника для обеспечения эффективной  творческой самореализации, имеют гуманистическую  и психофизиологичекую направленность и носят характер педагогической поддержки.

Информация о работе Концепция развития творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образовательной среды