Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 00:11, практическая работа
Цели: 1. Закрепить знания учащихся по данной теме и проверить их.
2.Формировать эмоции и чувства, нравственность, развивать наблюдательность, умение передавать свои наблюдения.
3. Воспитывать любовь к природе, к животным.
МОУ «СОШ№30» г. Старый Оскол.
Учитель Бочарова
Л.И.
Конспект урока по окружающему миру
Тема: Дикие животные зимой.
Цели:
1. Закрепить знания
учащихся по данной
теме и проверить их.
2.Формировать
эмоции и чувства,
нравственность, развивать
наблюдательность, умение
передавать свои наблюдения.
3.
Воспитывать любовь
к природе, к
животным.
Ход урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в зимний лес, будем наблюдать за лесными жителями. Отправимся мы в путешествие не одни, а вместе с юными натуралистами со станции юннатов. Их зовут Петя и Маша.
Но сначала мы должны подготовиться к этому путешествию. Петя и Маша приготовили нам задания.
- Итак, 1 задание:
-Так как мы будем наблюдать за жителями леса – животными, то назовите, какие группы к ним относятся.
животные
- Как иначе называют зверей? На какие группы делятся звери?
- Назовите существенные признаки каждой группы.
- Распределите животных на группы.
2 задание
- неизвестно, что случилась, только белка заблудилась. Ищет белочка свой дом, и мы сейчас его найдем. Где живет белка?
-в норе
-в дупле
-в гнезде
- А что вы знаете о белках?
(Белка очень запасливый зверек. Неподалеку от своего гнезда она устраивает кладовые, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает белка впрок и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. Большую часть жизни они проводят на деревьях, легко перепрыгивают с ветки на ветку и даже с дерева на дерево. Белки селятся в дуплах естественных или сделанных дятлом.)
3 задание
- Какая птица выводит птенцов зимой?
-дятел
*-клест
-аист
- А что вы знаете о клесте?
(
Клест – небольшая,
немного крупнее воробья,
ярко окрашенная птичка.
Встречается она в еловых
лесах. Клеста легко
обнаружить по отрывочному,
но очень звучному, с
металлическим оттенком
крику, который он почти
всегда издает, перелетая
с дерева на дерево.
Питается клест семенами
шишек елей, сосен, иногда
употребляет ягоды и
семена травянистых
растений.)
4 задание.
- Ребята, обратите внимание на клювы птиц, почему они такие разные?
5 задание.
- Подумайте, о ком идет речь?
Головка у этой птички в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червяками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки и крошки хлеба, и вареные овощи, но больше всего охотница до свежего несоленого сала. (синица)
- Какую птичку описал автор?
6 задание.
- Определите, чем занимается лиса.
- Где-нибудь в поле можно наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и явно прислушивается. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает быстро быстро рыть снег.
3. Физминутка.
7 задание
- О каких животных знаете вы и хотите рассказать?
8 задание
1. Словно царскую корону носит он рога свои, ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.
2. На овчарку он похож: что ни зуб-то острый нож он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.
3. Посмотрите-ка, какая вся горит, как золотая, ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой.
4.
Летом бродит без дороги,
между сосен и берез,
а зимой он спит в берлоге,
от мороза прячет нос.
2 | 4 | |||||
в | 3 | м | ||||
1 | о | л | е | н | ь | |
л | и | д | ||||
к | с | в | ||||
а | е | |||||
д | ||||||
ь |
-
Ну а теперь
самое время отправится
в путешествие
с нашими юннатами.
Но вы должны
быть очень внимательными
во время этого путешествия,
потому что Петя и Маша
хотят проверить, как
вы усвоили их задания.
В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр, за окном – 4 градуса мороза. Едем, взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак – и в дорогу. Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезжаной дороге. Тихо зимой в лесу и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. На кануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? «Это, наверно, следы ежа» - сказал Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик» - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы, зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега. Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок»,- сказала Маша. «А ты что не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил ей Петя. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков – короедов. Неожиданно на ветке густой ели, мы увидели гнездо и в нем какую – то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой. Петя и это знал: «Это сойка» Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль – лизунец. Это лесники изготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов, возле стога сена. «Наверно это волк ловил мышей в сене», -сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.
Ошибки: 1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.
2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.
3. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.
4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
5. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
6. «Мышкует» в сене не волк, а лисица.
4. Общие выводы и установление причинно- следственных связей.
- А теперь скажите, ребята, почему так богат животными мир леса?
***Еловые леса зимой любят дятлы, клесты, мыши, белки. Почему? Не мало лесных обитателей кормит в лесу ель, большую пользу лесу приносит старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.
***- Животным в зимний период приходится очень не легко. Кто же приходит им на помощь?
- А чем мы с вами можем помочь? – спрашивают нас юннаты
- Ответьте на вопрос: Сделав в мастерской скворечник, школьники прибили его к высокому дереву, на солнечную сторону.
- Все ли правильно сделали ребята?
- Да, все правильно.
- Нет, скворечник нельзя прибивать на солнечную сторону.
- Нет, скворечник нельзя прибивать к дереву, его надо привязывать.
-
Почему кормушки
для птиц надо
каждый год располагать
в одном и том
же месте?
5. Итог.
- Что узнали нового на уроке?
- В процессе изучения курса естествознания мы еще не раз пригласим к нам в гости юннатов с их интересными и очень познавательными вопросами.