Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:36, практическая работа
План-конспект лекции на тему: "Ощущение".
1. Цель урока.
Дать представление о понятии ощущении как первой ступени познания окружающего мира.
2. Задачи урока.
• Стимулировать процесс познания себя и окружающей действительности.
• Раскрыть способы формирования ощущений и образов окружающего мира у человека.
• Дать психофизиологическую характеристику различных видов ощущений.
• Определение преобладающего вида ощущения для каждого учащегося индивидуально.
Нижегородский
институт Менеджмента
и бизнеса
Программированные задания по дисциплине
«Методика
преподавания психологии»
Федорова М.И.
профессор
Нижний
Новгород 2011г
План-конспект лекции на тему: "Ощущение".
1. Цель урока.
Дать
представление о понятии
2. Задачи урока.
3. Вид урока. Урок овладения учащимися
новыми знаниями (по типологии Онищука
В.А.)
4. Список литературы для учащихся.
1.Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2002.
2.Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 1 т. М.: Педагогика.
4.Немов Р.С. Психология: Учебник. - Москва: “Просвещение”, 1995.
5.Айзенк М., Брайант П., Куликэн Х. и др. Психология: комплексный подход. Мн.: Новое знание, 2002.
5. Список литературы для преподавателя.
1.Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2002.
2.Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 1 т. М.: Педагогика.
4.Немов Р.С. Психология: Учебник. - Москва: “Просвещение”, 1995.
5.Айзенк М., Брайант П., Куликэн Х. и др. Психология: комплексный подход. Мн.: Новое знание, 2002.
6.Крысько. Общая психология в схемах и комментарии к ним. М.: МПСИ, 1998
7.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007.
8.Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007.
6. Содержание урока
с реализацией
методов активного
обучения.
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором. Он состоит из трех частей:
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
Выделяют несколько видов ощущения:
зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, болевые, кинестезические (ощущения движения тела), интероцептивные (ощущения, связанные с внутренним состоянием организма).
Говоря о кожных ощущениях, следует помнить, что в кожных покровах есть несколько анализаторных систем:
Рис.
1. Классификация ощущений
Рис.
2. Зрительные и слуховые
ощущения
Рис. 3. Другие виды ощущения
Таким образом, ощущения с достаточной полнотой отражают все свойства материального мира на основе работы органов чувств.
Главными свойствами ощущений являются: адаптация, сенсибилизация, синестезия.
Адаптация — это способность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому сигналу.
Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает, когда усиливаются мотивация или определенные условия жизни.
Синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Она помогает компенсировать недостатки деятельности какого-либо анализатора.
Форма работы на уроке: Групповая, выборочно - индивидуальная.
Рефлексия урока: Упражнение «Плюс-минус-интересно».
Домашнее задание:
1. Применить на практике полученные, на уроке знания по отношению к друзьям и знакомым.
2. Подготовить по желанию устное сообщение на
5-10 минут по теме данного урока.
План-конспект
лекции на тему:
Возрастные периодизации.
Исследовать
проблемы составления возрастной периодизации
психического развития в теориях (отечественных
и зарубежных).
комбинированный
урок.
4. Оборудование урока:
5.Структура урока:
6. Подготовка к уроку.
1. Индивидуальная работа со студентами (задание):
- Сообщение о Э. Эриксоне, Ж. Пиаже 1 чел.;
- Сообщение о Л. Выготском – 1 чел.;
- Сообщение об Эльконине – 1 чел.;
- Презентация
по теме
7. список литературы
для учащихся.
1. Дубровина И.В. Психология. – М., 2001.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.
3. Иващенко Ф.И. Задачи по общей возрастной и педагогической психологии, 1999.
4. Немов Р.С. Психология. – Кн.1. – М., 1994.
5. Пономоренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников.
– М.,
2001.
8. Список литературы для преподавателя.
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.
2. Немов Р.С. Психология. – Кн.1. – М., 1994.
3. Столяренко Л.Д. Психология, 2000.
4. Используемая методическая литература:
5. Дубровина И.В. Психология. – М., 2001.
6. Иващенко Ф.И. Задачи по общей возрастной и педагогической психологии, 1999.
7. Пономоренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников.
– М.,
2001.
9.
Содержание урока
с реализацией
методов активного
обучения.
I.
Организационный момент – сообщение:
- цели урока (исследование проблемы составления возрастной периодизации психического развития в отечественных и зарубежных теориях); - ожидаемой позиции сопричастности (максимальное проявление интеллектуальной активности, рефлексивной готовности, обратной связи, подтверждающей поддержки, самостоятельности, творчества, стремления к самопознанию); - структуры
урока (с последующим обоснованием). II. Повторение
темы «Условия и факторы
психического развития». 2.1. Проведение психологической разминки «Экспресс-опрос» : - 1 чел.
пишет на доске названия - письменно
студенты составляют схему - подведение итогов разминки, групповое обобщение и выводы. - Обращаю внимание на схему «Возраст» и предлагаю дополнить или исправить ошибки в ней. Подвожу
студентов к необходимости III. III.
Разбор новой темы. 3.1. Вопросы для обсуждения (план разбора). Проблема составления возрастных периодизаций. Примеры возрастных периодизаций Ж.Пиаже, Э.Эриксона, Л.Выготского, В. Эльконина. Сравнительная
характеристика различных периодизаций,
ее критерии составления. Изучение первого вопроса «Проблема составления возрастных периодизаций». В
процессе изложения материала 1. Необходимость составления возрастной периодизации психического развития. 2. Даю общее
представление о периодизации, ее определение.
Изучение
второго вопроса.
Вклад ученых, психологов
в разработку авторских
периодизаций психического
развития: - выступление 1 студ. об Э.Эриксоне, показ слайда; - выступление 1 студ. о Ж.Пиаже, показ слайда; - выступление 1 студ. о Л. Выготском, показ слайда; - выступление 1
студ. об Д. Эльконине, показ слайда; Изучение
третьего вопроса
«Сравнительная характеристика
различных периодизаций,
ее критерии составления». Рассматривание
вопроса идёт на основе Задание на основе таблиц: а) найти особенности в каждой периодизации; б) определить основу составления периодизаций; в)
указать достоинства и IV. IV. Закрепление материала урока.
Составление таблицы Работа студентов в тетради. V. |
Информация о работе Конспект урока с использованием активных методов обучения