Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:27, реферат
Контроль знаний учеников, как известно, осуществляется несколькими путями. Наблюдения за учениками во время занятий, проверка их учебных достижений предусматривает фиксирование результатов контроля в виде оценивающего суждения или числового балла. Цель такой проверки состоит в том, чтобы проанализировать состояние учебно-воспитательного процесса за определенный период и утвердить решения о необходимости усовершенствования урока или же других форм организации обучения, их методики.
Контроль знаний учеников, как известно, осуществляется несколькими путями. Наблюдения за учениками во время занятий, проверка их учебных достижений предусматривает фиксирование результатов контроля в виде оценивающего суждения или числового балла. Цель такой проверки состоит в том, чтобы проанализировать состояние учебно-воспитательного процесса за определенный период и утвердить решения о необходимости усовершенствования урока или же других форм организации обучения, их методики. Там, где обучение принято как процесс руководства наставительно-познавательной деятельностью учеников, контроль есть необходимым звеном, способом получения обратной информации.
В учебном процессе различают такие виды контроля:
1. Предупредительный — перед изучением нового материала имеет своей задачей обнаружить качество
опорных учебных достижений с целью актуализации и коррекции, установить необходимые внутрипредметные и межпредметные связи.
2. Текущий —
имеет место в процессе
навыков с целью их коррекции.
3. Тематический — предусматривает проверку, оценивание и коррекцию усвоения определенной системы знаний, умений и навыков.
4. Итоговый— осуществляется в конце семестра с целью учета успеваемости за данный промежуток времени.
5. Заключительный — осуществляется в конце учебного года с целью учета успеваемости каждого ученика за год. Важным видом контроля есть зачет или экзамен.
Основные функции контроля результатов успеваемости:
1. Образовательная — состоит в том, что учитель систематически следит за учебной деятельностью учеников, изучает результаты этой деятельности и изменяет ее.
2. Диагностическая — суть ее в том, что учитель выясняет причины успехов и неудач в учебных
достижениях учеников и определяет меры по повышению качества обучения, предотвращения и устранения недостатков.
3. Воспитательная — состоит в том, что систематический контроль и оценивание успеваемости оказывают содействие воспитанию у учеников дисциплины, старательности в работе, трудолюбия,
чувства ответственности, обязательности, привлечению учеников к взаимоконтролю, оказывают содействие формированию в них принципиальности, справедливости, коллективизма, взаимоуважения.
4. Развивающая — обоснование учителями оценки, самооценки и взаимооценки оказывают содействие
развитию у учеников логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать и систематизировать. В процессе контроля развивается память, совершенствуется умственная деятельность, речь.
5. Стимулирующая
— суть ее в том, что
6. Управленческая
— свидетельствует, что на
основе контроля учитель
Все эти функции
взаимосвязанные и имеют
Педагог проверяет и оценивает
учебную успеваемость учеников,
руководствуясь определенными
Главные из требований:
1. Индивидуальный
характер проверки —
ученика. Во время проверки надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика: темперамент, характер, способности, особенности психологических функций.
2. Системность проверки успеваемости.
3. Тематическая
направленность проверки
4. Дифференцированный
контроль успеваемости —
5. Объективность
и обоснованность оценивания
— эффективным стимулом к
6. Требовательность
учителя — обязательное
7. Единство требований
— во всех учебных заведениях
успеваемость учеников
Для осуществления зачета необходимо составить соответствующую программу.
Эта программа может отвечать таким требованиям:
—ученик должен обнаружить знание теоретической учебной информации, которая касается данного учебного предмета (понятия, законы, правила, принципы, конкретные факты) в границах систематизированного уровня овладения теоретическими знаниями;
—программа должна быть посвящена проверке учебных достижений, необходимых для решения
практического компонента базовой учебной программы, соответственно уровню усвоения учениками учебной информации;
—программа может давать возможность проверить, как ученик научился переносить полученные знания, умения и навыки в подобные ситуации (решение учебных проблем по аналогии);
—давать возможность проверять, как ученик научился последовательно, логически и доказательно пользоваться полученными теоретическими и практическими знаниями для решения творческих задач;
— предусматривать проверку умения пользоваться разными видами информационных источников, а также уровень коммуникативных способностей учеников;
—программа может охватывать зону оценочного мышления учеников;
—проверять и устанавливать показатели развития ребенка.
Полученные данные
дают довольно полную и глубокую характеристику
состояния интеллектуального
Во время творческого зачета, защиты своей творческой работы, в которой принимают участие только ученики, которые претендуют на высокий балл по двенадцатибалльной шкале оценивания учебных достижений, проверяются умения и навыки учеников, которые выходят за уровень требований государственных стандартов. Этой проверке поддают учеников, которые планируют получить высшее образование в границах данного профиля.
Зачет
можно проводить в любой форме,
Творческий
зачет можно проводить в форме
ролевой игры, защиты творческой
работы, отчета о выполнении
Итак,
проведение зачетов дает