Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:48, контрольная работа
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудн
План.
Понятие о характере.
Структура характера и его свойства.
Формирование характера и пути его воспитания.
-
Твердость характера. Она
-
Уравновешенность характера.
Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией, которая зависит от психических процессов и состояний.
Итак, характер - это совокупность индивидуально-своеобразных свойств личности, определяющихся ее отношениями и проявляющихся в типичных для данной личности способах деятельности.
В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамических свойств. Он может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.
Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер - есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связен в коре головного мозга.
Характер
является следствием отражения всей
сложности жизненных
Помимо этих важнейших свойств характера, которые зависят не от одного, а от нескольких различных отношений личности. В систему свойств «личность - окружающие люди» входит целый ряд таких, которые выражают не столько различное отношение к самому себе, например: у одних людей - самоуверенность, самонадеянность, самодовольство, хвастливость, а у других, наоборот, неуверенность в себе, склонность во всем винить себя, робость.
Следовательно, в одну и ту же систему свойств, обозначаемую как «личность - окружающие люди», входят свойства, зависящие и от отношения к людям и коллективу, и от отношения человека к разным сторонам действительности также не существуют в личности каждое само по себе и независимо от другого. Различные отношения также взаимно связаны между собой. Например, отношение к труду, вещам и даже к самому себе во многом зависит от отношения к людям и коллективу. От близости к трудовому коллективу зависит и сознание своего трудового долга перед коллективом, например добросовестность в труде, бережное обращение с вещами общественного пользования. Даже отношение к самому себе во много зависит и от отношения к коллективу. Так, человек, близкий к своему трудовому коллективу, не склонен к высокомерию.
Во
взаимосвязи различных
Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений. Черты характера формируются на трех уровнях: физиологическом (на основе темперамента), социальном (под влиянием социума) и на уровне сознания (сам формирует характер).
Сензитивный период становления характера - возраст 2-3 до 9 лет. Черты характера формируются постепенно. В раннем детстве складываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные им, и определяются тем, как мать общается с ребенком. Позднее формируются черты, связанные с трудом (трудолюбие, аккуратность, ответственность и др.). В этом процессе важно подкрепление со стороны родителей и взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях к людям, оформляются в младшем школьном возрасте. Здесь происходит частичная перестройка характера - компромисс между тем, чему учили дома, и тем, что от него требует школа. Если же семейное воспитание вступает в противоречие со школьным, то начинается ломка характера.
В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в юношеском возрасте - нравственные, мировоззренческие. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания .
Основную роль в формировании черт характера играет воспитание (целенаправленное или стихийное). По целям воспитание можно разделить на три вида: воспитание для воспитателя, для общества и для воспитуемого.
Воспитание для воспитателя нацелено на формирование черт, облегчающих воспитание (например , послушание); задачей воспитания для общества является формирование социально значимых черт (например, законопослушание); воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека , способны гармонизировать его существование. Первые два вида воспитания условно можно назвать «дрессурой». Подлинное воспитание всегда сопровождается и процессом самовоспитания. В психологи и выделены типы неправильного воспитания:
1) «Кумир семьи» - все для ребенка;
2) Гиперопека - все за ребенка;
3) Гипоопека - ничего для ребенка;
4) Безнадзорность - ребенок сам по себе;
5) «Золушка» - все от ребенка и ничего ему;
6) «Ежовы е рукавицы» - диктат;
7) «Двойное принуждение» - непоследовательность предъявления требований и отсутствие эмоционального контакта. Тип неправильного воспитания предрасполагает к развитию определенных акцентуаций.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Весьма
важны для становления
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).
В
начальных классах школы
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: «Если есть ученик, учитель найдется». В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.
Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.
Наиболее
эффективным средством
Список
использованной литературы
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Основы педагогики и психологии»