Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:56, контрольная работа
Первые годы XX в. характеризуются активной борьбой передовых педагогов естественников за введение естествознания в школу, за высокий уровень содержания биологических знаний и активные методы обучения. Глубокие изменения, происходившие в экономической и социальной жизни общества, создали новые условия для быстрого научно-технического прогресса России. Вместе с тем специфической особенностью развития страны начала XX в. было глубокое противоречие между уровнем технической мысли и возможностью ее реализовать.
Специальными понятиями называются такие, которые развиваются в пределах одного курса. Среди них можно выделить локальные понятия, развивающиеся только в пределах темы или отдельных уроков. Общебиологическими считают понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всем живым организмам и обобщающих специальные понятия отдельных биологических курсов: клетка как единица жизни, единство строения и функции организмов, взаимосвязи организма и среды, организм как саморегулирующаяся система, обмен веществ и превращение энергии, самовоспроизведение организмов, эволюционное развитие мира, биологическая система и уровень организации живой материи. Эти понятия образуются из специальных понятий и развиваются во всех курсах школьной биологии на материале каждого из них.
Сложный и многообразный состав биологических знаний нередко затрудняет отбор учителем главного, существенного и приводит к бессистемному, неосознанному запоминанию учащимися несущественных признаков отдельных объектов и явлений. Знания, полученные на одном из уроков и в дальнейших темах не практикуемые в новых связях, не удерживаются в памяти.
Предмет "Биология" в школе - это основа
знаний таких областей биологической
науки, как генетика, цитология, ботаника,
зоология, микробиология, эволюционное
учение, экология, систематика, физиология,
морфология и др. Все они в школьном предмете
представлены в виде систем понятий, которые
формируются, развиваются в учебных курсах
биологии 6- 11 классов.
Весенний сезон
состоит из четырёх подсезонов, каждый
из который характеризуется собственными
феноиндикаторами.
1 подсезон (таяние снега) — начинается с появления первых проталин в поле, а заканчивается с началом цветения ольхи серой и орешника-лещины. В течение этого подсезона прилетают грачи, чайки, скворцы и жаворонки. Начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз. Сходит и совсем исчезает снежный покров на полях, водоёмы начинают очищаться ото льда.
В этот же период
заканчивается рыбалка по последнему
льду и начинается ловля рыбаков по открытой
воде. В течение этого подсезона некоторые
виды рыб (щука, язь, елец, подуст, жерех,
ёрш) готовятся и кое-где приступают к
нересту. В некоторых местах уже неплохо
ловятся плотва, язь и лещ.
2 подсезон (оживление весны) — начинается с зацветания серой ольхи. Хороший индикатор начала этого подсезона для городских жителей — желтеющая на глинистых пустырях мать-и-мачеха. В Центральном районе, как правило, начало этих явлений приходится на 15-20 апреля.
Происходит окончательное освобождение водоёмов ото льда, подсыхает сверху почва, многие просёлочные дороги становятся проходимыми и доступными для транспорта, открывается путь рыболовам в самые малодоступные и глухие места.
В этом подсезоне
прилетают журавли и вальдшнепы, вылетают
шмели (комары-толкунцы, мухи и первые
бабочки появляются раньше), уже порою
раздаются «песни» лягушек. Оживляются
дождевые черви. Заканчивают нерест щука
и язь, продолжают ёрш и жерех и начинают
окунь и лещ (старшие возрастные группы,
самые крупные, так называемые «берёзовики»).
Заканчивается период с облиствением
берёзы и «пылением» вяза.
3 подсезон (разгар весны) — начинается с момента, когда зазеленела берёза. В это время, в течение примерно двух декад, продолжается нарастание тепла. Всё жарче дни и теплее ночи. «Идёт, гудёт зелёный шум», как сказал поэт. Гуще зеленеют деревья и кустарники, цветёт черемуха, зацветают фруктовые сады. Всё больше становится насекомых, прилетают певчие птицы, питающиеся ими.
На лугах, в лесах, в поле всё буйно зеленеет и цветёт: одуванчик, крыжовник, земляника, красная смородина, черника, купальница, ландыш, красный клевер… В прибрежных зарослях поют соловьи, а в лугах и поле можно уже услышать коростеля-дергача и перепела.
Это всё приметы: начинается жор щуки, ловятся лещ, частично успевший отнереститься, и голавль. В некоторых местах язи ещё заканчивают нерест, а продолжают его плотва и подуст. Кое-где начинает уже хорошо, но ещё периодически, нерегулярно, брать карась.
Завершается период
зацветанием рябины и лиловой сирени,
и эти же явления позволяют начать отсчёт
времени последнего подсезона весны, длящегося,
как и предыдущий, тоже около двух декад.
4
подсезон (предлетье) — во время него
обычно заканчивается цветение фруктовых
садов, выколашиваются озимая рожь и луговые
злаки, в сырых местах зацветает незабудка,
а на суходолах — нивяник-поповник (называемый
в просторечии ромашкой, «любит-не-любит»).
Все эти явления совпадают по времени
с вылетом стрекоз.
Список
использованной литературы: