Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:46, реферат
Культура поведения – неотъемлемая составная часть человеческого общества.
Грустно, но факт: современные дети, в подавляющем своём большинстве, довольно некультурные, невоспитанные люди. Не знают, как вести себя школе, в общественных местах, на улице, в транспорте. Имеют смутное представление о правилах хорошего тона, вежливости, культуре поведения.
Культура поведения – неотъемлемая составная часть человеческого общества.
Грустно, но факт: современные дети, в подавляющем своём большинстве, довольно некультурные, невоспитанные люди. Не знают, как вести себя школе, в общественных местах, на улице, в транспорте. Имеют смутное представление о правилах хорошего тона, вежливости, культуре поведения. Отсюда – бесконечные ссоры, грубость и хамство с ровесниками, одноклассниками, товарищами по ГПД, непослушание старшим, нарушение дисциплины.
Всё это – от невоспитанности, неумения понять друг друга.
Мы живем в сложном и взаимосвязанном мире, и так тесно соприкасаемся друг с другом, что плохое настроение одного, если он не умеет собой владеть, тут же передаётся другому, а там – третьему, и дальше, дальше… Получается настоящая цепная реакция.
Поэтому я стараюсь учить ребят всегда, при любых обстоятельствах сохранять достоинство, не выходить из себя по пустякам, помнить о том, что ты портишь настроение другим.
«Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах: бережное отношение к миру, к обществу, к природе,» - говорит академик Д.С.Лихачёв в своей книге «Письма о добром и прекрасном».
Вот почему особое внимание я обращаю на воспитание нравственности.
На занятиях «Мир вокруг нас» знакомлю детей с такими понятиями нравственного толка, как доброта, уважение, забота, честь, достоинство и др. Понятия эти даю на характерных, житейских примерах, на сюжетах, знакомых каждому, учу детей задумываться над тем или иным поступком, давать должную оценку.
Таким образом, подвожу детей к осмыслению и пониманию того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что можно делать, а чего нельзя в случае, если не хочешь унизить своё достоинство и достоинство другого человека.
Большое внимание в своей работе уделяю организации позитивной среды в ГПД.
Установление в группе определённых норм поведения, общения, распорядка, совместной работы необходимо создания такие условия, чтобы ребята смогли почувствовать себя членами группы, научились заботиться не только о себе, но и о других.
Хорошие отношения возникают тогда, когда есть общее дело, совместные переживания, стремление детей быть вместе. С этой целью разделила детей на группы (экипажи) и организовала соревнование.
Соревнование – сильный побуджающий метод, стимулирующий детскую активность. Дети любят состязаться, соперничать, выяснять, кто самый лучший в учебной, трудовой, физкультурной деятельности и т.д.
В течение определённого промежутка времени дети соревнуются, чей экипаж лучше ( по качеству выполнения домашнего задания, отношению к порученному делу, друг к другу, активности, ответственности, поведению). Итоги этого соревнования подводятся в конце каждого месяца, анализируется работа микрогрупп (экипажей).
Позитивная организация среды в ГПД помогает положительно повлиять на развитие у детей самостоятельности и формирование культуры поведения, предоставляет возможность каждому ученику принимать решения, брать на себя ответственность и делать как можно больше самому, без помощи воспитателя. У детей появляется уверенность в собственных способностях.
С учётом этого провожу в ГПД самоподготовку (дети работают по группам – экипажам, старший - командир – помогает младшим, направляет их деятельность, следит за дисциплиной), прививаю навыки самообслуживания во время обеда, полдника (здесь тоже опираюсь на помощь командиров экипажей).
Также вместе с детьми вырабатываем правила (законы), нормы поведения в группе. Это является важнейшим моментом, который связан с построением общества, воспитанием инициативы, самостоятельности, этики и соблюдением принятых норм, культуры поведения, чувством принадлежности и ответственности.
Таким образом, принимая участие в выработке правил ГПД, живя и действуя по этим правилам, дети учатся разрешать какие – то недоразумения, анализировать последствия своих действий, участвовать в решениях. Что, в целом, дисциплинирует, организовывает ребят, устанавливает позитивные отношения внутри группы.
Выступление по теме:
«Создание позитивной среды в условиях группы продлённого дня»
Лебедева С.В., воспитатель ГПД II категории |