Лекция и ее виды в высшей школе: методика подготовки, критерии оценки качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:51, доклад

Описание

Лекция (от лат. lectio - чтение) – логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Лекция представляет собой основную организационную форму обучения в вузе, направленную на первичное овладение знаниями.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 23.06 Кб (Скачать документ)
                Сурнина Елена Олеговна

                ФМП, группа № 603

 

    Лекция  и ее виды в высшей школе: методика подготовки, критерии оценки качества. 

    Лекция (от лат. lectio - чтение) – логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Лекция представляет собой основную организационную форму обучения в вузе, направленную на первичное овладение знаниями.

    Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую базу обучения, развить интерес студентов к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать ориентиры для самостоятельной работы..

Виды  лекций

        В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе :

  1. Вводная лекция читается, как правило в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности.
  2. Обзорная лекция содержит краткую, в значительной мере обобщенную информацию об определенных однородных (близких по содержанию) программных вопросах. Эти лекции чаще используются на завершающих этапах обучения ( например, перед государственными экзаменами).
  3. Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, имеет объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. (используется в работе на заочном факультете)
  4. Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала курса.
  5. Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней обобщается ранее изученное, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки.
 

        В зависимости от способа проведения :

  1. Информационная лекция использует объяснительно-иллюстративный метод изложения.
  2. Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению серьезной научной проблемы, определяющей тему занятия.(полностью проблемная лекция)
  3. Лекция-визуализация предполагает визуальную подачу материала техническими средствами обучения ( аудиовидеотехники и т.д.) с развитием или кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.

Разновидности лекции-визуализации:

    • Видеолекция - это записанная на видеопленку лекция преподавателя. Она может быть дополнена мультимедиа-приложениями, иллюстрирующими изложение лекции.
    • Мультимедиа-лекция. Для самостоятельной работы над лекционным материалом студенты могут использовать интерактивные компьютерные обучающие программы.
    • Бинарная лекция – (лекция диалог) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например ученого и практика, представителей двух научных направлений и т.д.
    • Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок.
    • Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы.
    • Лекция-консультация предполагает изложение материала по типу «вопросы-ответы» или «вопросы»-ответы- дискуссия»

                               Методика Подготовки к лекции.

        Подготовка лекции начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекции в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли права.

       Методика работы над лекцией предполагает следующие этапы:

- отбор  материала для лекции, составление  плана лекции, списков основной  и дополнительной литературы. (изучение действующего законодательства, а так же базовой учебной литературы)

- определение  объема и содержания лекции, изучение  основополагающих источников; (лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время, а так же при выборе объема лекции необходимо учитывать возможность «среднего» студента записать ту информацию, которую, по мнению преподавателя, он должен обязательно усвоить)

- выбор  последовательности и логики  изложения, написание конспекта;(выделить в лекции самостоятельные разделы, после каждого из них желательно сделать обобщения, а определяя логику построения надо выбрать один из методов- индукция, дедукция или аналогия) Оформление текста включает в себя составление конспекта или изложения виде тезисов, плана).

- подбор иллюстрированного материала;(таблиц, рисунков, схем)

- выработка  манеры чтения лекции.(целесообразно повторять наиболее важные положения, менять тембр голоса, тем самым показывая значимость выражении)

Эффективность учебной лекции и ее высокое качество обеспечивает соблюдение следующих дидактических требований, которые могут служить и критериями успешности лекции: научность и информированность излагаемого материала; доказательность и аргументированность суждений; наличие достаточного количества ярких и убедительных примеров, фактов, документов; эмоциональность, непосредственный интерес самого лектора к предмету изложения; активизация мышления и внимания слушателей с целью обеспечения их сопереживания и движения мысли вместе с мыслью лектора; методически целесообразное структурирование материала; доступный, ясный литературный язык, разъяснение вводимых терминов и понятий, четкая дикция, нормальный темп речи, дающий студентам возможность слушать, осмысливать и кратко записывать информацию; использование дидактических материалов и аудиовизуальных средств. 

        Актуальность данной темы: На сегодняшний день качество многих лекции, которые преподают в высших учебных заведениях, оставляет желать лучшего. На мой взгляд, это вызвано тем, что в институтах не используются нововведения современности, касаемых различного рода электронной техники.  Лекция в 21-м веке уже не та, что была лет 10-15 назад. К использованию возможностей диапроекторов добавились возможности аудио и видеотехники, возможности информационных, компьютерных технологий использования, например, такой программы, как «Microsoft Power Point», что существенно расширяет возможности изложения материала на лекции, её объём, наглядность и доказательность, позволяет повысить интерес учащихся к теме лекции.

        Но сколько бы не использовалось новых технологий, определяющей успех всё же остаётся личность преподавателя, его профессионализм и увлечённость своим предметом, его умение владеть ораторским искусством, аудиторией во время лекции, его умением построить лекцию так, что бы она нашла отклик на всех уровнях восприятия студентов.

        Многие преподаватели не проявляют интереса в преподавании. Являясь знающими преподавателями они не заботятся о достижении высокого уровня преподавания. На занятия являются, не проработав необходимым образом материала даже текущей лекции, тем самым демонстрируя свое неуважение к студенческой аудитории, институту и, в конечном счете, к себе.

         По моему мнению, чтоб значительно повысить качество лекции необходимо : 

1. Подготовку лекционного материала осуществлять в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине профессиональной подготовки. 

 2. На лекции  обеспечить создание мотивации у студентов, вызывать интерес к самостоятельной работе (изучение дополнительной литературы, электронных ресурсов, архивных материалов и т.д.)

3. Для начинающих лекторов необходимо организовывать специальные семинары по методике подготовки и чтения лекций, а также пробные лекции, которые должны читаться студентам в присутствии профессоров и преподавателей факультета с последующим обсуждением на кафедре (по предварительно выделенным критериям оценки качества лекций, в том числе таким, как ясность изложения, стиль общения, эмоциональный тон, использование различных методических приемов и средств обучения и др.). 

4. К подготовке и проведению лекций следует прежде всего привлекать профессоров, доцентов, имеющих степени доктора и кандидата наук, а также опытных преподавателей.

5. В процессе проведения или до лекции преподавателю рекомендуется раздать готовый лекционный материал (это может быть осуществлено в электронном виде, студентам лишь останется распечатать его и принести на лекционные занятия), тем самым значительно увеличится время на изложение преподавателем дополнительного материала по изучаемой теме.

6. Кафедрам важно организовывать систематический обмен учебным опытом чтения лекций, а также углубленное изучение и обсуждение опыта лучших лекторов (возможно использование видео и электронных средств для записи и презентаций). 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Лекция и ее виды в высшей школе: методика подготовки, критерии оценки качества