Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:51, доклад
Лекция (от лат. lectio - чтение) – логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Лекция представляет собой основную организационную форму обучения в вузе, направленную на первичное овладение знаниями.
Сурнина Елена Олеговна
ФМП, группа № 603 |
Лекция
и ее виды в высшей
школе: методика подготовки,
критерии оценки качества.
Лекция (от лат. lectio - чтение) – логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Лекция представляет собой основную организационную форму обучения в вузе, направленную на первичное овладение знаниями.
Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую базу обучения, развить интерес студентов к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать ориентиры для самостоятельной работы..
Виды лекций
В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе :
В зависимости от способа проведения :
Разновидности лекции-визуализации:
Методика Подготовки к лекции.
Подготовка лекции начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекции в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли права.
Методика работы над лекцией предполагает следующие этапы:
- отбор материала для лекции, составление плана лекции, списков основной и дополнительной литературы. (изучение действующего законодательства, а так же базовой учебной литературы)
- определение объема и содержания лекции, изучение основополагающих источников; (лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время, а так же при выборе объема лекции необходимо учитывать возможность «среднего» студента записать ту информацию, которую, по мнению преподавателя, он должен обязательно усвоить)
- выбор
последовательности и логики
изложения, написание
- подбор иллюстрированного материала;(таблиц, рисунков, схем)
- выработка
манеры чтения лекции.(
Эффективность
учебной лекции и ее высокое качество
обеспечивает соблюдение следующих дидактических
требований, которые могут служить и критериями
успешности лекции: научность и информированность
излагаемого материала; доказательность
и аргументированность суждений; наличие
достаточного количества ярких и убедительных
примеров, фактов, документов; эмоциональность,
непосредственный интерес самого лектора
к предмету изложения; активизация мышления
и внимания слушателей с целью обеспечения
их сопереживания и движения мысли вместе
с мыслью лектора; методически целесообразное
структурирование материала; доступный,
ясный литературный язык, разъяснение
вводимых терминов и понятий, четкая дикция,
нормальный темп речи, дающий студентам
возможность слушать, осмысливать и кратко
записывать информацию; использование
дидактических материалов и аудиовизуальных
средств.
Актуальность данной темы: На сегодняшний день качество многих лекции, которые преподают в высших учебных заведениях, оставляет желать лучшего. На мой взгляд, это вызвано тем, что в институтах не используются нововведения современности, касаемых различного рода электронной техники. Лекция в 21-м веке уже не та, что была лет 10-15 назад. К использованию возможностей диапроекторов добавились возможности аудио и видеотехники, возможности информационных, компьютерных технологий использования, например, такой программы, как «Microsoft Power Point», что существенно расширяет возможности изложения материала на лекции, её объём, наглядность и доказательность, позволяет повысить интерес учащихся к теме лекции.
Но сколько бы не использовалось новых технологий, определяющей успех всё же остаётся личность преподавателя, его профессионализм и увлечённость своим предметом, его умение владеть ораторским искусством, аудиторией во время лекции, его умением построить лекцию так, что бы она нашла отклик на всех уровнях восприятия студентов.
Многие преподаватели не проявляют интереса в преподавании. Являясь знающими преподавателями они не заботятся о достижении высокого уровня преподавания. На занятия являются, не проработав необходимым образом материала даже текущей лекции, тем самым демонстрируя свое неуважение к студенческой аудитории, институту и, в конечном счете, к себе.
По моему мнению, чтоб
значительно повысить
качество лекции необходимо
:
1. Подготовку лекционного материала осуществлять в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине профессиональной подготовки.
2. На лекции обеспечить создание мотивации у студентов, вызывать интерес к самостоятельной работе (изучение дополнительной литературы, электронных ресурсов, архивных материалов и т.д.)
3. Для начинающих лекторов необходимо организовывать специальные семинары по методике подготовки и чтения лекций, а также пробные лекции, которые должны читаться студентам в присутствии профессоров и преподавателей факультета с последующим обсуждением на кафедре (по предварительно выделенным критериям оценки качества лекций, в том числе таким, как ясность изложения, стиль общения, эмоциональный тон, использование различных методических приемов и средств обучения и др.).
4. К подготовке и проведению лекций следует прежде всего привлекать профессоров, доцентов, имеющих степени доктора и кандидата наук, а также опытных преподавателей.
5. В процессе проведения или до лекции преподавателю рекомендуется раздать готовый лекционный материал (это может быть осуществлено в электронном виде, студентам лишь останется распечатать его и принести на лекционные занятия), тем самым значительно увеличится время на изложение преподавателем дополнительного материала по изучаемой теме.
6. Кафедрам важно организовывать систематический обмен учебным опытом чтения лекций, а также углубленное изучение и обсуждение опыта лучших лекторов (возможно использование видео и электронных средств для записи и презентаций).
Информация о работе Лекция и ее виды в высшей школе: методика подготовки, критерии оценки качества