Личность педагога профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:33, реферат

Описание

Личность педагога профессионального образования включает в себя следующие составляющие: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание, основу которого составляет любовь к людям, формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом.

Работа состоит из  1 файл

реферат по педагогике.docx

— 31.66 Кб (Скачать документ)

Введение

      Эффективная деятельность преподавателя ВУЗа связана  с его глубокими и разнообразными профессиональными знаниями, владением методикой преподавания, учётом психологических основ своего труда.

В решении этих задач особое значение придаётся личности педагога. Главные требования к личности преподавателя направлены на его высокую квалификацию. Преподаватель ВУЗа также должен отвечать требованиям, которые делают его личностью, способной на высоком уровне организовывать формирование будущего специалиста.

Личность  педагога профессионального образования  включает в себя следующие составляющие: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии  учителя, который находит свое выражение  в положительном эмоциональном  отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению  педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие  от педагогического интереса, который  может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания  способности к педагогическому  делу. Педагогическое призвание, основу которого составляет любовь к людям, формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического  опыта будущим педагогом. Это  основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного  саморазвития многих качеств, характеризующих  личность педагога профессионального  образования. 

     § 1 Личностная характеристика педагога

     Вначале рассмотрим личностную характеристику педагога. Рассматривая профессиональную деятельность педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности – специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.

     Несмотря  на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог» также должны быть общие, специфические черты. Попробуем определить, каковы же эти требования к личностным особенностям педагога как профессионала.

     Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

     Во-первых, следует объективно оценивать собственные  возможности, знать свои сильные  и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности).

     Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой  интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя.

     В-третьих, обязательной предпосылкой и основой  успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика. Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли  их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.

     В-четвертых, педагог является организатором  учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.

     Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности: уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе); постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других); передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

     Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика. В качестве специальных способностей можно выделить следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

     «Определяя  личностную характеристику педагога, важно помнить, что он работает в  сфере «человек - человек», которая  предполагает способность успешно  функционировать в системе межличностных  отношений»  

§ 2 Направленности личности педагога

     В личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и  познавательную направленность.

     Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

     К социальным потребностям относят потребности  в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные  умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями ).

     В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая  считается наиболее глубокой фундаментальной  характеристикой личности педагога. Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает.

     Ценностные  ориентации выступают внутренним регулятором  деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему  миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентации могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.

     Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

     Основу  профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение  в положительном эмоциональном  отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению  педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие  от педагогического интереса, который  может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания  способности к педагогическому  делу. Педагогическое призвание формируется  в процессе накопления теоретических  знаний и практического опыта  будущим педагогом. Основу педагогического  призвания составляет любовь к людям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность.

Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и  коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт - это мера педагогически целесообразного  взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство  собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств  педагога и его профессионального  мастерства.

     К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также  педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается  в бескорыстном исполнении своих  профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.

Педагогическая  справедливость представляет собой  своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально  важных качеств педагога студенты, в первую очередь, называют именно справедливость.

     Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности. Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное - хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

     Наиболее  общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает  культура научно-педагогического исследования. Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.

Личность  педагога профессионального образования  зависит от социальных условий, особенностей организации педагогического процесса, личностного потенциала и способности  удовлетворять сегодняшним изменениям в образовании, а профессиональная продуктивность опирается на мир  человека: его интересы, ценностные ориентации, мотивы и цели деятельности, ответственность и качества интеллекта. При этом становление личности педагога профессионального образования рассматривается как его самореализация, побуждение к творчеству, необходимость проектирования собственного профессионального уровня на различных этапах жизненного пути.

Современный педагог создает особую творческую атмосферу, где реализуется субъект-субъектное взаимодействие участников. Выделяются компоненты эффективности педагогической деятельности – процессуальный, результативный и личностный, когда результативный компонент – обученность и воспитанность учащихся, а личностный компонент – особенности структуры личности педагога профессионального образования.

Проблема  подготовки специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики, является предметом научного интереса исследователей различных областей научного знания. Личность педагога профессионального  образования, педагогические проблемы требуют нового отношения к специалистам, которым необходимо оказывать реальную помощь в условиях профессионального  педагогического труда, в их жизни. 
 
 
 
 

Заключение

Информация о работе Личность педагога профессионального обучения