Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 22:29, доклад
Ёще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности. Второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство.
Личностные
качества педагога.
Ёще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности. Второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания.
Соответственно,
профессионально-педагогическая подготовка
и самоподготовка учителя рассматриваются
в качестве одной из ведущих проблем педагогической
психологии.
Требования к личностным качествам педагога.
Рассмотрим личностные
и индивидуальные качества педагога.
Они должны отвечать одновременно двум
уровням требований, предъявляемых
к этой профессии. Требования первого
уровня предъявляются к учителю вообще
как к носителю профессии. Они безотносительны
к социальным условиям, общественным формациям,
учебному заведению, учебному предмету.
Этим требованиям должен отвечать любой
настоящий педагог вне зависимости от
того, работает он в городе или селе, преподает
ли математику, труд, язык и т. д. Каждый
педагог должен в идеале иметь определенные
педагогические способности для достижения
успешной деятельности. Педагогические
способности обычно включают в структуру
рассматриваемых ниже организационных
и диагностических способностей, хотя
эти способности могут существовать отдельно
друг от друга.
Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
способность делать учебный материал доступным;
1. творчество в работе;
2. педагогически-волевое влияние на учащихся;
3. способность организовать коллектив учащихся;
4. интерес и любовь к детям;
5. содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
6. педагогический такт;
7. способность связать учебный предмет с жизнью;
8. наблюдательность;
9. педагогическая
требовательность.
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
Устойчивое побуждение
к деятельности по избранной профессии,
стремление реализовать в ней себя, применить
свои знания, способности отражает сформированность
профессиональной направленности личности.
Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально- профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.