Логика психолого - педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:59, реферат

Описание

Психолого-педагогическое исследование может включать ряд этапов:
первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;
теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки;
организация опытно-экспериментального исследования;
литературное оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике [3,4].
Разработка логики исследования - сложный и трудоёмкий процесс. Разработать логику исследования

Содержание

Этапы психолого – педагогического исследования…… …..– 3
Стадии психолого - педагогического исследования…………………………………………………… – 6
Определение объекта и предмета исследования.
Построение гипотезы………………………………………….. – 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….. – 12

Работа состоит из  1 файл

реферат понир.docx

— 41.33 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

учреждение образования

 “Могилевский государственный  университет 

  им. А.А. Кулешова”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ЛОГИКА

 

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО 

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

Реферат по научно – 

                                                 исследовательской работе    в ВУЗе

                                                 Студента  ДО (5) – 21

                                                  Шишовой Н.Н 

                                                  Научный руководитель

                                                  Кандидат педагогических наук,

                                                  Доцент   М.Н. Дедулевич

 
 
 
 

 

                                                                               Могилев 2013




 

 

 

 

 

                  ПЛАН 

 

  1. Этапы   психолого – педагогического исследования…… …..– 3
  2. Стадии психолого - педагогического исследования…………………………………………………… – 6
  3. Определение объекта и предмета исследования.

Построение гипотезы………………………………………….. – 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..   – 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1.Этапы психолого-педагогического исследования

 

           Под исследованием в психолого-педагогической области можно понимать процесс  и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях организации учебно-воспитательного процесса. Планирование исследования является одним из первоначальных этапов научной деятельности.

Психолого-педагогическое исследование может включать ряд этапов:

  • первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;
  • теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки;
  • организация опытно-экспериментального исследования;
  • литературное оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике [3,4].

Разработка логики исследования - сложный и трудоёмкий процесс. Разработать  логику исследования - значит разработать  маршрут научного поиска, определите общие основания для его конструирования  и проектирования.

Выделяют два этапа  научного исследования: эмпирический и теоретический.

     Эмпирическое описание. Эмпирическое описание не предполагает глубокого теоретического анализа. Это - результат первоначального ознакомления с проблемой исследования и с той частью педагогической действительности, которую предполагается изучить. Эмпирическое описание содержит конкретное знание об изучаемом объекте.

      Конкретное и абстрактное. Конкретное (concrescere) означает «составное, сложное, многостороннее». Оно противостоит абстрактному, хотя и самым тесным образом с ним связано. Настоящая конкретность в исследовании имеет в своей основе абстракцию, благодаря чему конкретные знания выступают не как эпизодическое восприятие целого, а как живое единство сущности и её проявления, внутреннего содержания объекта и формы его выражения.

      Абстракция (abstractio) - «отвлечение». Абстрактное знание неполное, одностороннее. Оно дает возможность рассмотреть свойства предметов в их чистом виде, не учитывая всякого рода побочные, случайные воздействия. Это одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения.

Абстракция обозначает и  процесс такого отвлечения и его результаты. Свойства, выделенные с помощью абстракции, мыслятся нами сами по себе, обособленно не только от других свойств, но и от самих носителей этих свойств - от предметов. Так возникают понятия, которыми оперирует наука: число, скорость, стоимость, теплота и т. д. На первый взгляд в абстракции мы как бы отходим, удаляемся от предметов и явлений. На самом деле такой отход позволяет нам глубже проникать в их природу. Там, где чувственное созерцание видит лишь различия, абстракция позволяет выделять общие для различных конкретных предметов признаки.

Абстрагирование - это непременная  часть научного познания. Без абстракций наука просто не существует. Но «застревать» на стадии абстрагирования опасно, поскольку абстрактное мышление по своей природе само по себе не может дать полного, не искаженного  в том или ином отношении, представления  о действительности, о жизни [3, с.166-167].

Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют факты действительности и научные факты. Факты действительности - это события, явления, процессы, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения, связи, взаимосвязи изучаемых объектов. Научные факты - это факты действительности, которые  обязательно проверенные, осмысленные и зафиксированные в науке в виде эмпирических суждений, мнений, взглядов, позиций. Данные факты можно получить из различных печатных источников. Естественно возникают вопросы: где вести библиографический поиск? Каковы источники печатной педагогической информации? Перечислим эти источники:

   1. Библиографические справочники;

   2. «Книжная летопись» (периодическое издание, содержащее библиографическое описание всех публикаций, появляющихся в стране; рубрикация - по наукам и отраслям знания);

   3. Каталоги книг и журнальных статей;

   4. Списки литературы в типовых государственных, а также рабочих программах по педагогике, психологии, методикам.

   5. Библиографические указатели в конце монографий по педагогике, психологии, методикам и т.п.

  6. Указатели литературы к главам учебников.

  7. Энциклопедии (в том числе педагогические). В конце энциклопедических статей помещаются краткие библиографические указатели.

  8. Последние в году номера педагогических, психологических, социологических, методических журналов, в которых помещаются списки всех публикаций, появившихся в журнале в течение истекшего года [2, с. 30].

Эмпирический этап исследования состоит из 2-х ступеней (стадий) работы:

  • первая стадия - это процесс добывания, получения факторов;
  • вторая стадия эмпирического исследования включает в себя первичную обработку и оценку фактов в их взаимосвязи, эта стадия включает в себя: осмысление и строгое описание добытых фактов, классификацию фактов по различным основаниям и выявления основных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь  осуществляет: критическую оценку и  проверку каждого факта; описание каждого  факта; отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития; классификацию  фактов по их существенным признакам, приводит их в систему; вскрывает  наиболее существенные связи, закономерности, которые характеризуют изучаемые  явления или процессы.

      Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений.

Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы. Это значит:

  • определить известное и неизвестное;
  • факты, объяснённые и требующие объяснения;
  • факты, соответствующие теории и противоречащие ей;
  • сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки;
  • наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя - выявить причины, закономерности явлений  или процессов, ими управляющие. Поэтому основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о закономерностях возникновения, существования, развития изучаемых  явлений.

Доказательство - следующая  необходимая стадия и форма, в  которой существует и развивается  далее научное знание.

Доказательство осуществляется, прежде всего, практическим путем, но в  данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве, суть которого состоит в подтверждении  или опровержении выдвигаемых положений  теоретическими аргументами.

Процессы эмпирического  и теоретического познания взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Эмпирическое познание невозможно без теоретического. Эмпирическая база педагогики обогащается за счет конкретных исследований.

Основную работу по конструированию  логики  педагогического исследования  необходимо проделать вначале научного поиска.

Можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического  исследования.

Первый этап - стадия накопления знаний и фактов: выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности; ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях; изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов; определение объекта, предмета, цели и задач исследования [4, с.10-12].

Второй этап - стадия теоретического осмысливания фактов: выбор методологии - исходной концепции, опорных теоретических  идей, положений; построение гипотезы исследования; выбор методов исследования и разработка методики исследования.

Третий этап - опытно-экспериментальная  работа: построение гипотезы исследования теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать; организация  и проведение констатирующего эксперимента; организация и проведение уточняющего  эксперимента; проверка гипотезы исследования; организация и проведение преобразующего эксперимента; окончательная проверка гипотезы исследования; формулировка выводов исследования.

Четвертый этап - анализ и  оформление результатов педагогического  исследования: обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций; научный доклад, статьи, учебно – методические пособия, монографии, книги; плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования.

Пятый этап - пропаганда и  внедрение результатов исследования: выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.; публикации в средствах массовой педагогической информации.

 

     2.Стадии процесса психолого-педагогического исследования

 

    Процесс психолого-педагогического исследования можно условно представить в виде ряда взаимосвязанных стадий, на каждой из которых стоят свои специфические задачи.

Исследовательская работа начинается с выбора области исследования. Такой  областью может быть либо сфера практической деятельности, либо её отражение в  научной проблематике.

Выбор области исследования определяется как объективными факторами (актуальность, новизна, перспективность), так и субъективными (образование, жизненный опыт, склад ума исследователя, характер профессиональной деятельности).

Область и мотивировка  возможного педагогического поиска весьма обширны. Это могут быть истоки успеха, условия его обеспечивающие, и наоборот, недостатки, трудности в педагогической работе, «узкие места» технологий обучения и воспитания.

Выявив те или иные пробелы  и недостатки, исследователь должен обратиться к соответствующей научной  и научно-методической литературе. Но нередко оказывается, что по вопросу, вызвавшему затруднения, наука ещё  не разработала достаточно четких и  однозначных рекомендаций, что тут  ещё много неясного и дискуссионного.

Сопоставив положения  теории и накопленный учебным  заведением опыт, исследователь нередко  обнаруживает «узкие места», «белые пятна», образные пустоты. Такие «шероховатости», «пятна» могут как раз относиться к конкретным «выходам» теории в  практику.

Информация о работе Логика психолого - педагогического исследования