Логопедическое обследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 18:28, реферат

Описание

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Работа состоит из  1 файл

Логопедическое обследование.docx

— 24.00 Кб (Скачать документ)

При обследовании детских учреждений (детских садов, школ) применяется так называемое краткое, или ориентировочное, обследование. Оно помогает выявить детей, нуждающихся  в логопедической помощи. При включении  детей в работу должно быть проведено  полное обследование.

При кратком  обследовании ребенку предлагают произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности  все наиболее часто неправильно  произносимые звуки, например. Старая бабушка вязала шерстяные чулки  или Черный щенок сидел на цепи около будки (свистящие, шипящие, звонкие, р, л).

Планирование  логопедической работы

При составлении  плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован  данными обследования.

1 Логопед составляет  общий план работы, т. е. намечает  этапы работы и раскрывает  их содержание.

2. Ближайший  этап работы раскрывается более  подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой

3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).

4. Подбирается  речевой материал к каждому  занятию с учетом общей характеристики  ребенка, состояния его речи, основной  задачи каждого занятия 

Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один - два эпикризных срока (один - два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.

Задержка темпов развития предполагает, что ребенок  отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением  темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной  системе (Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., 1981).

Задержка развития предполагает, что у ребенка качественно  ухудшается формирование психических  процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормально  развивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов.

По степени  выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку .

О легкой задержке развития говорит тот факт, что  становление возрастных навыков  запаздывает не более чем на один - два эпикризных срока (один - два квартала, одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста и коррекции.

При задержке средней  тяжести (отставание на два - четыре эпикризных срока или два - четыре квартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.

Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления  возрастных навыков, превышающим пять - шесть эпикризных сроков (четыре квартала и два полугодия), и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.

Информация о работе Логопедическое обследование