Логопедия - интегративная область знаний о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:06, реферат

Описание

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Структуру современной логопедии составляется дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. Логопедия тесно связана с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной психологии и педагогикой, с музыкальной ритмикой, общей психологией, специальной педагогикой. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

Работа состоит из  1 файл

Логопедия.doc

— 52.00 Кб (Скачать документ)

Логопедия - интегративная область  знаний о человеке.

 
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.  Структуру современной логопедии составляется дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. Логопедия тесно связана с другими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной психологии и педагогикой, с музыкальной ритмикой, общей психологией, специальной педагогикой. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Психофизиологической основой логопедии являются учение Павлова о первой и второй сигнальных системах, учение Анохина о функциональной системе, динамической локализации психических функций (Лурия). Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Специалисты этих направлений помогают определить этиологию нарушений, а также осуществить комплексную реабилитацию человека с нарушениями речи. 
 
Логопедия тесно связана с психолингвистикой. Речь предполагает использование различных языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки логопедического воздействия. При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Выготского, Лурия, Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Об операциях восприятия и порождения речевого высказывания. При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. Психолингвистический подход в изучении, например, алалии позволяет глубже раскрыть механизм этого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство. Изучение различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных формах афазии. Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений. 
 
Логопеду необходимо знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогическими обследования, поэтому логопедия тесно связана с психологией.

Психолого-педагогические аспекты готовности к обучению в школе    для детей с речевыми нарушениями.

 
         Одним из аспектом готовности  к школьному обучению является  нормальная устная речь. Так как  одной из операций письма является  операция по выделению фонем, то дети с нарушением фонематического восприятия не могут овладеть письмом правильно. У детей с нарушениями речи часто отмечается нарушение мелкой моторики, развитие которой очень важно для осуществления целевых движений рук. Для овладения навыком письма у детей должны быть четкие кинестезии для осуществления функции контроля, однако известно, что кинестетические ощущения часто нарушены у детей с дизартрией, а дислалией, алалией, ринолалией. У ребенка к концу дошкольного возраста должна быть сформирована внеситуативно-личностная форма общения, однако у детей с нарушениями речи формирование функции задерживается, общение остается внеситуативно-познавательным, в связи с чем дети с нарушениями речи затрудняются в оценивании своей деятельности объективно, обижаются на учителей, не понимают условность обучения. Одним из аспектов интеллектуальной готовности детей к обучению является сформированность пространственно-временных представлений и логико-грамматических конструкций, эти функции однако нарушены почти у всех детей с речевыми нарушениями, однако явно проявляются у детей с ОНР. Для полноценного обучения в школе необходимым условием является достаточный уровень речевого контроля, речевого планирования деятельности, что также нарушено у детей с ОНР. Кроме того у детей с нарушениями речи часто отмечается сужение семантического поля слов, что часто является причиной дизорфографии. У детей с нарушениями речи часто оказывается недостаточными речевая память, произвольное внимание, словесно-логическое мышление, дети не видят причинно-следственных связей в явлениях, что отрицательно сказывается на понимании условий задач, сложных инструкций.  В результате дети с нарушениями речи должны обучаться в школе с логопунктом, либо в школе 5 вида. Это зависит от степени нарушения речи.

Клинико-педагогическая классификация речевых  нарушений.

 
Клинико-педагогическая классификация  опирается на традиционное для логопедии  содружество с медициной, но, в  отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений  не привязываются строго к формам заболеваний. 
 
Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев модно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная. 
 
Нарушения устной речи подразделяются на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи; 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи. 
 
Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: 1) голосообразования; 2) темпо-ритмической организации высказывания; 3) интонационно-мелодической; 4) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут быть изолированными и в разных комбинациях, в зависимости от этого в логопедии выделяются следующие виды нарушений: 
 
- дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Могут быть органическими и функциональными. Возникают на любом этапе развития. 
 
- брадилалия – патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторно-речевой программы. Является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. 
 
- тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторно-речевой программы. Является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. Баттаризм, парафразия то же самое. 
 
- полтерн – ускорение речи сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканиями. 
 
- заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу. Возникает в ходе речевого развития ребенка. 
 
- дислалия – нарушение звукопроизношения при  нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: искажение, замена, смешение. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не усвоен набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звука или неправильно сформировались артикуляционные позиции. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несоформированность операции отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушения условий реализации звуков. При анатомических дефектах – нарушение органическое, при их отсутствии – функциональный. 
 
- ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении звуков речи в полость носа и в ней получается резонанс. при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. При этом дефекте часто встречаются просодические нарушения, речь малоразборчива, монотонная. К ринолалии принято относить дефекты врожденной расщелины губы и неба. 
 
- дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Голосовые, артикуляционно-фонетические и просодические дефекты. Тяжелой степенью является анартрия. В легких случаях, когда дефект проявляется в преимущественно артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии. 
 
Нарушения структурно-семантического оформления высказывания. 
 
- алалия -  отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается несформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты, нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. 
 
- афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате ЧМТ, нейроинфекций, опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. 
 
Нарушения письменной речи подразделяют на две группы  в зависимости от вида: 1) при нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма; 2) принарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения. 
 
- дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения проявляется в затруднениях опознаний и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. 
 
- дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, смешениях или пропусках букв, в искажениях звукового состава слова и структуры предложений. 
 
В случае несформированности процесса письма и чтения в ходе обучения говорят об алексии и аграфии. Эти нарушения обуславливаются дефектами устной речи, за исключением оптических  форм, несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.

Психолого-педагогическая классификация. Формирование логопедических групп  на МППК.

 
Возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями  в развитии речи. Принцип группировки – от частного к общему. Построена на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас),  функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в данной классификации делятся на две группы: 
 
1)     нарушения средств общения (ФФН, ОНР). 
 
ФФНР – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка  у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 
 
ОНР – различные сложные речевые расстройства, при  которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развитие речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Степени недоразвития речи: 1)отсутствие речи, лепетное состояние речи; 2) речь развернутая, но с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. 3 уровня. 
 
2)     нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правтльно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР. 
 
В данной классификации не выделяются в качества самостоятельных нарушений  речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе ОНР  и ФФН, как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих из ведущих признаков. Эта классификация опирается на принцип системного подхода (2 аспекта: нарушения речи и нарушения психического развития). 
 
Отбор детей с ОНР, с дизартрией, ринолалией в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых садах и  комплектование групп производится на заседаниях ПМПК. Отбор детей с нарушениями речи осуществляется на основе следующих принципов: 
 
- отграничение детей с нарушениями речи от детей  с другими аномалиями, 
 
- принимаются детей в возрасте от 2 до 7 лет, причем в одну группу зачисляются дети одинакового возраста. В младшую группу – от 2 до 3 лет, во вторую младшую – от 3 до 4, в среднюю – от 4 до 5, в старшую от 5 до 6, в подготовительную от 6 до 7 лет. 
 
- комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. В группы с ОНР принимаются дети с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, но комплектуются они по возрасту и уровню речевого развития. В группы для детей с ФФН принимаются дети с ринолалией, дизартрией, дислалией при сравнительно одинаковом уровне развития речи. В группы заикающихся – дети с заиканием. 
 
Во время комплектования перед членами ПМПК стоят следующие задачи: 
 
- определить подлежит ли ребенок приему в дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи 
 
- в какую группу следует зачислить ребенка 
 
- на какой срок обучения. 
 
Дети с ОНР зачисляются на 2-3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития). 
 
Дети с ФФН зачисляются на один год. 
 
Дети с нарушениями произношения отдельных звуков на полгода. 
 
Заикающиеся дети на один год. 
 
По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении обучения, повторно обследуются членами комиссии. Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть нарушения, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие объективные причины.

Психосоциальные и биологические  факторы риска  речевых нарушений.

 
Среди био факторов значительное место  занимают пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала: 
 
- наследственно-обусловленные дефекты или предрасположенность к ним. 
 
Внутриутробные нарушения: 
 
- токсикоз 
 
- интоксикация 
 
- хроническая асфиксия 
 
- резус-конфликт 
 
- инфекции 
 
- стрессы 
 
- идиопатические нарушения. 
 
Родовые нарушения: 
 
- применение стимуляции 
 
- затяжные или быстрые роды 
 
- кесарево сечение 
 
- крупный плод и узкий таз матери. 
 
Нарушения постнатального развития 
 
- инфекции ребенка, сопровождающиеся повышением температуры, приходящейся на сензитивные периоды формирования той или иной функции 
 
- травмы речевого аппарата или головы 
 
- нарушения мозгового кровообращения 
 
социальные факторы: 
 
- стрессы 
 
- смена языковой среды 
 
- билингвизм 
 
- пед.запущенность 
 
- психотравмы 
 
- культурная депривация

Информация о работе Логопедия - интегративная область знаний о человеке