Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:44, реферат
Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфербренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет.
Механизмы социализации.
Существуют различные
подходы к рассмотрению «механизмов»
социализации. Так, французский социальный
психолог Габриель Тард считал основным
подражание. Американский ученый Ури
Бронфербренер механизмом социализации
считает прогрессивную взаимную аккомодацию
(приспособляемость) между активным растущим
человеческим существом и изменяющимися
условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина
рассматривает в качестве механизмов
социализации идентификацию и обособление
личности, а А.В. Петровский – закономерную
смену фаз адаптации, индивидуализации
и интеграции в процессе развития личности.
Обобщая имеющиеся данные с точки зрения
педагогики, можно выделить несколько
универсальных механизмов социализации,
которые необходимо учитывать и частично
использовать в процессе воспитания человека
на различных возрастных этапах.
Различают два
вида механизмов социализации:
ü
психологические и социально-
ü
социально-педагогические.
К психологическим
и социально-психологическим
Импринтинг (запечатление)
– фиксирование человеком на рецепторном
и подсознательном уровнях
Экзистенциальный
нажим – овладение языком и
неосознаваемое освоение норм социального
поведения, обязательных в процессе
взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание - следование
какому-либо примеру, образцу. В данном
случае – один из путей произвольного
и чаще всего непроизвольного усвоения
человеком социального опыта.
Идентификация
(отождествление) – процесс неосознаваемого
отождествления человеком себя с
другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия –
внутренний диалог, в котором человек
рассматривает, оценивает, принимает
или отвергает те или иные ценности,
свойственные различным институтам
общества, семье, обществу сверстников,
значимым лицам и т.д. Рефлексия может
представлять собой внутренний диалог
нескольких видов: между различными «Я»
человека, с реальными или вымышленными
лицами и др. С помощью рефлексии человек
может формироваться и изменяться в результате
осознания и переживания им той реальности,
в которой он живет, своего места в этой
реальности и себя самого.
К социально-педагогическим
механизмам социализации можно отнести
следующие.
Традиционный
механизм социализации (стихийный) представляет
собой усвоение человеком норм, эталонов
поведения, взглядов, стереотипов, которые
характерны для его семьи и ближайшего
окружения (соседского, приятельского
и др.). Это усвоение происходит, как правило,
на неосознанном уровне с помощью запечатления,
некритического восприятия господствующих
стереотипов. Эффективность традиционного
механизма весьма рельефно проявляется
тогда, когда человек знает, «как надо»,
«что надо», но это его знание противоречит
традициям ближайшего окружения. В таком
случае оказывается прав французский
мыслитель XVI веке Мишель Монтень, который
писал: «…Мы можем сколько угодно твердить
свое, а обычай и общепринятые житейские
правила тащат нас за собой». Кроме того,
эффективность традиционного механизма
проявляется в том, что те или иные элементы
социального опыта, усвоенные, например,
в детстве, но впоследствии невостребованные
или блокированные в силу
изменившихся условий жизни (например,
переезд из села в большой город),
могут «всплыть» в поведении
человека при очередном изменении
жизненных условий или на последующих
возрастных этапах.
Институциональный
механизм социализации, как следует
уже из самого названия, функционирует
в процессе взаимодействия человека
с институтами общества и различными
организациями, как специально созданными
для его социализации, так и реализующие
функции попутно, параллельно со
своими основными функциями (производственные,
общественные, клубные и другие
структуры, а также средства
массовой коммуникации). В процессе
взаимодействия человека с различными
институтами и организациями происходит
нарастающее накопление им соответствующих
знаний и опыта социально
одобряемого поведения и конфликтного
или бесконфликтного избегания
выполнения социальных норм.
Надо иметь
в виду, что средства массовой
коммуникации как социальный
институт (печать, радио, кино, телевидение)
влияют на социализацию человека
не только с помощью трансляции
определенной информации, но и через
представление определенных образцов
поведения героев книг, кинофильмов,
телепередач. Эффективность этого
влияния определяется тем, что,
как тонко подметил еще в
XVIII в. реформатор западноевропейского
балета французский балетмейстер
Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые
героями, отличаются большей
силой и определенностью, нежели страсти
людей обыкновенных, им легче
и подражать». Люди в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями склонны
идентифицировать себя с теми или иными
героями, воспринимая при этом свойственные
им образцы поведения, стиль жизни и т.
д.
Стилизованный
механизм социализации действует в
рамках определенной субкультуры. Под
субкультурой в общем виде понимается
комплекс морально-психологических
черт и поведенческих проявлений,
типичных для людей определенного
возраста или определенного профессионального
или культурного слоя, который в целом
создает определенный стиль жизни и мышления
той или иной возрастной, профессиональной
или социальной группы. Но субкультура
влияет на социализацию человека постольку
и в той мере, поскольку и в какой мере
являющиеся ее носителями группы людей
(сверстники, коллеги и пр.) референтны
(значимы) для него.
Межличностный
механизм социализации функционирует
в процессе взаимодействия человека
с субъективно значимыми для
него лицами. В его основе лежит
психологический механизм межличностного
переноса благодаря эмпатии, идентификации
и т. д. Значимыми лицами могут быть родители
(в любом возрасте), любой уважаемый взрослый,
друг-сверстник своего или противоположного
пола и др. Естественно, что значимыми
лицами могут быть членами тех или иных
организаций и групп, с которыми человек
взаимодействует, а если это сверстники,
то они могут быть и носителями возрастной
субкультуры. Но нередки случаи, когда
общение со значимыми лицами в группах
и организациях может оказывать на человека
влияние, не идентичное тому, какое оказывает
на него сама группа или организация. Поэтому
целесообразно выделять межличностный
механизм социализации как специфический.
Социализация
человека, а особенно детей, подростков,
юношей, происходит с помощью всех названных
выше механизмов. Однако у различных половозрастных
и социально-культурных групп, у конкретных
людей соотношение роли механизмов социализации
различно, и порой это различие весьма
существенно. Так, в условиях села, малого
города, поселка, а также в малообразованных
семьях в больших городах существенную
роль может играть традиционный механизм.
В условиях крупного города особо явно
действуют институциональный и стилизованный
механизм. Для людей явно интровертированного
типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно
тревожных, самокритичных) важнейшим может
стать рефлексивный механизм. Те или иные
механизмы играют различную роль в тех
или иных аспектах социализации. Так, если
речь идет о сфере досуга, о следовании
моде, то ведущим часто является стилизованный
механизм, а стиль жизни нередко формируется
с помощью традиционного механизма.
В целом процесс
социализации условно можно
представить как совокупность
четырех составляющих (таблица):
социализация
стихийная
относительно направляемая
относительно
социально контролируемая – воспитание
самоизменение человека
Составляющие
процесса социализации:
ü
стихийной социализации человека
во взаимодействии и под
влиянием объективных обстоятельств
жизни общества, содержание, характер
и результаты которой определяются
социально-экономическими и социокультурными
реалиями;
ü
относительно направляемой социализации,
когда государство предпринимает
определенные экономические, законодательные,
организационные меры для решения
своих задач, которые объективно
влияют на изменение возможностей
и характера развития, на жизненный
путь тех или иных социально-профессиональных
этнокультурных о возрастных
групп (определяя обязательный
минимум образования, возраст его
начала, сроки службы в армии
и т.д.);
ü
относительно социально контролируемой
социализации (воспитания) – планомерного
создания обществом и государством
правовых, организационных, материальных
и духовных условий для развития
человека;
ü
более или менее сознательного
самоизменения человека, имеющего
просоциальный, асоциальный или
антисоциальный вектор (самостроительства,
самосовершенствования, саморазрушения),
в соответствии с индивидуальными
ресурсами и в соответствии или вопреки
объективным условиям жизни.