Механизмы социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:44, реферат

Описание

Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфербренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 39.50 Кб (Скачать документ)

Механизмы социализации. 

Существуют различные  подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури  Бронфербренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. 

Различают два  вида механизмов социализации: 

ü     психологические и социально-психологические; 

ü     социально-педагогические. 

К психологическим  и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие. 

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном  и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно  в младенческом возрасте. Однако и  на боле поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п. 

Экзистенциальный  нажим – овладение языком и  неосознаваемое освоение норм социального  поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. 

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. 

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого  отождествления человеком себя с  другим человеком, группой, образцом. 

Рефлексия –  внутренний диалог, в котором человек  рассматривает, оценивает, принимает  или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др.  С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.  

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести  следующие. 

Традиционный  механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI веке Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или  блокированные  в  силу  изменившихся  условий жизни  (например, переезд  из  села в  большой город),  могут  «всплыть» в  поведении  человека  при  очередном  изменении жизненных  условий или  на  последующих  возрастных  этапах. 

Институциональный механизм социализации, как  следует  уже  из  самого  названия, функционирует  в  процессе  взаимодействия  человека с  институтами  общества и различными  организациями, как  специально созданными для  его социализации, так и реализующие функции попутно, параллельно  со  своими  основными  функциями (производственные, общественные,  клубные  и другие  структуры, а  также  средства  массовой коммуникации). В  процессе  взаимодействия  человека с  различными  институтами  и организациями  происходит  нарастающее  накопление  им  соответствующих  знаний и  опыта   социально  одобряемого  поведения  и  конфликтного или бесконфликтного  избегания  выполнения  социальных  норм. 

Надо  иметь  в  виду, что средства  массовой коммуникации   как  социальный  институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют  на социализацию  человека не  только  с  помощью трансляции определенной  информации, но и через  представление  определенных  образцов  поведения героев  книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность  этого  влияния  определяется  тем, что, как  тонко  подметил  еще  в XVIII в. реформатор  западноевропейского  балета  французский балетмейстер            Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые  героями,  отличаются  большей  силой и определенностью, нежели  страсти  людей  обыкновенных, им  легче  и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д. 

Стилизованный механизм социализации действует в  рамках определенной субкультуры. Под  субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических  черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного  возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. 

Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для  него лицами. В его основе лежит  психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимыми лицами могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический. 

Социализация  человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизм. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма. 

В  целом  процесс  социализации  условно  можно  представить  как  совокупность  четырех  составляющих (таблица):   

 

  

социализация 

  

стихийная 

относительно  направляемая 

относительно  социально контролируемая – воспитание  

  

самоизменение человека 

  
 
 
 
 
 
 

  

Составляющие  процесса социализации: 

ü     стихийной социализации человека  во  взаимодействии  и  под  влиянием  объективных  обстоятельств  жизни  общества, содержание, характер  и  результаты  которой  определяются социально-экономическими  и  социокультурными реалиями; 

ü     относительно  направляемой социализации, когда  государство предпринимает  определенные  экономические, законодательные, организационные  меры  для решения  своих  задач, которые  объективно  влияют  на  изменение  возможностей  и  характера  развития, на  жизненный  путь  тех  или  иных  социально-профессиональных  этнокультурных  о  возрастных  групп (определяя  обязательный  минимум  образования, возраст  его  начала, сроки  службы  в  армии и т.д.); 

ü     относительно  социально  контролируемой  социализации (воспитания) – планомерного создания  обществом  и  государством  правовых, организационных, материальных  и духовных  условий  для  развития  человека; 

ü     более  или  менее  сознательного  самоизменения  человека, имеющего просоциальный, асоциальный  или  антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в  соответствии  с  индивидуальными ресурсами и в соответствии  или вопреки объективным условиям  жизни. 

  

Информация о работе Механизмы социализации