Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:18, реферат
Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Глава 1. Сущность, этапы и механизмы процесса социализации. 3
Глава 2. Проблема социализации в историческом аспекте. 7
Глава 3. Современные подходы к проблеме социализации. Новые социальные технологии. 8
Глава 4. Родители и дети. 15
Список литературы: 23
4) Ещё одним фактором, обусловливающим положение ребёнка-инвалида в семье и обществе, является его индивидуальность. Имеются в виду основные характеристики личности: темперамент, или особенности нервной системы: раздражительность, ранимость, сопротивляемость, и т. д.
Соотношение личностных характеристик влияет на то, как свыкается ребенок и его семья с инвалидностью.
Тревога и беспокойство родителей неблагоприятно отражаются на их контактах с ребенком.
Запоздалое развитие не бывает правильно понято окружением, по-своему растолковывающим отдельные проявления, включающим их в неправильные взаимосвязи и потому переутомляющим детей раздражителями, которые не приносят пользы, лишь вызывают в детях с отклонениями развития оборонительный механизм.
Осознание того, что с ребенком что-то неладно и надежды на лучшие изменения нет, вызывает настоящее потрясение. Рушится заветный идеал, готовый образ, и это крушение приносит тоску, безнадежность, горе.
Для нормального духовного развития ребенка надо удовлетворять его основные психические потребности. Эти и потребность в соответствующей по количеству и качеству стимуляции, потребность в осмысленном порядке стимуляции, чтобы ребенок мог учиться и приобретать жизненный опыт, потребность в опоре, поддержке, потребность осознать собственное «Я» в системе общественных ценностей, и, наконец, потребность перспективы будущего. Эти потребности присущи не только ребенку, они неотъемлемы от человека на протяжении всей его жизни. Взрослые удовлетворяют их в большей степени при воспитании детей.
В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности, и т. п. Ребенок-инвалид - тоже неиссякаемый источник стимулов для своего воспитателя, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Здесь больше чисто механической работы, монотонного ухода и присмотра - а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности гораздо меньше. Это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо разделить обязанности в семье, и общество должно внести свою лепту.
На
2-м месте потребность в
И вновь родители инвалидов с детства поставлены неравные с другими условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Сколько в нем рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе, ил, напротив, заставляет родителей, чуть ли не силком вынуждать понимание к себе и ребенку.
По реакции окружения родители должны понять, что они не одиноки в своей беде. Специалисты должны внушать им, что их постигло отнюдь не несчастье, а всего лишь трудное испытание, которое при желании и настойчивости можно преодолеть.
Страдает родительское самолюбие воспитателей детей-инвалидов, под угрозой жизненная перспектива, а это очень важно для семьи. Здесь и детям. И родителям надо говорить об их возможностях, а не о том, что им недоступно.
Родителям становится легче, если отмечены и оценены по достоинству их усилия.
Главное,
чтобы родители детей с дефектами
понимали свое положение и воспринимали
его нормально. Важно понимание родителей
здоровых детей и общества в целом. Цель,
которую мы преследуем - общественное
признание людей с физическими и умственными
недостатками. Мы целенаправленно приближаемся
к тому, чтобы их жизнь ни в чем не отличалась
от жизни нормального ребенка в семье
и нормального человека в обществе.
Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 199». № 1.
Панов А. М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 1997.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. № 4, 1997.
Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. № 1
Горячева Т. Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. 1998. № 2.
Цукерман И. В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1998. № 1
Бондаренко Г. И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. № 3.
Базоев В. 3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании //Дефектология. № 3, 1997.
Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа «Дети России»
«Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
З. Матейчек «Родители и дети» М., «Просвещение», 1992 год.
«Современные подходы к болезни Дауна» по ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. М., «Педагогика», 1992 год.
Л.
С. Алексеева и др. «Об опыте
организации социальной реабилитации
детей с ограниченными
Р. С. Немов «Психология» Книга 1. М., 1998 год.