Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:50, статья
Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассивными. настойчивыми и упорными или подчиняющимися? Что воспитываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы в них уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием?
Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу «образа Я» и самооценки сына или дочки.
МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЬЯХ
Поощрение и
наказание ~ простейшие из средств родительского
влияния. Они предоставляют родителям
возможность выражать свое отношение
к поступкам и проявлениям
ребенка.
Люди чаще всего руководствуются мотивом
«потому что», хотя логичнее было бы использовать
мотив «зачем». Вполне закономерно, что
люди стремятся к конкретному результату,
прикладывают определенные усилия, следуя
намеченным путем.
Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными
или пассивными. настойчивыми и упорными
или подчиняющимися? Что воспитываем мы
в них день изо дня? Взращиваем ли мы в
них уверенность в собственных силах и
будущих успехах или в очередной раз внушаем
неспособность справиться с заданием?
Используя наказание и поощрение, родитель
фиксирует внимание чада либо на успехах,
либо на неудачах, таким образом, ребенок
получает важную информацию о себе, которая
ложится в основу «образа Я» и самооценки
сына или дочки.
Поощрение положительных проявлений и
поступков ребенка способствует повышению
его уверенности в себе и чувства компетентности,
а следовательно, повышению его самооценки.
Постоянное упоминание о недостатках
и неудачах повышают неуверенность в собственных
силах и внутреннюю тревожность. Каким
же мы хотим вырастить своего ребенка?
Только определив конечный результат,
мы можем правильно использовать воспитательные
воздействия, а именно: поощрения или наказания.
Поощрение можно назвать выражением положительной
оценки действий детей. Оно закрепляет
положительные навыки и привычки. Действие
поощрения основано на возбуждении положительных
эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность,
создает приятный настрой, повышает ответственность.
Виды поощрения весьма разнообразны:
• одобрение;
• ободрение;
• похвала;
• благодарность;
• предоставление почетных прав и т. д.
Несмотря на кажущуюся простоту, метод
требует дозировки и осторожности. Неумение
или избыточное поощрение может приносить
не только пользу, но и вред воспитанию.
Важно соблюдать определенные требования
к поощрению.
1. Поощряя, родители должны стремиться,
чтобы поведение подростка мотивировалось
и направлялось не стремлением получить
похвалу или награду, а внутренними убеждениями,
нравственными мотивами.
2. Поощрение не должно противопоставлять
подростка остальным членам семьи. Поэтому
поощрения заслуживает ребенок не только
когда он добился успеха, но и когда добросовестно
трудился на общее благо, показывал пример
честного отношения к делу. Надо поощрять,
если сын или дочка проявили высокие нравственные
качества - трудолюбие, ответственность,
отзывчивость, помогая другим.
3. Поощрение должно начинаться с ответов
на вопросы: кому, сколько и за что. Поэтому
оно должно соответствовать заслугам
подростка, его индивидуальным особенностям
и не быть слишком частым. Выбирая поощрения,
важно найти меру, достойную ребенка. Неумеренные
похвалы приводят к зазнайству.
4. Поощрение требует личностного подхода.
Очень важно вовремя ободрить неуверенного,
отстающего. Поощряя положительные качества
ребенка, родитель вселяет в него уверенность,
воспитывает целеустремленность и самостоятельность,
желание преодолеть трудности. Подросток,
оправдывая оказанное доверие, преодолевает
свои недостатки.
5. Пожалуй, главное в воспитании - соблюдать
справедливость. Решая вопрос о поощрении,
чаще советуйтесь с самим ребенком.
• За что не следует его хвалить:
• за то, что получено от природы;
• из жалости (дети это чувствуют);
• второй раз за одно и то же достижение;
• за то, что достигнуто не своим трудом;
• из-за желания понравиться.
Наказание же, как утверждают педагоги,
имеет тройное значение.
Во-первых, оно должно исправить вред,
причиненный дурным поведением. И ребенок
обязан убрать небрежно разбросанные
вещи, починить по возможности сломанную
или разбитую вещь. Из своих карманных
денег хотя бы частично возместить стоимость
причиненного кому-либо ущерба.
Во-вторых, наказание способствует тому,
чтобы такие действия не повторялись.
Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл,
о чем мы уже говорили,
Но третье, и, по всей видимости, главное
значение заключается в снятии вины. «Провинность»
представляет собой определенное отчуждение,
преграду, неуверенность во взаимоотношениях
с провинившимся. Грядущее наказание должно
смыть эту вину. Тем самым в наказании
усматривается элемент высшей справедливости,
которую виноватый признает и принимает.
Из этого следует, что если мы наказываем
ребенка из-за собственной нетерпеливости
или плохого настроения, а также по причине
находящих на нас приступов злобы, то свое
самочувствие мы немного улучшаем, но
с точки зрения воспитательной наше поведение
не только расходится с целью, но и приносит
вред. Ребенок с минуту страдает, может,
и плачет, просит прощения, но в его понятие
о справедливости это не укладывается,
и он не ощущает за собой необходимого
чувства вины, нет и облегчения и урока
на будущее.
Если за любую ошибку ребенка ждет наказание
и ничего больше, ребенок не научится правильному
поведению. Кроме того, он будет бояться
того, кто наказывает, стремиться обмануть
его, чтобы избежать наказания.
Важным условием развития самостимуляции
в использовании наказаний является соблюдение
меры.
Существует классификация видов и форм
наказания.
1. Наказания, связанные с изменением в
правах детей.
2. Наказания, связанные с изменениями
в их обязанностях.
3. Наказания, связанные с моральными санкциями.
Внутри каждой из этих групп наказаний
большое разнообразие форм, однако их
тоже можно подразделить на следующие
основные формы:
а) наказания, осуществляемые по логике
«естественных последствий»;
б) традиционные наказания;
в) наказания в форме экспромта.
Родителю необходимо иметь представление
и о наиболее типичных конкретных мерах
наказания, используемых в воспитании
детей и подростков, в т. ч. в школе. Наиболее
распространенной мерой наказания является
замечание учителя. Замечание должно быть
обращено к конкретному нарушителю требований
педагога, правил для учащихся. Оно делается
в вежливой, но официальной категорической
форме,
В отдельных случаях педагогом может быть
использована такая мера, как приказание
ученику встать у парты. Такое наказание
целесообразно в младших и подростковых
классах по отношению к непоседливым,
несобранным ученикам. Встав возле парты,
находясь под пристальным взглядом учителя,
привлекая к себе внимание всего класса,
ученик невольно сосредоточивается, приобретает
собранность. Убедившись, что до него дошел
смысл наказания, учителю следует незамедлительно
посадить его на место. Ошибку совершают
учителя, которые ставят ученика возле
парты порой надолго, а иногда ухитряются,
поставив в разных концах класса несколько
таких провинившихся, держать их так до
самого конца урока. Не говоря уже о том,
что для ребенка такое длительное стояние
попросту вредно, утомляет его, наказание,
превращаясь в своеобразное унижение,
вызывает естественный протест. Улучая
минутку, когда учитель не смотрит на него,
такой возле парты стоящий ученик начинает
развлекать окружающих, ища их поддержки
и сочувствия. Обычно дело заканчивается
тем, что учитель удаляет провинившегося
из класса, а тот, чувствуя себя «героем»,
отправляется в коридор, провожаемый одобрительными
усмешками товарищей.
Весьма серьезная мера наказания - выговор.
Смысл выговора - в моральном осуждении
поступка ученика. Если выговором завершается
острое, принципиальное обсуждение поведения
ученика на совещании при директоре или
педагогическом совете, с участием его
товарищей, эта мера наказания становится
весьма сильной. Обсуждение отрицательного
поступка ученика может и не завершаться
выговором, а ограничиваться лишь объявлением
ему устного замечания или оформлением
дисциплинарной записи в дневник.
Наряду с предусмотренными официальными
документами, в школах используются и
такие меры наказания, как поручение дополнительных
трудовых обязанностей (наряд),
Другой мерой наказания является отстранение
на какое-то время от работы, от участия
в коллективном общественно полезном
деле. Использование этой меры целесообразно
в том случае, если наказанный положительно
относится к данной деятельности, дорожит
возможностью участвовать в ней вместе
со своими товарищами.
Нельзя в качестве меры наказания лишать
ребенка прогулки, еды, того, что необходимо
ему для нормального развития. Кроме того,
следует вообще помнить, что наказания,
связанные с теми или иными ограничениями,
лишениями, приемлемы в основном лишь
а отношении дошкольников и младших школьников.
В качестве наказания может быть использована
и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру,
можно на некоторое время отложить покупку
какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата
– это в семье. В школе педагог может также
отодвинуть по срокам какие-либо приятные
мероприятия, расширение прав и привилегий
ребенка. Однако рекомендовать отмену
ранее данного обещания как меру наказания
едва ли можно. Ведь в наказании, как и
в поощрении, чрезвычайно важна его справедливость.
Обратимся непосредственно к семейным
мерам поощрения и наказания. Желая вырастить
сильного и здорового человека, родители
должны чаще использовать поощрение. Очень
часто родители поощряют детей за успешное
обучение деньгами. Конечно, это самый
простой для родителей способ поощрить
сына или дочку, не нужно прикладывать
никаких усилий, просто дать деньги. Но
для ребенка деньги не являются основной
потребностью, намного важнее эмоциональный
контакт с родителями, возможность участвовать
в совместном деле или просто провести
время вместе. Есть еще один аспект материального
поощрения - у школьника не развивается
собственно учебная мотивация, не возникает
интереса к получению новых знаний, он
не научится получать удовольствие от
приобретения и использования знаний.
К тому же, покупая отметки за деньги, родители
делают акцент не на полученных и усвоенных
знаниях, а именно на отметке, а ребенок,
в свою очередь, учится использовать различные
пути для получения желаемой отметки.
Наиболее эффективным способом поощрения
учебных успехов сына или дочки является
эмоциональная реакция родителя. Например,
слова родителя «Я горжусь тобой», «Я очень
рад за тебя» являются для ребенка лучшей
похвалой и придают ему сил.
Отличным поощрением для ребенка также
является совместный досуг. Позитивные
эмоции объединяют, сближают и создают
пространство для доверия и искренности,
в то время как наказания способствуют
отчуждению и конфронтации.
Наказание обычно используется для искоренения
нежелательного поведения и серьезных
проступков. Очень важно разделять мелкие
и серьезные нарушения. Выбирая способ
наказания сына или дочери, родители должны
помнить, что физическое наказание унижает
ребенка и способствует развитию негативного
«образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего,
чем делая плохое. Для того чтобы наказание
было эффективным и не разрушало доверительные
отношения между детьми и родителями,
необходимо соблюдать следующие правила:
1. НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРОСТУПКУ
РЕБЕНКА И ПОМОГАТЬ ЕГО ИСПРАВИТЬ. Например,
если ребенок получил «2», нет смысла лишать
возможности смотреть телевизор на целый
месяц. Нужно лишить его удовольствия
на то время, которое необходимо для подготовки
к исправлению оценки.
2. РЕБЕНОК МОЖЕТ БЫТЬ НАКАЗАН ТОЛЬКО ЗА
СВОЙ ПРОСТУПОК. Например, если один из
братьев получил плохую оценку, не могут
быть наказаны оба брата.
3. НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НАКАЗАННЫМ ДВАЖДЫ ЗА ОДИН
И ТОТ ЖЕ ПОСТУПОК. Например, родители
говорят ребенку, что за беспорядок в комнате
он не пойдет в кино, не будет смотреть
телевизор и ему не купят новую вещь.
4. ОТЛОЖЕННОЕ НАКАЗАНИЕ ИЛИ УГРОЗЫ, НЕ
ПРИВОДЯЩИЕ К ДЕЙСТВИЯМ, ВРЕДЯТ АВТОРИТЕТУ
РОДИТЕЛЕЙ. Нет смысла постоянно повторять
сыну или дочке: «Если ты сделаешь это
еще раз - я тебя накажу», - гораздо эффективнее
наказать ребенка один раз.
5. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА, КОГДА ОН
БОЛЕН, ПЛОХО СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ, КОГДА РЕБЕНОК
СТАРАЕТСЯ И У НЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. Очень
важно помогать сыну или дочке разобраться
в причинах случившегося независимо от
того, насколько серьезным был проступок,
Помогая ребенку выяснить мотивы его поведения,
вы способствуете формированию у него
внутренней рефлексии - способности анализировать
свои поступки, их мотивы и последствия.
При совершении мелких проступков намного
важнее помощь родителей, чем наказание.
Помогите ребенку выяснить причину и создайте
условия для успешного опыта, тем самым
вы заменяете неуспешность на успех,
Желая видеть своих детей успешными, не
переусердствуйте. Давайте детям право
на ошибку, ведь опыт преодоления и исправления
гораздо важнее мифа безупречности.
Независимо от того, какую тактику поощрения
или наказания вы выберете, будьте всегда
последовательны и предсказуемы, это поможет
сыну или дочке понять и принять ваши требования,
причины ваших воздействий и последствия
своих поступков.