Методика обучения грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:13, лекция

Описание

психолого-педагогические основы

Работа состоит из  1 файл

1 Психолого-педагогические основы.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

Слабая фонема находится в слабой позиции, в которой об­ладает меньшей различительной способностью.

1. Для гласных слабая позиция — без ударения [вада].

2. Для звонких-глухих, твердых-мягких согласных слабыми являются все позиции, кроме перечисленных выше.

Слабая фонема является вариантом сильной (основной). Че­редование сильной и слабой фонем образует фонемный ряд. В слове [въдавос] гласный [о] находится в сильной позиции под ударением, а в безударных слогах — в слабой позиции. Фонемный ряд — [о] — [а] — [ъ]. В словах [труды] — [трут] — [труд'ицъ] со­гласный [д] образует фонемный ряд [д] — [т] — [д']-

Фонема реализуется в речевом потоке в звуках речи (алло­фонах) — гласных и согласных.

Гласными называются звуки, которые образуются в гортани, являются слогообразующими; при их произнесении воздушная струя не встречает преграды. Гласных звуков в русском языке 6.

Согласными называются звуки, которые образуются в рото­вой или носовой полости с помощью голоса и шума (или толь­ко шума), не являются слогообразующими; при их произнесе­нии воздушная струя встречает преграду. Количество согласных звуков еще не согласовано различными фонетическими школа­ми. В школьной практике чаше всего называют число 37.

Итак, согласные характеризуются по следующим парамет­рам:

1. участию голоса и шума:

         А)  шумные (звонкие и глухие) — [б], [ф], [п], [в] и др.

         Б) сонорные — [р], [л], [м], [н];

2. по способу обра­зования:

           А) взрывные — [б], [п], [д], [т], [ г], [к],

           Б) щелевые — [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [х], [й],

           В) дрожащие — [р],

           Г) аффрикаты — [ц], [ч];

           Д) смычно-проходные —[м], [н], [л];

3. по месту образования:

           А) губные — [б], [п], [м]

        Б)  язычные — [д], [т], [г] и др.;

4. по твердости и мягкости:

         А) твердые -  [б], [п] и др.

          Б) мягкие -  [б'], [п'] и др.;

5. по участию нёбной занавески:

         А) носовые — [м], [н]

         Б) ротовые — [б] и [п].

Звуки кодируются на письме буквами. Например, звук [а] обоз­начен на письме буквой я в слове мяч и буквой а в слове рак.

В современном русском языке различают 10 гласных, 21 со­гласную и 2 буквы, не обозначающие звуков.

В начертании букв имеют место 4 разновидности:

       печатная и рукописная,

       каждая из которых может быть прописной и строчнОй.

Различие между печатной и рукописной буквами свя­зано только с техникой письма, а прописная и строчная отлича­ются лексико-синтаксическим значением.

С учетом функций буквы делятся на

гласные:

       нейотованные (нейотированные), которые служат средством обозначения твердости согласных (а, о, у, э, ы),

       йотованные (йотированные), используемые для кодирования мягкости (я, ё, и, е, ю),

согласные:

       парные по твердости-мягкости (15 пар) — 6, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х

       обозначающие непарные твер­дые — ж, ш, ц

       непарные мягкие — ч, щ.

 

         Буквы имеют главное (ядерное) и второстепенное (перифе­рийное) значения. При главном значении чтение буквы вне слова и чтение в слове совпадают: сад— сады, спилить. При второсте­пенном значении чтение буквы в слове и вне его различно: вода, сбить.

Употребление букв в главном значении регулируется правила­ми графики, во второстепенном значении — правилами орфогра­фии.

Разные буквы могут обозначать

       один звук: [вод] и [вот] — звук [т].

       одна буква может обозначать два звука: буквы я, ё, е, ю

                  после гласных — [майа],

                  в начале слова — [йаблъкъ],

                  после раз­делительных знаков — [л'йот].

       буква может не обозначать звука. Таковыми являются ъ, ь.

 

Кроме названных выше принципов в русской графике дей­ствует и слоговой принцип.

На письме парные твердые и мягкие согласные и следующие за ними гласные буквы взаимно обусловлены:

       с одной стороны, характер согласной фонемы определяет для пишущего следую­щую за ним гласную;

       с другой стороны, для читающего важно учитывать следующую за согласным гласную букву.

Таким обра­зом, единицей письма и чтения в русском языке является не от­дельная буква, а слог. Слоговой принцип русской графики ис­пользуется при обозначении парных твердых и мягких соглас­ных, имеющих один ряд согласных букв в отличие от парных звонких и глухих согласных, которые имеют два ряда согласных букв: б — п, в — ф и др.

Мягкость согласных на письме обозначается буквами ь (пень), я, е, ё, ю, и (ряд, мел, мёл, люк, вить),

твердость согласных на письме передается буквами о, э, у, ы, а (рад, лук, сын, сон).

Звуковой характер нашей письменности обусловливает наи­большую оптимальность звукового метода обучения грамоте. Звуковой метод полнее, чем другие, учитывает звуковые законы русского языка. Прежде всего это выражается

       в порядке изу­чения звуков и букв,

       в последовательности введения слоговых структур,

       в выборе для первоначального чтения и письма тех слогов, звуки которых в большинстве своем находятся в сильной позиции и потому имеют наиболее простое соотношение с буквами.

Основные положения фонетики и графики так же, как и пси­хология усвоения первоначальных навыков чтения и письма, со­ставляют ту научную основу, на которой строятся методические принципы обучения грамоте.

 

3. Методические принципы обучения грамоте умственно

отсталых школьников.

Вместе с тем неподготовленность аномальных школьников к усвоению грамоты и в первую очередь — недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности на уровне любого анализатора — вызывает необходимость в разработке особых методических принципов, учитывающих специфику данного контингента.

К таким методическим принципам относятся следующие.

1. Порядок изучения звуков и букв. В отличие от методики, принятой в массовой школе, он не регулируется частотностью употребления звуков речи в словах, а определяется несколькими факторами:

а)  степенью трудности соотнесения звука и буквы. Звуки с более коротким фонемным рядом изучаются раньше, так как в большинстве позиций звук и буква совпадают. Например, буква а соответственно кодирует ударный звук, первый предударный звук и звук в абсолютном начале слова, поэтому с буквой а уча­щихся знакомят в первые дни букварного периода.

Буква е вообще не имеет точного соотнесения со звуком ни в одной из фонетических позиций, вследствие чего ее изучают на последнем этапе обучения грамоте.

Глухие согласные вводятся раньше звонких, так как послед­ние оглушаются на конце слова, в результате чего звук и буква не совпадают.

Сложным для умственно отсталых детей оказывается и усвое­ние способа обозначения мягкости согласных, так как графически она передается по-разному: гласными буквами и, е, ё, я, ю, а также ь. Кроме того, как известно, йотированные (йотованные) гласные не только обозначают мягкость согласного, но и кодируют два зву­ка. Учитывая трудности обозначения мягкости согласных и двой­ную роль йотированных гласных букв, программа вводит вначале твердые согласные звуки. Для обозначения мягкости согласных в первую очередь школьников знакомят с буквой и, которая являет­ся кодом соответствующей фонемы;

б)  сложностью слияния звуков в слог. Щелевые и сонорные согласные усваиваются раньше, чем взрывные, так как они имеют большую долготу звучания. Это создает резерв времени для посте­пенной перестройки артикуляционного аппарата на произнесе­ние последующей гласной;

в) уровнем сформированности произносительных навыков умственно отсталых школьников. Звуки, которые часто бывают нарушены в речи детей, например, [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [л], пере­носят на более поздние сроки изучения. Это позволяет логопеду сформировать правильную артикуляцию ранее нарушенных зву­ков и подготовить детей к более точному восприятию звука и бук­вы на уроках обучения грамоте.

Фонетическая сторона речи умственно отсталых учащихся характеризуется также слабостью звуковых дифференцировок: дети смешивают сходные по акустическим и артикуляционным признакам согласные. В связи с этим программа предусматри­вает изучение оппозиционных фонем с некоторым промежут­ком времени, достаточным для прочного закрепления одного из смешиваемых звуков пары;

г) частотностью употребления звуков в речи. В специальной (коррекционной) школе этот фактор касается только трех зву­ков, обозначаемых буквами ф, щ, э. Несмотря на длительность произнесения, они вводятся на последнем этапе обучения гра­моте, так как редко употребляются в речи.

2. Порядок изучения слоговых структур. Он обусловливается постепенным наращиванием синтагматических и позиционных систем связей, лежащих в основе образования слога. Так, после овладения слогом, представленным одной гласной буквой (Г), первоклассники учатся читать обратный двубуквенный слог (ГС), который образуется на основе присоединения одного зву­ка к другому.

Упражнение в чтении таких слоговых структур, как Г, ГС (а-у, у-а, ам, ум), дает возможность перейти к овладению прямым двубуквенным слогом (СГ). Позиционное изменение звукового ряда (перестановка букв) в этом слоге приводит к изменению принципа образования слоговой структуры. Данный слог основан на слиянии одного звука с другим: согласный произносится в ук­ладе последующего гласного и приобретает призвук этого гласно­го. Подготовительным этапом к освоению сложного для умствен­но отсталых учащихся слога-слияния является работа с предыдущи­ми слоговыми структурами. В процессе их изучения отрабатыва­ются навыки чтения слева-направо, быстрого соотнесения буквы и звука. Дальнейшее изучение слоговых структур идет как в плане усложнения синтагматических связей — трех-четырехбуквенные слоги: СГС (рот), ССГС (стол), так и по линии позиционной сложности слога — стечение согласных в начале слова, затем в кон­це: ССГС (спор), СГСС (мост). В специальной (коррекционной) школе, в отличие от массовой, каждый слог изучается как самостоятельная фонетическая единица, поэтому особенно важно по­этапное введение слоговых структур с постепенным наращивани­ем трудностей.

3.  Обучение письму по слуху осуществляется в основном на базе фонетического принципа русской графики, когда буква коди­рует определенный звук и выступает в своем главном значении. Опорой при этом являются относительно сохранный фонемати­ческий слух и четкость произношения.

4.  Использование длительного добукварного периода (1—2 мес.) с целью подготовки сенсомоторной сферы детей к обучению грамоте. Цель этого периода

       воспитание психологической установки к обучению грамоте,

       преодоление недостатков зрительного, слухового вос­приятия,

       исправление нарушенного произношения,

       укрепление кистей рук

       выработка координации движений пальцев,

       разви­тие умения воспринимать речь учителя и адекватно на нее реа­гировать.

Решение данных специфических задач, безусловно, не исключает

       воспитания навыков звукового анализа и синтеза,

       обогащения словаря и грамматического строя речи.

Однако по­следние задачи являются на данном этапе обучения сопутствую­щими, а не ведущими.

5.   Удлинение сроков прохождения букваря до одного года.

       Нарушенность логического мышления,

       замедленность протека­ния всех психических процессов,

       слабая сформированность чувственного опыта учащихся

не позволяют организовать изуче­ние каждой фонетической, лексической и синтаксической еди­ницы в том же темпе, который возможен в работе с детьми с нормальным интеллектом. Умственно отсталые школьники нуж­даются для усвоения материала и его закрепления в большем количестве времени.

       Дальнейшее совершенствование навыков послогового чтения, ознакомление со слоговыми структурами, имеющими стечение трех и более согласных, переносятся на второй год обучения.

6.  Использование наряду с аналитико-синтетическим методом элементов слогового метода с целью создания наиболее опти­мальных условий для восприятия слогов, узнавания их «в Лицо». Внедрение элементов слогового метода обучения грамоте приводит в действие процессы механической памяти, более со­хранные у умственно отсталых детей. Таким образом, способствуют дальнейшему продвижению первоклассников в освоении навы­ков послогового чтения:

       с одной стороны, осознание механизма образования слоговой структуры,

       а с другой — постоянная работа со слоговыми карточками и исполь­зование игровых приемов для запоминания слогов

Информация о работе Методика обучения грамоте