Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:13, лекция
психолого-педагогические основы
Слабая фонема находится в слабой позиции, в которой обладает меньшей различительной способностью.
1. Для гласных слабая позиция — без ударения [вада].
2. Для звонких-глухих, твердых-мягких согласных слабыми являются все позиции, кроме перечисленных выше.
Слабая фонема является вариантом сильной (основной). Чередование сильной и слабой фонем образует фонемный ряд. В слове [въдавос] гласный [о] находится в сильной позиции под ударением, а в безударных слогах — в слабой позиции. Фонемный ряд — [о] — [а] — [ъ]. В словах [труды] — [трут] — [труд'ицъ] согласный [д] образует фонемный ряд [д] — [т] — [д']-
Фонема реализуется в речевом потоке в звуках речи (аллофонах) — гласных и согласных.
Гласными называются звуки, которые образуются в гортани, являются слогообразующими; при их произнесении воздушная струя не встречает преграды. Гласных звуков в русском языке 6.
Согласными называются звуки, которые образуются в ротовой или носовой полости с помощью голоса и шума (или только шума), не являются слогообразующими; при их произнесении воздушная струя встречает преграду. Количество согласных звуков еще не согласовано различными фонетическими школами. В школьной практике чаше всего называют число 37.
Итак, согласные характеризуются по следующим параметрам:
1. участию голоса и шума:
А) шумные (звонкие и глухие) — [б], [ф], [п], [в] и др.
Б) сонорные — [р], [л], [м], [н];
2. по способу образования:
А) взрывные — [б], [п], [д], [т], [ г], [к],
Б) щелевые — [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [х], [й],
В) дрожащие — [р],
Г) аффрикаты — [ц], [ч];
Д) смычно-проходные —[м], [н], [л];
3. по месту образования:
А) губные — [б], [п], [м]
Б) язычные — [д], [т], [г] и др.;
4. по твердости и мягкости:
А) твердые - [б], [п] и др.
Б) мягкие - [б'], [п'] и др.;
5. по участию нёбной занавески:
А) носовые — [м], [н]
Б) ротовые — [б] и [п].
Звуки кодируются на письме буквами. Например, звук [а] обозначен на письме буквой я в слове мяч и буквой а в слове рак.
В современном русском языке различают 10 гласных, 21 согласную и 2 буквы, не обозначающие звуков.
В начертании букв имеют место 4 разновидности:
печатная и рукописная,
каждая из которых может быть прописной и строчнОй.
Различие между печатной и рукописной буквами связано только с техникой письма, а прописная и строчная отличаются лексико-синтаксическим значением.
С учетом функций буквы делятся на
гласные:
нейотованные (нейотированные), которые служат средством обозначения твердости согласных (а, о, у, э, ы),
йотованные (йотированные), используемые для кодирования мягкости (я, ё, и, е, ю),
согласные:
парные по твердости-мягкости (15 пар) — 6, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х
обозначающие непарные твердые — ж, ш, ц
непарные мягкие — ч, щ.
Буквы имеют главное (ядерное) и второстепенное (периферийное) значения. При главном значении чтение буквы вне слова и чтение в слове совпадают: сад— сады, спилить. При второстепенном значении чтение буквы в слове и вне его различно: вода, сбить.
Употребление букв в главном значении регулируется правилами графики, во второстепенном значении — правилами орфографии.
Разные буквы могут обозначать
один звук: [вод] и [вот] — звук [т].
одна буква может обозначать два звука: буквы я, ё, е, ю
после гласных — [майа],
в начале слова — [йаблъкъ],
после разделительных знаков — [л'йот].
буква может не обозначать звука. Таковыми являются ъ, ь.
Кроме названных выше принципов в русской графике действует и слоговой принцип.
На письме парные твердые и мягкие согласные и следующие за ними гласные буквы взаимно обусловлены:
с одной стороны, характер согласной фонемы определяет для пишущего следующую за ним гласную;
с другой стороны, для читающего важно учитывать следующую за согласным гласную букву.
Таким образом, единицей письма и чтения в русском языке является не отдельная буква, а слог. Слоговой принцип русской графики используется при обозначении парных твердых и мягких согласных, имеющих один ряд согласных букв в отличие от парных звонких и глухих согласных, которые имеют два ряда согласных букв: б — п, в — ф и др.
Мягкость согласных на письме обозначается буквами ь (пень), я, е, ё, ю, и (ряд, мел, мёл, люк, вить),
твердость согласных на письме передается буквами о, э, у, ы, а (рад, лук, сын, сон).
Звуковой характер нашей письменности обусловливает наибольшую оптимальность звукового метода обучения грамоте. Звуковой метод полнее, чем другие, учитывает звуковые законы русского языка. Прежде всего это выражается
в порядке изучения звуков и букв,
в последовательности введения слоговых структур,
в выборе для первоначального чтения и письма тех слогов, звуки которых в большинстве своем находятся в сильной позиции и потому имеют наиболее простое соотношение с буквами.
Основные положения фонетики и графики так же, как и психология усвоения первоначальных навыков чтения и письма, составляют ту научную основу, на которой строятся методические принципы обучения грамоте.
3. Методические принципы обучения грамоте умственно
отсталых школьников.
Вместе с тем неподготовленность аномальных школьников к усвоению грамоты и в первую очередь — недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности на уровне любого анализатора — вызывает необходимость в разработке особых методических принципов, учитывающих специфику данного контингента.
К таким методическим принципам относятся следующие.
1. Порядок изучения звуков и букв. В отличие от методики, принятой в массовой школе, он не регулируется частотностью употребления звуков речи в словах, а определяется несколькими факторами:
а) степенью трудности соотнесения звука и буквы. Звуки с более коротким фонемным рядом изучаются раньше, так как в большинстве позиций звук и буква совпадают. Например, буква а соответственно кодирует ударный звук, первый предударный звук и звук в абсолютном начале слова, поэтому с буквой а учащихся знакомят в первые дни букварного периода.
Буква е вообще не имеет точного соотнесения со звуком ни в одной из фонетических позиций, вследствие чего ее изучают на последнем этапе обучения грамоте.
Глухие согласные вводятся раньше звонких, так как последние оглушаются на конце слова, в результате чего звук и буква не совпадают.
Сложным для умственно отсталых детей оказывается и усвоение способа обозначения мягкости согласных, так как графически она передается по-разному: гласными буквами и, е, ё, я, ю, а также ь. Кроме того, как известно, йотированные (йотованные) гласные не только обозначают мягкость согласного, но и кодируют два звука. Учитывая трудности обозначения мягкости согласных и двойную роль йотированных гласных букв, программа вводит вначале твердые согласные звуки. Для обозначения мягкости согласных в первую очередь школьников знакомят с буквой и, которая является кодом соответствующей фонемы;
б) сложностью слияния звуков в слог. Щелевые и сонорные согласные усваиваются раньше, чем взрывные, так как они имеют большую долготу звучания. Это создает резерв времени для постепенной перестройки артикуляционного аппарата на произнесение последующей гласной;
в) уровнем сформированности произносительных навыков умственно отсталых школьников. Звуки, которые часто бывают нарушены в речи детей, например, [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [л], переносят на более поздние сроки изучения. Это позволяет логопеду сформировать правильную артикуляцию ранее нарушенных звуков и подготовить детей к более точному восприятию звука и буквы на уроках обучения грамоте.
Фонетическая сторона речи умственно отсталых учащихся характеризуется также слабостью звуковых дифференцировок: дети смешивают сходные по акустическим и артикуляционным признакам согласные. В связи с этим программа предусматривает изучение оппозиционных фонем с некоторым промежутком времени, достаточным для прочного закрепления одного из смешиваемых звуков пары;
г) частотностью употребления звуков в речи. В специальной (коррекционной) школе этот фактор касается только трех звуков, обозначаемых буквами ф, щ, э. Несмотря на длительность произнесения, они вводятся на последнем этапе обучения грамоте, так как редко употребляются в речи.
2. Порядок изучения слоговых структур. Он обусловливается постепенным наращиванием синтагматических и позиционных систем связей, лежащих в основе образования слога. Так, после овладения слогом, представленным одной гласной буквой (Г), первоклассники учатся читать обратный двубуквенный слог (ГС), который образуется на основе присоединения одного звука к другому.
Упражнение в чтении таких слоговых структур, как Г, ГС (а-у, у-а, ам, ум), дает возможность перейти к овладению прямым двубуквенным слогом (СГ). Позиционное изменение звукового ряда (перестановка букв) в этом слоге приводит к изменению принципа образования слоговой структуры. Данный слог основан на слиянии одного звука с другим: согласный произносится в укладе последующего гласного и приобретает призвук этого гласного. Подготовительным этапом к освоению сложного для умственно отсталых учащихся слога-слияния является работа с предыдущими слоговыми структурами. В процессе их изучения отрабатываются навыки чтения слева-направо, быстрого соотнесения буквы и звука. Дальнейшее изучение слоговых структур идет как в плане усложнения синтагматических связей — трех-четырехбуквенные слоги: СГС (рот), ССГС (стол), так и по линии позиционной сложности слога — стечение согласных в начале слова, затем в конце: ССГС (спор), СГСС (мост). В специальной (коррекционной) школе, в отличие от массовой, каждый слог изучается как самостоятельная фонетическая единица, поэтому особенно важно поэтапное введение слоговых структур с постепенным наращиванием трудностей.
3. Обучение письму по слуху осуществляется в основном на базе фонетического принципа русской графики, когда буква кодирует определенный звук и выступает в своем главном значении. Опорой при этом являются относительно сохранный фонематический слух и четкость произношения.
4. Использование длительного добукварного периода (1—2 мес.) с целью подготовки сенсомоторной сферы детей к обучению грамоте. Цель этого периода
воспитание психологической установки к обучению грамоте,
преодоление недостатков зрительного, слухового восприятия,
исправление нарушенного произношения,
укрепление кистей рук
выработка координации движений пальцев,
развитие умения воспринимать речь учителя и адекватно на нее реагировать.
Решение данных специфических задач, безусловно, не исключает
воспитания навыков звукового анализа и синтеза,
обогащения словаря и грамматического строя речи.
Однако последние задачи являются на данном этапе обучения сопутствующими, а не ведущими.
5. Удлинение сроков прохождения букваря до одного года.
Нарушенность логического мышления,
замедленность протекания всех психических процессов,
слабая сформированность чувственного опыта учащихся
не позволяют организовать изучение каждой фонетической, лексической и синтаксической единицы в том же темпе, который возможен в работе с детьми с нормальным интеллектом. Умственно отсталые школьники нуждаются для усвоения материала и его закрепления в большем количестве времени.
Дальнейшее совершенствование навыков послогового чтения, ознакомление со слоговыми структурами, имеющими стечение трех и более согласных, переносятся на второй год обучения.
6. Использование наряду с аналитико-синтетическим методом элементов слогового метода с целью создания наиболее оптимальных условий для восприятия слогов, узнавания их «в Лицо». Внедрение элементов слогового метода обучения грамоте приводит в действие процессы механической памяти, более сохранные у умственно отсталых детей. Таким образом, способствуют дальнейшему продвижению первоклассников в освоении навыков послогового чтения:
с одной стороны, осознание механизма образования слоговой структуры,
а с другой — постоянная работа со слоговыми карточками и использование игровых приемов для запоминания слогов