Методика обучения рисованию средствами живописи в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:57, доклад

Описание

У детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие «ручной умелости». При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что необходимо наполнять впечатления и зрительные образы детей.

Работа состоит из  1 файл

Методика обучения рисованию средствами живописи.doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)


Методика обучения рисованию средствами живописи

в дошкольном учреждении

У детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие «ручной умелости». При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что необходимо наполнять впечатления и зрительные образы детей.

Теоретическая литература свидетельствует, что развитие эстетического восприятия - сложный и многоплановый процесс. Эстетическое познание и восприятие произведений искусства и представляет особый способ целостного восприятия.

Процесс эстетического восприятия произведений живописи в отличие от других сфер детской деятельности, предполагает иной путь познания эмоционального видения картин. Эта способность не возникает сама по себе. Ее надо пробудить в ребенке, а это значит, сделать его восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать прекрасное и наслаждаться этим открытием.

Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи обусловлено особенностями детского восприятия и спецификой воздействия произведений живописи на детей.

На занятиях необходимо организовать свободное погружение ребенка в восприятие картин, помогающее увидеть красоту изображаемого проникновенно и светло. Важно, чтобы при этом заговорило чувство прекрасного, зазвенел колокольчик в душе ребенка, возвещающий о зародившемся чувстве красоты.

При полноценном педагогическом руководстве у большинства детей к 6 годам проявляется устойчивый интерес к изобразительному искусству.

Восприятие произведений искусства - сложный многоплановый процесс. Он требует известной затраты сил, сопереживания. От педагога требуется большое мастерство, также терпение, для того, чтобы облегчить процесс восприятия. Особое значение имеет предварительная работа по обогащению детских представлений, восприятия тех предметов, объектов, явлений, которые будут представлены в произведениях искусства, эмоционального отклика на них.

Восприятие произведения искусства требует доверительного, эмоционального общения, открытости и доброжелательности, внимания к каждому ребенку, его чувствам. Взрослый - пример соотнесения воспринятого в искусстве с собственными чувствами и переживаниями, опытом.

Поэтому на занятиях по изобразительному искусству применяется использование многообразных, интересных, увлекательных, доступных ситуаций, вхождение в образ, действие, настроение произведения, художественно-развивающих игр и заданий. Необходимо понимание взрослыми неспешности освоения детьми смысла и средств выразительности художественного произведения, возвращение у его восприятию, чтобы помочь открыть детям еще не увиденное, необходимости обобщения освоенного в течение определенного времени. Взрослый подает пример использования выразительной и образной речи, точности и тонкости сенсорно-эмоциональных, нравственно-эстетических оценок и суждений.

Воспитатель, бесспорно, должен сам ориентироваться в изобразительном искусстве: знать особенности, жанры,  виды, средства выразительности, искусствоведческую терминологию и доступно доносить все это до детей, поощрять использование детьми знаний, умений и навыков, полученных при восприятии искусства, в собственной творческой деятельности.

При восприятии детьми картин важно помнить,  что содержанием образования в сфере искусства должно являться не освоение информационно-знаковых сторон его произведений, а воспитания личностного отношения, а воспитание личностного отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе.

Часто для детей критерием оценки произведения служит сходство с оригиналом. Если похоже, то картина хорошая, если нет - плохая. Надо показывать детям, что изобразительное искусство говорит нам о способности и потребности человека передавать в художественной, поэтической форме свое восприятие мира, свое понимание его.

Живопись требует длительного сосредоточения, рассматривания деталей картины, для того, чтобы понять особенности образов. Поэтому знакомство детей с изобразительным искусство рекомендуется начинать с рассматривания произведений графики, к, прежде всего иллюстраций детских книг, выполненных известными художниками: В. Лебедевым, Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным и др.

Для малышей важен процесс узнавания в иллюстрации знакомого предмета, им свойственна реакция на рефлекс «что такое?». Основная задача, которую решает воспитатель младших групп, - вызвать у детей интерес и желание рассматривать картинки в книгах, называть изображенные предметы.

В средней группе стоит задача - через восприятие иллюстраций ввести детей в мир условных, графических образов, объяснить и показать, как одни и те же предметы по-разному изображают художники, На одних рисунках видны яркие линии, на других форма предмета выделаются цветным пятном. Детей можно спросить: о ком или о чем художник рассказывается в рисунке? Что делает (делал и что собирается делать) тот, кто изображен на картинке? Как можно узнать, что он стоит, бежит, сидит и т.д.? Вопросы привлекают внимание детей к изобразительным средствам, которыми пользуется художник: расположение предметов на плоскости листа бумаги, передача движений, характера образа (добрый, жадный и т.д.). При этом важно   подкреплять,   дополнять   выразительность   образа   отрывками литературного произведения, которое иллюстрирует художник.

В средней группе иллюстрации рассматриваются с детьми и при подготовке к занятию с целью познакомить их с вариантами изображения предмета, с различным расположением его на листе бумаги. Это позволяет уточнить представление детей о графических образах знакомых предметов, т.е. дошкольники начинают усваивать художественный опыт, выработанный человечеством. Специальные занятия по знакомству детей с графикой в младших и средней группах не планируются. Это служит лишь приемом обучения на занятиях рисованием и аппликацией, или дети просто рассматривают иллюстрации в свободное от занятий время.

Произведения живописи мало доступны для восприятия детьми младшего дошкольного возраста из-за сложности изобразительно-выразительных средств.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по освоению художественного опыта.

Помимо наглядных пособий, знакомящих детей с изобразительным творчеством и произведениями художников, иллюстрирующих программную литературу для детей, старшие дошкольники способны понять станковую (рисунки и эстампы, используемые для оформления помещений) и массово-агитационную графику (плакаты, карикатуры различного рода, этикетки на коробках и т.п.).

Дети не просто узнают в изображениях знакомые предметы, но и определяют характер образа или назначения этого произведения, улавливают сюжетную линию. Дети раскрывают сюжет картины, говорят о динамике созданных образов, композиционных основах. Например, им объясняют, как художник показывает удаленность предмета или его заслоняемость другими предметами.

За учебный год детей знакомят с 3-4 произведениями живописи. Из жанров живописи наиболее трудной для восприятия детьми является историческая с её многофигурностью, сложностью сюжета, не всегда понятным и доступным содержанием. 

Рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников эстетического отношения к природе. Натюрморты вызывают у детей, как правило, чувство удивления, интереса к красоте и «сочетаемости», казалось бы,  простых окружающих предметов.

При отборе произведений живописи учитывается их воспитательная ценность, доступность содержания, особенности колористического решения. Кроме того, необходимо создавать условия для многократного наблюдения и рассматривания произведений (рассматривание репродукций в условиях ДОУ, посещение музеев, картинных галерей).

В процессе ознакомления детей с произведениями живописи и графики дети узнают основные (безусловно, только доступные для понимания)  термины: картина, живопись, графика, мазки, холст, колорит, линия, композиция, динамика и т.д. Конечно, не все эти термины запомнятся детьми и будут использоваться в их активной речи, но тем не менее дети должны слышать терминологически правильный язык искусства.

Знакомство с произведениями живописи и графики осуществляется в  следующих видах деятельности:

      свободное от занятий время в непринуждённой обстановке или условиях музея;

      на занятиях по лепке, рисованию, аппликации;

      как элемент, на занятиях по развитию речи (рассматривание картин, стимулирование развитие активного и пассивного словарного запаса детей и т.п.), математическому развитию, экологическому воспитанию, занятиях познавательного цикла;

      в повседневной жизни – на прогулке (как средство ознакомления с природой), в играх, во время режимных моментов;

      в процессе проведения экскурсий, праздников, развлечений.

Таким образом, своеобразие методики ознакомления детей с живописью заключается в воспитании личностного отношения к произведениям живописи. Главным в художественном развитии ребенка является новый источник ярких переживании. Это чувство в детях надо высоко ценить, как источник новых, высших, не связанных с узколичными интересами радостей. Чем больше места в сознании ребенка завоевывают образы прекрасного, тем больше все его переживания окрашиваются в светлый, жизнерадостный тон, тем тоньше становятся все его чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика обучения рисованию средствами живописи

в дошкольном учреждении.

 

 

 

 



Информация о работе Методика обучения рисованию средствами живописи в дошкольном учреждении