Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:12, реферат
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ (КТД)
«Идея обшежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом едиистве — назовётся ли она по-гречески киновией, или по-латыни коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни, — была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре преподобным Сергием и распространилась отсюда, от дома Троицы как от центра колонизации и территориальной, и хозяйственной, и художественной, и просветительской, и, наконец, моральной»
Павел Флоренский
Основной источник - И. П. Иванов «Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников», «Энциклопедия коллективных творческих дел».
Пусть вас не смущают названия книг. Игорь Петрович Иванов - доктор педагогических наук, академик АПН СССР, педагог-новатор и как страстный поклонник наследия С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко. С. Т. Шацкий еще в 1903 г. записал в своем студенческом дневнике, мысль о том, что «новый уклад жизни, новых людей должна дать новая школа». Заметим, что не только «новых людей», с чем трудно не согласиться, а ещё и «новый уклад жизни». Тогда же он писал, что настоящее «воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности». Эта мысль и через сто с лишним лет многим педагогам кажется не очень-то понятной ... Речь ведь идёт не о том, что в наше время называется «художественной самодеятельностью». То, что творили С. Т. Шацкий и А. У. Зеленко с дюжиной приютских сирот на даче летом 1905 г. можно было бы назвать «конституционной педагогикой». Уже в 1918 г., когда С. Т. Шацкий открыто отказывался сотрудничать с Советской властью, а наркома просвещения А. В. Луначарского называл дилетантом, в его летней колонии «Бодрая жизнь» детям присваивали звание «коммунист», - тем, кто своим физическим трудом полностью «окупал» свое содержание. Видимо, разное содержание в слово «коммунист» вкладывали нарком и руководитель детской колонии. «Конституционную педагогику» С. Т. Шацкого блестяще продолжили Антон Макаренко и Януш Корчак. Их объединяло то, что теперь последователи И. П. Иванова называют «Педагогикой общей заботы».
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. В целом методика КТД вполне созвучна идее метода проектов С.Т. Шацкого и современным моделям социального проектирования – все это наследие Шацкого, Макаренко и Иванова!
Из работ И.П. Иванова:
И как напутствие идущим вслед за нами — два коммунарских девиза: «Наша цель — счастье людей!» и «Всё — творчески, иначе — зачем!»
КТД — это способ организации
яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством
и товариществом, мечтой и радостью жизни
и в то же время основное воспитательное
средство (инструмент) коммунарской методики.
Суть каждого дела — забота о своем коллективе,
друг о друге, об окружающих людях, о далеких
друзьях. Каждое коллективное творческое
дело — это проявление практическойзаботы об улучшении обшей жизни, иначе
говоря, это система практических действий
на общую радость и пользу. Поэтому оно
- ДЕЛО. Оно — коллективное дело, потому
что планируется, готовится, совершается
и обсуждается воспитанниками и воспитателями,
как младшими и старшими товарищами по
жизненно практической гражданской заботе —
морально-политической, трудовой, познавательной,
художественной, спортивно-оздоровительной,
организаторской. Оно — творческое коллективное
дело, потому что на каждой стадии его
осуществления все воспитанники вместе
с воспитателями и во главе с ними ведут
поиск лучших путей, способов, средств
решения жизненно важной практической
задачи. Оно — творческое еще и потому,
что не может совершаться по шаблону, а
всегда осуществляется в новом варианте.
Необходимо иметь в виду, что именно в
коллективных творческих делах происходит
непосредственное обогащение каждого
участника собственным опытом гражданского
отношения к окружающей жизни и к себе
как товарищу других людей. И что особенно
важно — в этом процессе теснейшим образом
соединяется развитие всех трех сторон
личности нового человека: познавательно-
Необходимо иметь в виду, что только целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы — в единстве трех ее существенных сторон — может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.
Первичная из сторон этой системы — внутренние связи каждого коллективного творческого дела, как микросистемы необходимых развивающих действий воспитателей и воспитанников.
Вторая сторона — взаимосвязи различных КТД, познание и осуществление которых позволяют реализовывать в целостном процессе воспитательные возможности коллективных творческих дел всех видов. Взаимосвязи данного типа непосредственным образом определяют систему КТД.
Третья сторона — те взаимосвязи коллективных творческих дел с остальными средствами (формами) учебно-воспитательной работы, познание и осуществление которых позволяют подкреплять, усиливать воспитательную роль коллективных творческих дел другими источниками; здесь система КТД реализуется в качестве компонента общей системы средств воспитания.
Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.
Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:
В конце данной стадии педагог проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива "зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?
Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:
Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта. Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.
Успешное использование системы КТД, а значит реализация их воспитательных возможностей, определяется целеустремленным, полным и глубоким воплощением в воспитательной работе трех основных условий, как существенных сторон того решающего условия комплексного подхода к воспитанию, о котором сказано выше.
1-ое условие - развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников, как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе, направляемой товарищеской воспитательной заботой педагогов; подкрепление этого типа отношений отношениями товарищеского творческого обучения; преодоление традиций чрезмерной опеки над воспитанниками, сочетающейся с пережитками авторитаризма и «свободного воспитания».
2-ое условие - развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений; подкрепление этих отношений отношениями товарищеского творческого обучения старшими воспитанниками младших, младшими — друг друга и старшими — друг друга; преодоление традиций чрезмерной опеки старших воспитанников над младшими - односторонне понимаемого и осуществляемого «шефства».
3-е условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями, как старшими товарищами воспитанников, как сотрудниками по товарищеской воспитательной заботе о них; подкрепление этих отношений отношениями взаимного товарищеского творческого обучения; преодоление пережитков чрезмерной опеки и авторитаризма в отношениях между воспитателями как основного источника формализма в воспитательских коллективах.
И.П.Иванов выделяет несколько видов КТДпо направленности деятельности: Познавательные дела, Трудовые дела. Художественные дела, Спортивные дела, Экологические и Досуговые дела и др.
Пример КТД
АТАКА
Операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива и его друзей. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания (предложения) для атак:
Трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по любому сигналу о замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается сводный отряд добровольцев (из ребят разного возраста вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом. Очень важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции, или по крайней мере о ней знали только ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получилось недоразумения.
КАК ЭТО БЫЛО (из коммунарского дневника Галины Рогачевой и Галины Ворониной)
Вернувшись в свой лагерь после выступления в клубе и игр-молний с ребятишками, мы, как водится, с пристрастием обсудили на вечернем «огоньке» свои действия. И решили, не откладывая в долгий ящик, этой же ночью выполнить данное в устном альманахе обещание: практическими делами позаботиться о своих новых друзьях. Почему ночью? Да ведь еще гайдаровский Тимур доказал, что ночь — это лучшее время для секретной работы на пользу людям. К тому же мы решили завтра в полдень отправиться дальше, так что увидят сельчане плоды наших трудов уже без нас. И это тоже хорошо: если похвалят, так за глаза (а может быть, поругают?). Наметили четыре трудовые атаки: из них две на школу («Крыльцо» и «Дрова»), на автобусную остановку («Будка») и на переправу («Мост»). И вот — полночь. Самое темное время. Вокруг костра — столпотворение: составляются сводные отряды. Юра Афанасьев, командир операции «Мост», — в плотном кольце мальчишек. Здесь все наши детдомовцы и еще несколько ребят, удравших, подобно Тому Сойеру, из теплых постелей. Собирается снаряжение: топоры, пила, гвозди, банки с краской, кисти, электрические фонарики. Еще минута — и в лагере не остается никого. Юрин отряд растворяется в чаще леса. Другие идут в деревню. Стараемся идти как можно тише: надо, чтобы операция прошла втайне. У нашего отряда — самый длинный путь. Километра три топаем вдоль берега реки, потом — по пустынной улице села. Но вот и старинное одноэтажное здание начальной школы! Подходим к крыльцу. Школа, конечно, на замке: лето! Вдруг — оглушительный лай собаки откуда-то из-за школы. Мы в панике: «Как бы она не разбудила всю деревню!» Но наши девочки (воспитанницы детдома) Галя, Римма и Ира, уверив нас в том, что этот пес их хорошо знает, отправились к нему использовать знакомство в наших общих интересах. И верно — пес быстро умолк, как будто поняв всю важность таинственной тишины... Правда, нам все-таки пришлось потревожить «хозяйку школы», чтобы попросить кисти и пилы (нашу единственную пилу взяла Юрина бригада), так что она невольно стала нашей сообщницей... Разделились на две команды. Одна принялась за оформление крыльца, а другая, вооружившись пилами и теплыми напутствиями «хозяйки школы», отправилась к сараю. Да, это совсем не простое дело: пилить дрова! Подойдя к поленнице, мы столкнулись с первой трудностью: не было козел. Пришлось соорудить довольно сложные установки из бревен и поленьев. Они не были, конечно, образцом передовой техники, но все же кое-как держали бревно, а это было самое главное. Мы разделились по трое: двое пилят, а третий сидит верхом на бревне и держит его всеми возможными способами. Вот первые бревна положены на импровизированные козлы, и... тут-то и началось! Пилу ставишь на бревно прямо, а пилишь почему-то вкось. Да еще и пилу не сразу вытянешь, а если вытянешь, так она вдруг сама начинает тебя тянуть вперед и назад. Приходится за ней бегать туда и обратно, от бревна и опять к бревну... Но вот последнее бревно одолели. Подошли к крыльцу школы, которое украшали рисунками наши художники. Работа была в самом разгаре. Стали ожидать конца и подбадривать живописцев. Но вот и конец. Полюбовались веселым солнышком на фронтоне, звездами, ракетными кораблями и пошли домой. Стали подходить к автобусной будке: никого нет, а будка стоит и сияет свежей краской. Это постарались наши подруги во главе с Инной Аванесян. Через речку шли по новому мостику. Это сделали Юра Афанасьев и мальчики. Пришли в палатки, а спать не хотелось. Но все же, как только легли, сразу уснули...
Информация о работе Методика организации коллективных творческих дел