Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:42, контрольная работа
ЗАДАНИЕ 2
Ознакомьтесь с позициями авторов разных пособий в определении методологических основ психолого-педагогических исследований. Определите свою позицию и обоснуйте ее.
ЗАДАНИЕ №1
ЗАДАНИЕ 2
ЗАДАНИЕ 3
ЗАДАНИЕ 4
ЗАДАНИЕ 5
ЗАДАНИЕ 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
факультет педагогики и практической психологии
отделение социальной и специальной педагогики
кафедра социальной педагогики и молодежной политики
Контрольная работа
по дисциплине
______________________________
специальность: 050711 социальная педагогика
Исполнитель:__________________
______________________________
______________________________
Проверил:
______________________________
ст. Вёшенская
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЕ №1
ЗАДАНИЕ 2
ЗАДАНИЕ 3
ЗАДАНИЕ 4
ЗАДАНИЕ 5
ЗАДАНИЕ 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выпишите из различных источников 10 наиболее важных, на ваш взгляд, определений курса «Методология и методы психолого-педагогических исследование» и проведите их анализ.
Определение понятия | Признаки понятия |
Методология – наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания. | общая система принципов и способов. |
Цель педагогического исследования – образ потребного (желаемого)будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или её элементов в интересах человека, общества и государства. | образ; предвидение результатов изменений. |
Задача – звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждающая к активной деятельности. | этап; побуждение к деятельности. |
Концепция – система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска. | теоретические положения; база исследовательского поиска. |
Ознакомьтесь с позициями авторов разных пособий в определении методологических основ психолого-педагогических исследований. Определите свою позицию и обоснуйте ее.
В учебном пособии В.И. Звягинского и Р. Атханова обосновываются основы психолого-педагогических исследований. Авторы утверждают, что методологическую основу психолого-педагогических исследований составляет изучение такого рода проблем, как:
соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагогической деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных учреждений;
способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);
специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т. д.;
соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструировании психолого-педагогических систем и проектировании их развития;
учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические способы их достижения;
соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;
критерии успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в определенных типах образовательных учреждений;
методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.);
способы корректного конструирования и эффективного осуществления всех этапов исследовательского поиска.
Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие:
развивающие возможности современных методических систем;
гуманитарное образование и духовный мир учителя;
пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного образования в средней школе
здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;
развивающие возможности новых информационных технологий;
сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;
традиции обучения и воспитания в России и других государствах бывшего СССР и их использование в современных условиях;
формирование воспитательной системы школы (или иного образовательного учреждения);
школа в системе социального воспитания и обучения;
педагогические возможности «открытой» школы;
семья в системе социального воспитания;
подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучебных интересов и способностей;
традиции народной педагогики в воспитании;
роль неформальных структур в социализации молодежи, способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.
Проведите самостоятельное исследование и выявите отношение учителей, социальных педагогов к различным методам и методикам психолого-педагогических исследований. Какие их них наиболее эффективны?
Было опрошено 14 учителей-предметников. Для анализа эффективности предложено было рассмотреть такие методы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, эксперимент.
Результаты опроса представлены в таблице и диаграмме.
Метод | Оценка |
Анкетирование | 2 |
Интервьюирование | 1 |
Тестирование | 4 |
Наблюдение | 3 |
Эксперимент | 4 |
Примечание: в графу оценка заносится 1 балл, если метод назван наиболее эффективным.
Таким образом, наиболее эффективными методами психолого-педагогических исследований признаны тестирование и эксперимент, наименее – интервьюирование.
Подготовьте 7-10 библиографических карточек по литературе к теме «Исследовательские возможности различных методов». Составьте свои аннотации к выбранным изданиям.
Карточка 1.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебпособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в школе и других образовательных учреждениях, начиная от определения проблематики, выбора темы, уточнения исходных фактов и теоретических положений до апробации и литературного оформления работы.
Карточка 2.
Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Просвещение, 1982. – 216 с.
В пособии раскрывается специфика психологического тестирования как метода психолого-педагогического исследования. Рассматриваются различные виды и типы тестов, требования к проведению тестирования, рекомендации по разработке, организации и проведении тестов.
Карточка 3.
Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. Под общ.ред. Ю.П. Адлера. – М.: Наука, 1976.
В пособии раскрыты особенности использования статистических методов для обработки данных, полученных в результате психолого-педагогических исследований, представлены образцы оформления результатов исследования с помощью статистических таблиц, графиков, диаграмм.
Карточка 4.
Ерофеев А.К. ЭВМ в психодиагностике высшей школы. – М.: Просвещение, 1987.
В пособии рассмотрены возможности применения компьютерных технологий для организации психодиагностики, проведения психодиагностических исследования и обработки результатов.
Карточка 5.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2004.
В пособии представлена методика работы социального педагога в современных условиях на конкретных примерах работы с семьёй, в школе и микрорайоне, с трудными и талантливыми детьми, малолетними правонарушителями и взрослыми. Показаны возможности применения психолого-педагогических методик для проведения социально-педагогического исследования.
Карточка 6.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
В учебном пособии представлены методика и технология работы, охарактеризованы нормативно-правовые основы деятельности социального педагога. Особое внимание уделено проблеме определения содержания и системы работы с различными категориями детей (дети-инвалиды, одаренные дети, дети-сироты и др.); предлагается серия технологий и методик для работы в социуме по организации досуга, благотворительности, созданию предметно-пространственной среды; приведены технологии социально-педагогической экспертизы, посредничества, работы с волонтерами.
Карточка 7.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Нева, 2006.
В пособии рассматриваются возможности применения математических методов для обработки данных, полученных в ходе психологического исследования.
Разработайте методологический аппарат вашей выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Тема работы: «Детский коллектив как фактор развития организаторских качеств подростка».
Методологической основой исследования является
системный,
деятельностный,
личностный,
аксиологический подходы.
Методы исследования:
анализ научно-методической литературы,
анализ личных дел учащихся, школьной документации,
наблюдение,
анкетирование,
опытно-педагогическая работа.
Составьте примерный план изложения темы вашей выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Тема работы: «Детский коллектив как фактор развития организаторских качеств подростка».
План:
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы коллективного воспитания
§1.1. Междисциплинарные основания проблемы
§1.2. Историко-педагогический анализ теории и практики воспитания личности в коллективе
§1.3. Детский коллектив как механизм развития организаторских качеств подростков
Глава II. Пути и средства развития организационных качеств подростков в детском коллективе
Информация о работе Методология и методы психолого-педагогических исследование