Методология и методы психолого-педагогических исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:42, контрольная работа

Описание

ЗАДАНИЕ 2
Ознакомьтесь с позициями авторов разных пособий в определении методологических основ психолого-педагогических исследований. Определите свою позицию и обоснуйте ее.

Содержание

ЗАДАНИЕ №1

ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАНИЕ 3

ЗАДАНИЕ 4

ЗАДАНИЕ 5

ЗАДАНИЕ 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КР 3-1.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

факультет педагогики и практической психологии

отделение социальной и специальной педагогики

кафедра социальной педагогики и молодежной политики

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

____________________________________________________

специальность: 050711 социальная педагогика

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:___________________

________________________________

________________________________

Проверил:

____________________________________________________________________

 

                                                                                   

 

 

ст. Вёшенская

2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ЗАДАНИЕ №1

ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАНИЕ 3

ЗАДАНИЕ 4

ЗАДАНИЕ 5

ЗАДАНИЕ 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


ЗАДАНИЕ №1

Выпишите из различных источников 10 наиболее важных, на ваш взгляд, определений курса «Методология и методы психолого-педагогических исследование» и проведите их анализ.

Определение понятия

Признаки понятия

Методология – наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.

      общая система принципов и способов.

Цель педагогического исследования – образ потребного (желаемого)будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или её элементов в интересах человека, общества и государства.

      образ;

      предвидение результатов изменений.

Задача – звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждающая к активной деятельности.

      этап;

      побуждение к деятельности.

Концепция – система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.

      теоретические положения;

      база исследовательского поиска.

 


ЗАДАНИЕ 2

Ознакомьтесь с позициями авторов разных пособий в определении методологических основ психолого-педагогических исследований. Определите свою позицию и обоснуйте ее.

 

В учебном пособии В.И. Звягинского и Р. Атханова обосновываются основы психолого-педагогических исследований. Авторы утверждают, что методологическую основу психолого-педагогических исследований составляет изучение такого рода проблем, как:

      соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагогической деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных учреждений;

      способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом ис­следовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);

      специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т. д.;

      соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструирова­нии психолого-педагогических систем и проектировании их раз­вития;

      учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и прак­тические способы их достижения;

      соотношение и взаимосвязь процессов социализации и инди­видуализации, новаторства и традиций в образовании;

      критерии успешности воспитательной работы, развития лично­сти воспитанников в определенных типах образовательных учреж­дений;

      методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.);

      способы корректного конструирования и эффективного осу­ществления всех этапов исследовательского поиска.

Среди прикладных (практических) проблем можно назвать сле­дующие:

      развивающие возможности современных методических систем;

      гуманитарное образование и духовный мир учителя;

      пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-на­учного образования в средней школе

      здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;

      развивающие возможности новых информационных технологий;

      сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;

      традиции обучения и воспитания в России и других государ­ствах бывшего СССР и их использование в современных условиях;

      формирование воспитательной системы школы (или иного об­разовательного учреждения);

      школа в системе социального воспитания и обучения;

      педагогические возможности «открытой» школы;

      семья в системе социального воспитания;

      подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучебных интересов и способностей;

      традиции народной педагогики в воспитании;

      роль неформальных структур в социализации молодежи, спо­собы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.


ЗАДАНИЕ 3

Проведите самостоятельное исследование и выявите отношение учителей, социальных педагогов к различным методам и методикам психолого-педагогических исследований. Какие их них наиболее эффективны?

Было опрошено 14 учителей-предметников. Для анализа эффективности предложено было рассмотреть такие методы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, эксперимент.

Результаты опроса представлены в таблице и диаграмме.

Метод

Оценка

Анкетирование

2

Интервьюирование

1

Тестирование

4

Наблюдение

3

Эксперимент

4

Примечание: в графу оценка заносится 1 балл, если метод назван наиболее эффективным.

 

Таким образом, наиболее эффективными методами психолого-педагогических исследований признаны тестирование и эксперимент, наименее – интервьюирование.


ЗАДАНИЕ 4

Подготовьте 7-10 библиографических карточек по литературе к теме «Исследователь­ские возможности различных методов». Составьте свои аннотации к выбранным издани­ям.

Карточка 1.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебпособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в школе и дру­гих образовательных учреждениях, начиная от определения проблемати­ки, выбора темы, уточнения исходных фактов и теоретических положе­ний до апробации и литературного оформления работы.

Карточка 2.

Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Просвещение, 1982. – 216 с.

В пособии раскрывается специфика психологического тестирования как метода психолого-педагогического исследования. Рассматриваются различные виды и типы тестов, требования к проведению тестирования, рекомендации по разработке, организации и проведении тестов.

Карточка 3.

Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. Под общ.ред. Ю.П. Адлера. – М.: Наука, 1976.

В пособии раскрыты особенности использования статистических методов для обработки данных, полученных в результате психолого-педагогических исследований, представлены образцы оформления результатов исследования с помощью статистических таблиц, графиков, диаграмм.

Карточка 4.

Ерофеев А.К. ЭВМ в психодиагностике высшей школы. – М.: Просвещение, 1987.

В пособии рассмотрены возможности применения компьютерных технологий для организации психодиагностики, проведения психодиагностических исследования и обработки результатов.

Карточка 5.

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2004.

В пособии представлена методика работы социального педагога в современных условиях на конкретных примерах работы с семьёй, в школе и микрорайоне, с трудными и талантливыми детьми, малолетними правонарушителями и взрослыми. Показаны возможности применения психолого-педагогических методик для проведения социально-педагогического исследования.

Карточка 6.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

В учебном пособии представлены методика и технология работы, оха­рактеризованы нормативно-правовые основы деятельности социального пе­дагога. Особое внимание уделено проблеме определения содержания и си­стемы работы с различными категориями детей (дети-инвалиды, одарен­ные дети, дети-сироты и др.); предлагается серия технологий и методик для работы в социуме по организации досуга, благотворительности, созданию предметно-пространственной среды; приведены технологии социально-пе­дагогической экспертизы, посредничества, работы с волонтерами.

Карточка 7.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Нева, 2006.

В пособии рассматриваются возможности применения математических методов для обработки данных, полученных в ходе психологического исследования.


ЗАДАНИЕ 5

 

Разработайте методологический аппарат вашей выпускной квалификационной (ди­пломной) работы.

Тема работы: «Детский коллектив как фактор развития организаторских качеств подростка».

Методологической основой исследования является

      системный,

      деятельностный,

      личностный,

      аксиологический подходы.

Методы исследования:

      анализ научно-методической литературы,

      анализ личных дел учащихся, школьной документации,

      наблюдение,

      анкетирование,

      опытно-педагогическая работа.

 


ЗАДАНИЕ 6

 

Составьте примерный план изложения темы вашей выпускной квалификационной (ди­пломной) работы.

Тема работы: «Детский коллектив как фактор развития организаторских качеств подростка».

План:

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы коллективного воспитания

§1.1. Междисциплинарные основания проблемы             

§1.2. Историко-педагогический анализ теории и практики воспитания личности в коллективе             

§1.3. Детский коллектив как механизм развития организаторских качеств подростков             

Глава II. Пути и средства развития организационных качеств подростков в детском коллективе

Информация о работе Методология и методы психолого-педагогических исследование