Методы активизации учебной деятельности на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:01, доклад

Описание

Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся всегда была в центре внимания педагогов. Поиски путей решения данной проблемы ведутся учеными в разных направлениях. Можно выделить два пу-ти активизации учебно-познавательной деятельности: экстенсивный и интен-сивный.

Работа состоит из  1 файл

Доклады по Т и МО Т и П..doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Алтайская  государственная педагогическая академия»

 

 

Институт физико-математического  образования

Кафедра технологических дисциплин

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Методы активизации  учебной

деятельности  на уроках технологии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           

 

                                                                                                            Выполнила:

                                                                                          Студентка 4 курса

                                                                                          ОЗО з581-Т группы

                                                                                          ИФМО

Попкова Татьяна

                                                                                          Проверил:

                                                                                          Скулов Павел

                                                                                          Владимирович

                                                                                        

 

 

 

                                                 Барнаул - 2012


 

Методы активизации учебной деятельности

Современная педагогическая ситуация характеризуется наличием разнообразных образовательных программ, авторских, экспериментальных учебных курсов, появлением новых учебных предметов. Такое количество инноваций - показатель того, что новые социальные условия диктуют необходимость пересмотра содержания, форм и методов обучения и попытки активизировать процесс получения и приобретения знаний.

Проблема активизации  учебно-познавательной деятельности учащихся всегда была в центре внимания педагогов. Поиски путей решения данной проблемы ведутся учеными в разных направлениях. Можно выделить два пути активизации учебно-познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Оба пути имеют одну конечную цель: воспитание нравственной, образованной, творческой, способной к саморазвитию личности. Но подходы в достижении этой цели разные. Экстенсивный путь развития познавательной активности реализуется, прежде всего, через увеличение количества учебных предметов, посредством увеличения объема знаний, сообщаемого ученикам. Интенсивный путь основан на субъективной, личной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения.

Для педагога интенсивный  путь развития познавательной активности заключается не в процессе обычной  передачи знаний, но в учении самого ученика сознательно и творчески управлять составляющими процесса познания: любопытством, любознательностью, организацией учебной деятельностью, умением добывать знания, которые так нужны современному человеку для активной жизни.

Однако не секрет, что  сегодня у нас и за рубежом ослабевает интерес учащихся в процессе обучения. Перед нами стоит задача преодоления этого негативного процесса.

 

Проблема активизации  познавательной деятельности.

Повышения эффективности каждого урока через использование различных организационных форм и методов обучения, и определила тему нашего исследования. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Вопрос активизации  познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания представляет сложную проблему. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации учебной деятельности учащихся является по сей день актуальной.

Чем больше выпускник  учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен  к жизни и труду в обществе. Обучение ведет не только к развитию ума, но и к развитию внутреннего  мира личности ребенка, воспитанию его характера и мировоззрения.

В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения. Это:

поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.

Поворот от сообщения  знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель  руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

Поворот от работы с более  успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.

Поворот к значительному  увеличению активности учащихся. Метод  проектов и кооперирование существенно  повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.

Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.

Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

Поворот от овладения  всеми учениками одного и того же материала к овладению разными  учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.

Поворот от вербального  мышления к интеграции визуального и вербального  мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.

Обучение в  творческой деятельности: развитие через  творчество, обучение через открытие.

Вовлечение детей в  творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь - вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).

 

Эвристический метод обучения в школе.

Различные операции творческого  мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение  того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана  решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.

Метод эвристических  вопросов.

Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.

Метод инверсии.

На поиск решения  творческой задачи используются противоположные  процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.

Метод эмпатии (метод личной аналогии).

Происходит отождествление личности человека с личностью другого  или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.

Метод многомерных  матриц.

Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных  элементов (идей, действий, явлений  и др.).

Проблемное  обучение.

Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие - наличие мотивации учащихся.

Технология “обучения  в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

Метод проектов.

В основе метода лежит  развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

Метод открытий. Создаются  подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.

Поворот от традиционного  урока к нетрадиционным формам и  методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).

Таким образом, для активизации учебной деятельности учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:

совершенствование системы  усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;

активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения;

развитие мотивации  к учению, познавательных интересов  учащихся; стремление к осознанному  усвоению учебного материала, участию  всех учеников в учебной деятельности;

организация кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной работы;

организация учебно-поисковой  деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся;

применение компьютерных технологий в учебном процессе;

допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими  разного объема знаний;

проведение развивающих  учебных игр;

организация тренинговых  занятий: коммуникативные тренинги, тренинги по развитию памяти, внимания, мышления, креативности и др.

Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для  каждого конкретного ребенка, включенного  в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Найти и создать эти условия - задача каждого педагога.

 

Технологии  обучения традиционные и личностно-ориентированнные.

 

Педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.

Традиционные технологии апробированы годами и позволяют  решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX - середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование решало вполне определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно).

В настоящее время  общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

-ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

Информация о работе Методы активизации учебной деятельности на уроках технологии