Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:08, реферат
Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОВР
Л.В.БРАЦКЕ, С.А.АХМЕТОВА
ГУ «Областная специальная школа- интернат № 5
для детей с ОВР»г.Сарани
Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность этих занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок(игр драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребёнка.
При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:
1.умение произвольно
2.умение различать и
сравнивать эмоциональные
3.умение одновременно
направлять своё внимание на
мышечные ощущения и на
На групповых занятиях, проводимых психологами, работа идёт параллельно по четырём основным направлениям.
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования у ребёнка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствие поступков, т.е. формирование личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в само изменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
В занятиях используются следующие методические средства:
1.Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность - неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность-неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности - неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
2.Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:
-принятие своего имени;
-принятие своих качеств характера;
-принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
3.Коммуникативные игры:
-игры, направленные на
формирование у детей умения
увидеть в другом человеке
его достоинства и обеспечить
другого вербальными и
-игры и задания,
-игры, обучающие умению сотрудничать.
4.Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
5.Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
6.Задания с использованием «терапевтических» метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребёнка формируется «механизм самопомощи».
7.Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетичесческие техники.
8.Использование эмоционально-символических методов. Это группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения, рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Аланом:
-групповое обсуждение
различных чувств: радости, обиды,
гнева, страха, печали, интереса, как
необходимый этап для
-направленное рисование,
т.е. рисование на
При прослушивании «
Рассмотрим основные преимущества используемых методов при развитии основ произвольности психической регуляции у детей дошкольного возраста.
1.Игры-драмматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным.
2.Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребёнок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя весёлым зайчиком, играющим на воображаемой трубе.
3.Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
4.Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга.
5.Мимические и пантомические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния(радость,интерес,гнев и другие),связанные с переживаниями телесного и психического довольства или недовольства.
6.Психомышечная тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушения желательного настроения, улучшение настроения и самочувствия.
7.Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребёнка, а также найти выход из неё как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребёнок наглядно убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений.
Предложенные методы и приемы позволят разнообразить комплексную работу по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей с ОВР.
ЗАЯВКА
на участие в конференции
«Управленческо- методические и психолого- педагогические условия развития специального образования в Карагандинской области»
для детей с ОВР» г.Сарани
Информация о работе Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы у детей с овр