Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы у детей с овр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:08, реферат

Описание

Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой.

Работа состоит из  1 файл

ЧУПАКАБРА.docx

— 22.40 Кб (Скачать документ)

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОВР

Л.В.БРАЦКЕ, С.А.АХМЕТОВА

ГУ «Областная специальная школа- интернат № 5

 для детей  с ОВР»г.Сарани

        Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность этих занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр,  подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок(игр драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребёнка.

        При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:

1.умение произвольно направлять  своё внимание на испытываемые  эмоциональные ощущения;

2.умение различать и  сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно,  неприятно, спокойно, удивительно,  страшно и т.д.)

3.умение одновременно  направлять своё внимание на  мышечные ощущения и на экспрессивные  движения, сопровождающие любые  собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

На групповых занятиях, проводимых психологами, работа идёт параллельно  по четырём основным направлениям.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования у ребёнка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствие поступков, т.е. формирование личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление  заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в само изменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

     В занятиях используются следующие методические средства:

1.Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность - неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность-неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности - неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

2.Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:

-принятие своего имени;

-принятие своих качеств  характера;

-принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3.Коммуникативные игры:

-игры, направленные на  формирование у детей умения  увидеть в другом человеке  его достоинства и обеспечить  другого вербальными и невербальными  «поглаживаниями»;

-игры и задания, способствующие  углублению осознания сферы общения;

-игры, обучающие умению  сотрудничать.

4.Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

5.Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

6.Задания с использованием «терапевтических» метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребёнка формируется «механизм самопомощи».

7.Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетичесческие техники.

8.Использование эмоционально-символических методов. Это группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения, рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Аланом:

-групповое обсуждение  различных чувств: радости, обиды,  гнева, страха, печали, интереса, как  необходимый этап для обсуждения  используются детские рисунки,  выполненные на темы чувств. При  этом на стадии рисования иногда  исследуются  и обсуждаются  чувства и мысли, которые не  удаётся раскрыть в процессе  вербального общения;

-направленное рисование,  т.е. рисование на определённые  темы.

При прослушивании «терапевтических»  метафор целесообразно использовать рисование (детям предлагается изобразить любую картинку, навеваемую метафорой).

       Рассмотрим основные преимущества используемых методов при развитии основ произвольности психической регуляции у детей дошкольного возраста.

1.Игры-драмматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным.

2.Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребёнок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя весёлым зайчиком, играющим на воображаемой трубе.

3.Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

4.Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга.

5.Мимические и пантомические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния(радость,интерес,гнев и другие),связанные с переживаниями телесного и психического довольства или недовольства.

6.Психомышечная тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушения желательного настроения, улучшение настроения и самочувствия.

7.Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребёнка, а также найти выход из неё как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребёнок наглядно убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений.

   Предложенные методы и приемы позволят разнообразить комплексную работу по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей с ОВР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЯВКА

на участие в конференции

«Управленческо- методические и психолого- педагогические условия развития специального образования в Карагандинской области»

 

  1. Брацке Лилия Викторовна, Ахметова Сауле Ашимовна
  2. «Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей с ОВР»
  3. Современные подходы и пути решения проблем детей с ограниченными возможностями.
  4. ГУ «Областная специальная школа- интернат № 5

 для детей с ОВР» г.Сарани

  1. 8(72137)44180, 87003364650, Lilija777@mail.ru
  2. _

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы у детей с овр