Методы научно-педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:39, реферат

Описание

Анализ заканчивается общими выводами ученых; эти выводы должны стать опорными позициями в исследовательской работе.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)


Методы научно-педагогических исследований

1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы

Он предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы.

Нужно изучить, его накоплено наукой по этой проблеме (основные научные идеи, основные принципы научных исследований и т.п.). Для этого нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь. Всю литературу анализировать по следующим параметрам:

1) как понимали ученые суть проблемы, изучаемого вопроса;

2) какие определения давали субъекту исследования, какие признаки считали существенными и т.д.;

3) в чем сущность данной проблемы у того или иного ученого, чем это можно объяснить;

4) каково место данной проблемы в общей научной системе, в теории обучения (воспитания), в практике;

5) как связано данное явление с другими родственными явлениями – основными и побочными;

6) при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или иной процесс, то или иное явление;

7) каковы внутренние движущие силы, механизм изучаемого процесса или явления, какова их динамика.       

Анализ заканчивается общими выводами ученых; эти выводы должны стать опорными позициями в исследовательской работе. Необходимо критически оценивать все, что сделано, показывать свое субъективное отношение к нему и свою точку зрения. Критический анализ имеющийся литературы должен опираться на анализ логический, структурный, фактологический, а не личную точку зрения. Должна быть хорошая база знаний по данной проблеме, чтобы критиковать, спорить, полемизировать.  «Нельзя критиковать других на той плоскости, на которой сам не можешь стоять перпендикулярно» (Козьма Прутков).     

Значение критического анализа литературы по проблеме: установление истины, выявления заблуждений, недоработок, подтверждение результатов исследования, определение задач исследования.

2.Метод моделирования

Он является наглядно-образной характеристикой изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний, иногда с помощью матриц, символов, математических формул и т.п.

3.Метод причинно-следственного анализа

Метод позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения.

4.Педагогические наблюдения

непосредственное и целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно должна быть строго спланировано, предусматривать формы фиксации наблюдений. Наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, непрерывными и дискретными (прерывистыми), монографическими. Эффективным считается включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в деятельности наблюдаемых объектов (учитель с учениками). Скрытое наблюдение осуществляется через зеркальную (стеклянную) стену или с помощью телекамеры.

5.Беседа

Вопросно-ответная беседа или любя другая проводится по заранее спланированным вопросам, с определ6нной целью, фиксируется все: форма ответа, отношение к беседе, поведение при этом и т.д.

   6.Анкетирование и интервью

При этом необходимо соблюдать следующие требования:

- тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию;

- использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы и определить их правдивость;

- однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их формулировки;

- использование открытых (иногда отвечающий может высказывать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов);

- проверка подготовленной анкеты на небольшом числе испытуемых, внесение необходимых коррективов;

- применение полярных анкет с оценкой в баллах (они хороши доля самооценки).

   7.Социометрический метод

Изучаются личностные отношения.

8.Метод рейтинга и самооценки

Он использует при оценке тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К экспертам предъявляются определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными. Для рейтинга могут использоваться полярные анкеты. Полезно использовать и методы самооценки.

9.Метод ранговых оценок

При таком методе выявленные причины располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления или те или иные признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку (например, расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения).

10.Метод обобщения независимых характеристик

Этот метод повышает объективность выводов. Суть его сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, учитель получает сведения от родителей, других учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива.

11.Метод педагогического консилиума

Коллективное обсуждение результатов учебно-воспитательного процесса проводится по специальной программе с выводом.

12.Метод изучения и анализа документации

Продуктов деятельности позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучения тетрадей, классового журнала, рисунков и других работ учащихся и т.п.).

13.Изучение и обобщение передового педагогического опыта

Это дает исследователю материал, очень ценный для педагога-исследователя, для педагогической науки.

14.Статистический метод

В его пределах широко применяются следующие конкретные методики:

Регистрация – выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества;

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, определения места в этом ряду объектов;

Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

Основные градации шкал:

1)      шкалы наименований (номинальные);шкалы порядка (или ранговые);

2)      интервальные шкалы, шкалы отношений.

Шкалы наименований – самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Представляют собой наименования **** объектов. Единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет… пример: список специальностей, перечисление характеристик учеников.

В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношение «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», Я «больше пятерок» и т.п.

   «Сильные» шкалы – интервальная и шкала отношений. Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными числами на шкале, а в шкале отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы термометров, вольтметров и т.д. 

применение элементарных методов математической статически для решения наиболее часто встречающихся на практике типовых задач по обработке данных:

1.Замена множества числовых значений измеряемого показателя двумя обобщенными величинами, выражающими наиболее типичное значение показателя и степень разброса значений относительно него, и их статическая оценка.

2.Определение статической достоверности различий между двумя однородными показателями.

3.Определение связи между двумя показателями и оценка статической достоверности (Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977).

Рассмотрим эти задачи в указанной последовательности:

1.Пусть имеется n испытуемых, у которых измеряется некоторая  характеристика определенного явления; в результате получается множество числовых значений выбранного показателя: x1, x2, x3… xn.

В качестве меры центральной тенденции (т.е. величены, вокруг которой группируются отдельные расходящиеся между собой значения показателя), представляющей множество данных одним числом, чаще всего используются три величены: средняя арифметическая, медиана, мода (последняя здесь н6 рассматривается, так как при небольшом количестве данных мода нестабильна).   

Средняя арифметическая (М) в простейшем случае вычисляется по формуле: М=

Или, используя знак суммы, получаем 

Где xi – числовые значения показателя;

n – их число (или количество испытуемых).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы и логический аппарат исследования

1.       Диагностический этап

1. Обосновывается актуальность избранной темы на основе изучения истории и современного состояния вопроса.

2. Определяется и анализируется противоречие. Например: противоречие между необходимости формирования познавательного интереса у школьника и недостаточно его развития учителями на практике. 

3. Формулируется проблема, которая вытекает из установленного противоречия, как правило, в форме вопроса. Например: каковы условия (содержание, способы и приемы), необходимые для формирования у школьников познавательного интереса при обучении?

2. Прогностический этап  

1.Определяется объект исследования, т.е. часть практики или научного знания, которую нужно будет исследовать. Объект – это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, система воспитательной работы, преподавания какого-либо предмета, формирования познавательного интереса и т.п.).

2.Устанавливать предмет исследования, т.е. та сторона, тот аспект, та конкретная, наиболее существенная часть объекта, которая будет изучаться. Объект –  процесс, а предмет - его часть. Если объект познания выступает как заданное, то предмет – именно то, что исследуется. Например, объект исследования – процесс формирования познавательного интереса у школьников, предмет исследования – психолого-педагогические возможности развития познавательного интереса у учащихся 5-го класса при обучении математике.

3.Формулируется  цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате исследования. Например: выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса у школьников при изучении математики.

4.Выдвенгается научная гипотеза – развернутое предположение о том, в чем сущность явления и как оно протекает. Это своеобразное в обобщенном виде исследование в уме. В гипотезе выражается система мер по реализации исследования, так как истинное значение предположение не очевидно, его надо доказать. Посылкой для построения гипотезы является опора познания в науке. Гипотеза формулируется по типу: «Если …, то …» или «Чем…, тем …». Например: Если на уроках математики реализовать систему методов и средств, обеспечивающих переход от репродуктивного к творческому учению школьников, то можно повысить их познавательный процесс».

   5.Сиавяться задачи исследования – это частные, сравнительно самостоятельные подцепи деятельности, направленной к общей цели исследования, к проверки гипотезы в определенных конкретных условиях. Они выводятся исходя из состояния науки, нужд практики и собственных возможностей. Их обычно 2 - 4. например: 1 – провести научный анализ состояния в теории и практике проблемы формирования познавательного интереса школьников; 2 – разработать методику развития познавательного интереса у учащихся5-го класса при обучении математики; 3 – определить последовательность включения отдельных методов и средств, обеспечивающих переход деятельности ученика от репродуктивной к творческой; 4 – обосновать и опытным путем проверить определенную систему методов и средств обучения, обеспечивающую успешное развитие познавательного интереса у учащихся 5-го класса на уроках математики.

6.Планируются методы и средства исследования – определяется оптимальное их сочетание, наиболее эффективное применение и т.д.   

3.Организационный этап

1.Определяются сроки и база исследовангия, в том числе контродбные классы.

2.Состовляет план эксперименталоьной работы:                                                                               -  изучение литературы и документации по проблеме;                                                                   - разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности;                                                                                                                                 - сбор и обработка эмпирических данных;                                                                             - уточнение аппарата исследования (см. диагн6остический этап);

   - организация экспериментального исследования : 1 – проведение констатирующего  демонстрационного среза; 2 – осуществление преобразующего (формирующего или созидательного) эксперимента; 3 – изучение результатов деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов; 4 – проверка гипотезы контрольных констатирующим срезом; 5 – проведение отсроченного среза (при необходимости).

4.Практический этап1.Оформление теоретического материала по проблеме.

2.Проведение эксперимента и анализ полученных данных.

3.корректировка методик и построчное проведение эксперимента.

4.Сбор дополнительных сведений (при необходимости).

5.Обобщающий этап1.Обработка и анализ результатов, корректировка гипотезы. 2.Оформление демонстрационного материала (схем, таблиц).

 

 



Информация о работе Методы научно-педагогических исследований