Методы педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание

Понятие «метод» (греч. methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета.

Работа состоит из  1 файл

введ.docx

— 28.35 Кб (Скачать документ)

Введение 

      Каждая  отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования.

      Предметом педагогики является особенная сфера  общественной деятельности воспитания человека составными частями её – образование и обучение.

      Существенным  фактором развития педагогической науки  является обогащение и совершенствование методов её исследования. Надо сказать, что в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс. Было время, когда она разрабатывалась на основе умозрительных филосовско-социалогических построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности выдающихся мыслителей. Однако начиная с 18в. в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. Что в особенности относится к таким выдающимся педагогам, как Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Шацкий и др.

      В XIX в. начали широко проводиться экспериментальные исследования, способствовавшие дальнейшему углублению теории обучения и воспитания.

      В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью  целой системы разнообразных методов:

    • педагогическое наблюдение;
    • метод исследовательской беседы;
    • изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
    • педагогический эксперимент;
    • изучение и обобщение передового опыта;
    • социологические методы исследования (анкетирование рейтинг), методы математической статистики и теоретического анализа педагогической идеи и др. 
  1. Метод научно-педагогических исследований
 

      Понятие «метод» (греч. methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета.

      В современной учебной литературе дается такое определение: метод научно-педагогического исследования - это способ исследования психолого-педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения.

      Для получения разнообразных сведений о развитии личности, коллектива или другого объекта обучения и воспитания подбирается оптимальный комплекс методов исследования[4, с. 576].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Традиционно-педагогические методы
 

      Традиционными принято называть методы, доставшиеся  современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков  педагогической науки, и которые  применяются и поныне. К таким  методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

      Наблюдение  – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

      При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее  намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

      Этапы наблюдений:

    • определение задач и целей;
  • выбор объекта, предмета и ситуаций;
    • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на

исследуемый объект и наиболее обеспечивающего  сбор необходимой информации;

  • выбор способов регистрации наблюдаемого;
  • обработка и интерпретация полученной информации;
 

Различают наблюдения:  

  • включенное, когда исследователь становится членом этой группы, в

которой ведется наблюдение;

  • невключенное – «со стороны»;
  • сплошное и выборочное [3, с. 157-158].
 
  1. Анализ  школьной документации.

      Источниками информации при использовании этого  метода служат классные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы учителей и т.д. В этих документах, помогающих установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением. Например, изучение документации дает ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  опроса
 

      Беседа - метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, с помощью предварительно подготовительных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, политических и других взлетах испытуемых. Но беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать. Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод.

      Интервью – разновидность беседы. Интервьюирование привнесено в педагогику из социологии. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записывают открыто.

      Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты.

      Результативность  беседы, интервьюирования и анкетирования  во многом зависят от содержания и  структуры задаваемых вопросов [2, с. 24]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Психико-педагогический эксперимент
 

      Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.

      Проводимые педагогические эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам - направленности, объектам исследования, месту и времени проведения.

      В зависимости от цели различают:

  1. констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления.
  2. проверочный, уточняющий, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы.
  3. созидательный, преобразующий формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
 

      Виды  эксперимента:

    • естественный - в условиях обычного образовательного процесса;
    • лабораторный – создание искусственных условий – например,

для проверки того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются  от остальных. 
 
 
 

  1. Тестирование, проективные методы
 

      Слово «ТЕСТ» в переводе с английского  означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для  всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса.1

      По  функциональным признакам различают: тесты интеллекта, тесты креативности (творческие способности), тесты достижений, тесты личности (характер, мотивация, типы поведения).

      Проективные тесты – методики, направленные на выявление определенных психологических качеств человека.

      Обычно  тестирование как метод педагогического  исследования сливается с тестированием  текущей успеваемости, выявлением уровня обучености. Итоговый тест содержит большое количество вопросов и используется после изучения крупного раздела учебной программы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Математические  методы педагогических исследований
 

      В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях  широко используют такие их виды:

  • регистрация – определяет выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);
  • ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей);
  • моделирование – создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека. Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях.
  • статистические методы – методы математической статистики, которые используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов. В педагогике и психологии они представлены описательной статистикой (таблицы, графики); теорией статистических выводов; теория планирования экспериментов.

      Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал. Она не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраивает строгую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык [3, с. 1058-160].

 

      Заключение 

      Подводя итоги краткой характеристики методов  педагогических исследований можно  сделать следующие выводы:

  • современная педагогика как наука использует целую систему способов, приемов, принципов и подходов для теоретического и практического исследования проблем воспитания и обучения;
  • каждый отдельный из приведенных в данной работе методов выполняет свою специфическую роль, помогает изучению лишь отдельных сторон педагогических явлений. Для всестороннего же изучения этих явлений применяется все совокупность рассмотренных методов;
  • педагогика как любая наука развивается благодаря внедрению новых методик исследования и совершенствованию уже устоявшихся методов. Наряду с традиционными методами в педагогические исследования внедряются и новые методы, заимствованные из других наук – социологии, психологии, естествознания и прочие, что открывает новые возможности для развития педагогики. Ибо как писал И.П. Павлов – …с каждым шагом методики вперед как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам все более широкий горизонт с невидимыми ранее предметами.2

 

     Литература

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. Кн. 1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 576с.
  2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для стуюдентов педагогических колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 24с.
  3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений/ В.А. Сластенин., В.П. Каширин.– М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 157-160с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990 – 576с.

Информация о работе Методы педагогических исследований