Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:18, контрольная работа
Понятие «метод» (греч. methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета.
Введение
Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования.
Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её – образование и обучение.
Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и совершенствование методов её исследования. Надо сказать, что в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс. Было время, когда она разрабатывалась на основе умозрительных филосовско-социалогических построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности выдающихся мыслителей. Однако начиная с 18в. в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. Что в особенности относится к таким выдающимся педагогам, как Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Шацкий и др.
В XIX в. начали широко проводиться экспериментальные исследования, способствовавшие дальнейшему углублению теории обучения и воспитания.
В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов:
Понятие «метод» (греч. methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета.
В современной учебной литературе дается такое определение: метод научно-педагогического исследования - это способ исследования психолого-педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения.
Для
получения разнообразных
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Этапы наблюдений:
исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;
Различают
наблюдения:
которой ведется наблюдение;
Источниками
информации при использовании этого
метода служат классные журналы, расписание
учебных занятий, календарные и неурочные
планы учителей и т.д. В этих документах,
помогающих установить причинно-следственные
зависимости, взаимосвязи между изучаемым
явлением. Например, изучение документации
дает ценные статистические данные для
установления связи между состоянием
здоровья и успеваемостью, тем как составлено
расписание, и работоспособностью учеников
и т. д.
Беседа - метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, с помощью предварительно подготовительных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, политических и других взлетах испытуемых. Но беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать. Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод.
Интервью – разновидность беседы. Интервьюирование привнесено в педагогику из социологии. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записывают открыто.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты.
Результативность
беседы, интервьюирования и анкетирования
во многом зависят от содержания и
структуры задаваемых вопросов [2, с.
24].
Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ.
Проводимые педагогические эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам - направленности, объектам исследования, месту и времени проведения.
В зависимости от цели различают:
Виды эксперимента:
для проверки
того или иного метода обучения,
когда отдельные учащиеся изолируются
от остальных.
Слово «ТЕСТ» в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса.1
По функциональным признакам различают: тесты интеллекта, тесты креативности (творческие способности), тесты достижений, тесты личности (характер, мотивация, типы поведения).
Проективные тесты – методики, направленные на выявление определенных психологических качеств человека.
Обычно
тестирование как метод педагогического
исследования сливается с тестированием
текущей успеваемости, выявлением уровня
обучености. Итоговый тест содержит большое
количество вопросов и используется после
изучения крупного раздела учебной программы.
В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды:
Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал. Она не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраивает строгую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык [3, с. 1058-160].
Заключение
Подводя итоги краткой характеристики методов педагогических исследований можно сделать следующие выводы:
Литература