Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:15, реферат
1Учебный процесс – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения.
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
План
1. Методы педагогического воздействия на личность.
2. Классификация методов обучения
3. Условия выбора методов, средств и приëмов обучения
4. Классификация методов воспитания
Тема 3. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ
План
1. Методы педагогического
воздействия на личность.
2. Классификация
методов обучения
3. Условия выбора
методов, средств и приëмов
обучения
4. Классификация
методов воспитания
Учебный процесс
– это единство содержания, приемов,
методов и других организованных
форм обучения.
Технологическая схема
педагогического процесса выглядит
примерно так: прежде всего педагог
убеждает воспитуемого (учащегося) в
важности и целесообразности решения
конкретной задачи, затем он должен
научить учащегося, т.е. добиться усвоения
им определенной суммы знаний, необходимых
для решения поставленной задачи;
на следующем этапе необходимо сформулировать
у учащегося умения и навыки. На
всех этапах полезно постоянно
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
убеждение;
убеждения и приучения;
обучение;
стимулирование;
контроль и оценка.
Методы воздействия
на личность оказывают комплексное
воздействие на учащегося и крайне
редко применяются
В связи с этим
в системе методов педагогики
выделим методы обучения и методы
воспитания.
Методы обучения
– это способы руководства
педагогом познавательной деятельностью
учащихся.
В древние и средние
века основной задачей ставили подготовку
к светской жизни, поэтому и методы
были догматические, в основе которых
было заучивание.
В эпоху великих
открытий возникшая потребность
в знаниях заставляла обращаться
к новой информации для активного
применения в путешествиях, открытии
дальних земель, механизации труда.
В советской школе
часто применялся метод готовых
знаний, что заставляет до сих пор
изучать передовой
Прием обучения –
деталь метода.
Метод наблюдения состоит
в непосредственном и опосредованном
восприятии изучаемых педагогических
процессов наблюдателем.
Это один из наиболее
простых и доступных методов,
которые легко применять при
анализе урока, при изучении учебно-познавательной
деятельности учащихся и ее продуктивности,
а также при изучении других процессов
и явлений.
Метод наблюдения имеет
один недостаток – при наблюдении
полно раскрываются лишь внешние
проявления, внутренние процессы остаются
недоступны.
Методы тестирования
трактуются как методы психологической
диагностики испытуемых. Тестирование
осуществляется по тщательно отработанным
стандартизированным вопросам и
задачам со шкалами их значений для
выявления индивидуальных различий
испытуемых.
Опросные методы,
как и методы обучения, просты в
своем применении и позволяют
с помощью минимальных
Метод изучения и
обобщения передового педагогического
опыта основан на изучении и теоретическом
осмыслении практической деятельности
талантливых учителей, добившихся успехов
в преподавании и воспитательной
работе. Обобщение методических разработок
позволяет проанализировать накопленный
опыт и включить его в систему
педагогической науки. Теоретический
анализ передового педагогического
опыта выявляет новые закономерности,
тенденции развития педагогической
мысли.
Педагогический эксперимент
– это организованная педагогическая
деятельность учителей и учащихся,
имеющая определенную цель.
Педагогическое мастерство
– это знание предмета при умелом
владении методами и приемами обучения.
Классификация методов обучения (по Михалевой Л.П.)
По типу деятельности:
словесные;
демонстрационные;
исследовательские.
По степени развития самостоятельности студентов:
объяснительно-иллюстративный;
проблемный метод;
исследовательский.
Выбор методов обучения – это педагогическое искусство преподавателя. Нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция.
Методы обучения должны быть связаны с учебным планом и задачами обучения.
Выбор зависит от дидактической учебной цели, темы и т.д.
Выбор связан с возрастом, курсом, уровнем подготовки.
Зависит от специфики предмета.
Главное – материально-технические возможности, доступность культурных, научных и исторических учреждений.
При выборе методов
надо чередовать виды деятельности (не
методы, а виды деятельности).
Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина)
Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
Методы стимулирования
поведения и деятельности (мотивация):
соревнование, поощрение, наказание.
Рассмотрим кратко
некоторые из них.
Убеждение – это
разностороннее воздействие на разум,
чувства и волю человека с целью
формирования у него желаемых качеств.
В зависимости от направленности
педагогического воздействия
Главная функция
этической беседы – привлечь самих
учащихся к оценке событий, поступков,
явлений жизни и на этой основе
сформировать у них желаемое отношение
к окружающей действительности, к
гражданским и нравственным обязанностям.
Поводом и сюжетной канвой беседы
могут быть факты, раскрывающие социальное,
нравственное или эстетическое содержание
тех или иных сторон жизни.
Лекция – это
развернутое, продолжительное и
систематическое изложение
Диспут – столкновение
мнений с целью формирования суждений,
оценок. Это отличает диспут от беседы
и лекции и как нельзя лучше
отвечает обостренной потребности
подростков и молодых людей в
самоутверждении, стремлению искать смысл
в жизни, ничего не принимать на веру,
обо всем судить самостоятельно. Диспут
учит умению защищать свои взгляды, убеждать
в них других людей и в то
же время требует мужества отказаться
от ложной точки зрения, выдержки не
отступать от этических норм и
требований.
Пример как метод
педагогического воздействия
Упражнение –
это планомерно организованное выполнение
воспитанниками различных действий,
практических дел с целью формирования
и развития их личности.
Приучение – это
организация планомерного и регулярного
выполнения определенных действий в
целях формирования хороших привычек.
В практике воспитательной работы применяются
в основном три типа упражнений:
упражнения в полезной деятельности
(имеют целью выработать привычки
в труде, в общении со старшими,
со сверстниками), режимные упражнения
(например, соблюдение оптимального режима
в семье и учебном заведении
приводит к синхронизации психо-
Стимулирование –
это побуждение, толчок к мысли, чувству,
действию.
Соревнование в
учебных заведениях сродни лучшим образцам
соперничества спортивного. Главная
задача педагога – не дать соревнованию
выродиться в жесткую конкуренцию
и в стремление к первенству любой
ценой. Соревнование должно быть проникнуто
духом товарищеской взаимопомощи и
доброжелательности. Хорошо организованное
соревнование стимулирует достижение
высоких результатов, развитие ответственности
и инициативы.
Поощрение – это
сигнал о состоявшемся самоутверждении,
потому что в нем содержится общественное
признание того подхода, того образа
действия и того отношения к действию,
которые избраны и реализуются
учащимся. Чувство удовлетворения,
которое испытывает поощренный воспитанник,
вызывает у него прилив сил, подъем
энергии, уверенность в своих
силах и, как следствие, сопровождается
высокой старательностью и
Наказание – один
из старейших методов воспитания.
Обосновывая правомерность
нельзя наказывать за неумышленные поступки;
нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
строго соблюдать педагогический такт;
опираться на понимание
и поддержку общественного
учитывать возрастные
и индивидуальные особенности воспитанников.
Классификация методов обучения
По уровню активности: