Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:26, реферат
Учебный процесс – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения.
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
1. Методы педагогического воздействия на личность.
2. Классификация методов обучения
3. Условия выбора методов, средств и приемов обучения
4. Классификация методов воспитания
МЕТОДЫ
ПЕДАГОГИКИ
План
1. Методы педагогического воздействия на личность.
2. Классификация методов обучения
3. Условия выбора методов, средств и приемов обучения
4. Классификация
методов воспитания
Учебный процесс
– это единство содержания, приемов,
методов и других организованных
форм обучения.
Технологическая схема
педагогического процесса выглядит
примерно так: прежде всего педагог
убеждает воспитуемого (учащегося) в
важности и целесообразности решения
конкретной задачи, затем он должен
научить учащегося, т.е. добиться усвоения
им определенной суммы знаний, необходимых
для решения поставленной задачи;
на следующем этапе необходимо сформулировать
у учащегося умения и навыки. На
всех этапах полезно постоянно
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
убеждение;
убеждения и приучения;
обучение;
стимулирование;
контроль и оценка.
Методы воздействия
на личность оказывают комплексное
воздействие на учащегося и крайне
редко применяются
В связи с этим
в системе методов педагогики
выделим методы
обучения и методы
воспитания.
Методы
обучения – это способы руководства
педагогом познавательной деятельностью
учащихся.
В древние и средние
века основной задачей ставили подготовку
к светской жизни, поэтому и методы
были догматические, в основе которых
было заучивание.
В эпоху великих
открытий возникшая потребность
в знаниях заставляла обращаться
к новой информации для активного
применения в путешествиях, открытии
дальних земель, механизации труда.
В советской школе
часто применялся метод готовых
знаний, что заставляет до сих пор
изучать передовой
Прием
обучения – деталь метода.
Метод
наблюдения состоит в непосредственном
и опосредованном восприятии изучаемых
педагогических процессов наблюдателем.
Это один из наиболее
простых и доступных методов,
которые легко применять при
анализе урока, при изучении учебно-познавательной
деятельности учащихся и ее продуктивности,
а также при изучении других процессов
и явлений.
Метод наблюдения имеет
один недостаток – при наблюдении
полно раскрываются лишь внешние
проявления, внутренние процессы остаются
недоступны.
Методы
тестирования трактуются как методы
психологической диагностики испытуемых.
Тестирование осуществляется по тщательно
отработанным стандартизированным вопросам
и задачам со шкалами их значений для выявления
индивидуальных различий испытуемых.
Опросные
методы, как и методы обучения, просты
в своем применении и позволяют с помощью
минимальных временных затрат и несложной
организации получить достаточно широкий
спектр данных. В практике наиболее популярны
три вида опросных методов: беседа; интервьюирование;
анкетирование.
Метод
изучения и обобщения
передового педагогического
опыта основан на изучении и теоретическом
осмыслении практической деятельности
талантливых учителей, добившихся успехов
в преподавании и воспитательной работе.
Обобщение методических разработок позволяет
проанализировать накопленный опыт и
включить его в систему педагогической
науки. Теоретический анализ передового
педагогического опыта выявляет новые
закономерности, тенденции развития педагогической
мысли.
Педагогический
эксперимент – это организованная педагогическая
деятельность учителей и учащихся, имеющая
определенную цель.
Педагогическое
мастерство – это знание предмета при
умелом владении методами и приемами обучения.
Классификация
методов обучения (по
Михалевой Л.П.)
По типу деятельности:
словесные;
демонстрационные;
исследовательские.
По степени развития самостоятельности студентов:
объяснительно-иллюстративный;
проблемный метод;
исследовательский.
Выбор методов обучения – это педагогическое искусство преподавателя. Нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция.
Методы обучения должны быть связаны с учебным планом и задачами обучения.
Выбор зависит от дидактической учебной цели, темы и т.д.
Выбор связан с возрастом, курсом, уровнем подготовки.
Зависит от специфики предмета.
Главное – материально-технические возможности, доступность культурных, научных и исторических учреждений.
При выборе методов
надо чередовать виды деятельности (не
методы, а виды деятельности).
Классификация
методов воспитания (Г.И.
Щукина)
Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
Методы стимулирования
поведения и деятельности (мотивация):
соревнование, поощрение, наказание.
Рассмотрим кратко
некоторые из них.
Убеждение – это
разностороннее воздействие на разум,
чувства и волю человека с целью формирования
у него желаемых качеств. В зависимости
от направленности педагогического воздействия
убеждение может выступать как доказательство,
как внушение, или как их комбинация. Если
мы хотим убедить учащегося в истинности
какого-то научного положения, то мы обращаемся
к его разуму, и в этом случае необходимо
выстроить логически безупречную цепочку
аргументов, что и будет доказательством.
Если же мы хотим воспитать любовь к Родине,
к матери, должное отношение к шедевру
художественной культуры, то необходимо
обратиться к чувствам воспитанника. В
этом случае убеждение выступает как внушение.
Чаще всего педагог обращается одновременно
и к разуму, и к чувствам воспитанника.
Главная функция
этической беседы – привлечь самих
учащихся к оценке событий, поступков,
явлений жизни и на этой основе сформировать
у них желаемое отношение к окружающей
действительности, к гражданским и нравственным
обязанностям. Поводом и сюжетной канвой
беседы могут быть факты, раскрывающие
социальное, нравственное или эстетическое
содержание тех или иных сторон жизни.
Лекция – это развернутое,
продолжительное и систематическое изложение
сущности той или иной учебной, научной,
воспитательной или иной проблемы. Основа
лекции – теоретическое обобщение, а конкретные
факты, составляющие основу беседы, в лекции
служат иллюстрацией или исходным отправным
моментом.
Диспут – столкновение
мнений с целью формирования суждений,
оценок. Это отличает диспут от беседы
и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной
потребности подростков и молодых людей
в самоутверждении, стремлению искать
смысл в жизни, ничего не принимать на
веру, обо всем судить самостоятельно.
Диспут учит умению защищать свои взгляды,
убеждать в них других людей и в то же время
требует мужества отказаться от ложной
точки зрения, выдержки не отступать от
этических норм и требований.
Пример как метод
педагогического воздействия основывается
на стремлении воспитанников к подражанию.
Давно известно, что слова учат, а примеры
влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая
и анализируя живые образцы высокой нравственности,
патриотизма, трудолюбия, мастерства,
верности долгу и т.д., воспитанник глубже
и нагляднее осмысливает сущность и содержание
социально-нравственных отношений. Особое
значение имеет личный пример педагога-воспитателя.
Упражнение – это
планомерно организованное выполнение
воспитанниками различных действий, практических
дел с целью формирования и развития их
личности.
Приучение – это
организация планомерного и регулярного
выполнения определенных действий в целях
формирования хороших привычек. В практике
воспитательной работы применяются в
основном три типа упражнений: упражнения
в полезной деятельности (имеют целью
выработать привычки в труде, в общении
со старшими, со сверстниками), режимные
упражнения (например, соблюдение оптимального
режима в семье и учебном заведении приводит
к синхронизации психо-физиологических
реакций организма с внешними требованиями,
что благотворно сказывается на здоровье,
физических и интеллектуальных возможностях
воспитанника), специальные упражнения
– это упражнения тренировочного характера,
имеющие целью выработку и закрепление
умения и навыков. В учебном процессе все
упражнения – специальные, а в воспитательной
работе – это приучение к выполнению элементарных
правил поведения, связанных с внешней
культурой.
Стимулирование
– это побуждение, толчок к мысли, чувству,
действию.
Соревнование в
учебных заведениях сродни лучшим образцам
соперничества спортивного. Главная задача
педагога – не дать соревнованию выродиться
в жесткую конкуренцию и в стремление
к первенству любой ценой. Соревнование
должно быть проникнуто духом товарищеской
взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо
организованное соревнование стимулирует
достижение высоких результатов, развитие
ответственности и инициативы.
Поощрение – это
сигнал о состоявшемся самоутверждении,
потому что в нем содержится общественное
признание того подхода, того образа действия
и того отношения к действию, которые избраны
и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения,
которое испытывает поощренный воспитанник,
вызывает у него прилив сил, подъем энергии,
уверенность в своих силах и, как следствие,
сопровождается высокой старательностью
и результативностью. Но самый главный
эффект от поощрения – возникновение
острого желания вести себя так и действовать
таким образом, чтобы испытать это состояние
психического комфорта как можно чаще.
Педагогическая целесообразность поощрения
возрастает при работе с воспитанниками
несмелыми, застенчивыми, неуверенными
в себе. В то же время поощрение не должно
быть слишком частым, чтобы не привести
к обесцениванию, ожиданию награды за
малейший успех. Предметом особый заботы
педагога должно быть недопущение раздела
воспитанников на захваленных и обойденных
вниманием. Важнейшее условие педагогической
эффективности поощрения – принципиальность,
объективность, понятность для всех, поддержка
общественным мнением, учет возрастных
и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:
нельзя наказывать за неумышленные поступки;
нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
строго соблюдать педагогический такт;
опираться на понимание
и поддержку общественного
учитывать возрастные
и индивидуальные особенности воспитанников.
Классификация
методов обучения
По уровню активности:
Объяснительно-иллюстративный
Проблемное изложение материала