Методы педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:26, реферат

Описание

Учебный процесс – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения.
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Содержание

1. Методы педагогического воздействия на личность.
2. Классификация методов обучения
3. Условия выбора методов, средств и приемов обучения
4. Классификация методов воспитания

Работа состоит из  1 файл

Методы педагогики.docx

— 19.27 Кб (Скачать документ)

МЕТОДЫ  ПЕДАГОГИКИ 
 

План

1. Методы педагогического  воздействия на личность.

2. Классификация  методов обучения

3. Условия выбора  методов, средств и приемов   обучения

4. Классификация  методов воспитания 
 

Учебный процесс  – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения.  

Технологическая схема  педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог  убеждает воспитуемого (учащегося) в  важности и целесообразности решения  конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых  для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать  прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги  работы.  

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как  минимум, пять групп методов воздействия  на личность:

убеждение;

убеждения и приучения;

обучение;

стимулирование;

контроль и оценка.  

Методы воздействия  на личность оказывают комплексное  воздействие на учащегося и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Вот  почему любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности  приводится лишь для удобства анализа  и выделения их характерных особенностей.  

В связи с этим в системе методов педагогики выделим методы обучения и методы воспитания.  

Методы  обучения – это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся.  

В древние и средние  века основной задачей ставили подготовку к светской жизни, поэтому и методы были догматические, в основе которых  было заучивание.  

В эпоху великих  открытий возникшая потребность  в знаниях заставляла обращаться к новой информации для активного  применения в путешествиях, открытии дальних земель, механизации труда.  

В советской школе  часто применялся метод готовых  знаний, что заставляет до сих пор  изучать передовой педагогический опыт и применять инновационные  экспериментальные, проблемные, самостоятельные, информационные методы и приемы.  

Прием обучения – деталь метода.  

Метод наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем.  

Это один из наиболее простых и доступных методов, которые легко применять при  анализе урока, при изучении учебно-познавательной деятельности учащихся и ее продуктивности, а также при изучении других процессов  и явлений.  

Метод наблюдения имеет  один недостаток – при наблюдении полно раскрываются лишь внешние  проявления, внутренние процессы остаются недоступны.  

Методы  тестирования трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых.  

Опросные  методы, как и методы обучения, просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. В практике наиболее популярны три вида опросных методов: беседа; интервьюирование; анкетирование.  

Метод изучения и обобщения  передового педагогического  опыта основан на изучении и теоретическом осмыслении практической деятельности талантливых учителей, добившихся успехов в преподавании и воспитательной работе. Обобщение методических разработок позволяет проанализировать накопленный опыт и включить его в систему педагогической науки. Теоретический анализ передового педагогического опыта выявляет новые закономерности, тенденции развития педагогической мысли.  

Педагогический  эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель.  

Педагогическое  мастерство – это знание предмета при умелом владении методами и приемами обучения.  
 

Классификация методов обучения (по Михалевой Л.П.) 

По типу деятельности:

словесные;

демонстрационные;

исследовательские.

По степени развития самостоятельности студентов:

объяснительно-иллюстративный;

проблемный метод;

исследовательский.  
 

Выбор методов обучения – это педагогическое искусство  преподавателя. Нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция.

Методы обучения должны быть связаны с учебным  планом и задачами обучения.

Выбор зависит от дидактической учебной цели, темы и т.д.

Выбор связан с возрастом, курсом, уровнем подготовки.

Зависит от специфики  предмета.

Главное – материально-технические  возможности, доступность культурных, научных и исторических учреждений.

При выборе методов  надо чередовать виды деятельности (не методы, а виды деятельности).  
 

Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина) 

Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

Методы организации  деятельности и формирования опыта  поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.  

Рассмотрим кратко некоторые из них.  

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.  
 

Главная функция  этической беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям. Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.  

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.  

Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.  

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.  

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.  

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельности (имеют целью выработать привычки в труде, в общении со старшими, со сверстниками), режимные упражнения (например, соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника), специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.  

Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.  

Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.  

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.  

Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

нельзя наказывать за неумышленные поступки;

нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;

сочетать наказание  с убеждением и другими методами воспитания;

строго соблюдать  педагогический такт;

опираться на понимание  и поддержку общественного мнения;

учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.  
 

Классификация методов обучения 

По уровню активности:

Объяснительно-иллюстративный

Проблемное изложение  материала 

Информация о работе Методы педагогики