Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:48, контрольная работа

Описание

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Содержание

Введение 3 стр.
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
Формы организации учебной деятельности
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

готов.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

      На  первый взгляд, личный контакт учащихся с преподавателями при дистанционном  обучении ограничен, но реально использование  информационных технологий расширяет  возможности для проведения консультаций. Оперативная обратная связь может быть заложена как в текст учебного материала, так и в возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту в процессе изучения курса.

      Самостоятельная работа студентов.

      Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (CPC) относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, в среднем во всем мире составляет 1:3,5.

      Научно-исследовательская  работа студентов.

      Организация научно-исследовательской работы студентов  при очном обучении традиционно  сводится к проведению научных студенческих семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских заданий, написанию курсовых и дипломных  сочинений и проектов.

      Творческие  проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Они не имеют заранее определенной и проработанной структуры. Преподаватель определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Необходимым условием выполнения творческих проектов при дистанционном обучении является четкая постановка планируемого результат, значимого для учащихся. Специфика дистанционного обучения предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую не содержащими готовых ответов. Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной деятельности студентов, способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработки информации, работы с документами, умений обобщать и интегрировать полученную информацию.

      Реализация  творческих проектов позволяет максимально  раскрыть творческие возможности студентов  и стимулировать их научно-исследовательскую  работу.

      Исследовательские проекты отличаются наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом во главу угла ставится принцип доступности для студентов содержания и методов исследования. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов.

      Следует отметить некоторые трудности, возникающие  при организации подобного рода учебно-познавательной деятельности. Прежде всего, это низкая пропускная способность каналов, которая не позволяет использовать наиболее эффективную технологию ДО - видеоконференцию и затрудняет организацию даже аудио конференции.

      Вместе  с тем, проектная деятельность при дистанционном обучении имеет свои преимущества:

    • возможности мультимедиа представления материала;
    • оперативная обратная связь, позволяющая анализировать подготовку к выполнению проектной работы на различных этапах;
    • опосредованное с помощью компьютера общение, что зачастую снимает коммуникативные проблемы, особенно часто возникающие при организации игровых проектов;
    • возможность одновременно работать в группе и индивидуально;
    • фиксация текстов, открывающая возможность долгосрочного обращения к результатам и опыту выполненной работы.

      Опыт  организации "дистанционных проектов" позволяет утверждать, что цель проектной  деятельности в системе дистанционного образования остается традиционной и направленной, прежде всего, на выполнение студентами научно-исследовательской работы. При этом меняются структура и способы организации учебной деятельности: иными становятся способы доставки учебной информации, организации учебных диалогов и управления учебным процессом. Главной задачей преподавателя становится разработка системы поддержки НИРС на основе постоянного консультирования и включения в наиболее сложные диалоговые ситуации.

      Несмотря  на определяющую роль самостоятельной  работы при дистанционном обучении, основными субъектами учебного процесса остаются студент и преподаватель. Соучастие студента в познавательной деятельности наравне с преподавателем есть одно из условий качественного образования и в традиционной образовательной системе, и при дистанционном обучении. Поэтому основным требованием к технологиям дистанционного обучения является сохранение преимуществ очного обучения на расстоянии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Методы, приемы, средства организации  и управления педагогическим процессом.

      Педагогический  процесс является целостным процессом  
Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

      Что же следует понимать под целостностью?

      В педагогической науке, пока нет однозначной  трактовки этого понятия. В общефилософском  понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его  относительная автономность, независимость  от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно.  
 
Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

      

      Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности. 
Целостность педагогического процесса проявляется:

      - в единстве процессов обучения, воспитания и развития;

      - в соподчиненности этих процессов;

      - в наличии общего сохранении специфики этих процессов.

      Педагогический  процесс является многофункциональным  процессом. 
Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

      Образовательная:

      - реализуется, прежде всего, в процессе  обучения;

      - во внеклассной работе;

      - в деятельности учреждений дополнительного образования.

      Воспитательная (проявляется во всем):

      - в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;

      - в личности и профессионализме педагога;

      - в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

      Развивающая:

      Развитие  в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

      Педагогический  процесс обладает рядом свойств.

      - целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы;

      - целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;

      - целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.

      Структура педагогического процесса – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

      Структура педагогического процесса состоит  из следующих компонентов:

  1. Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

      Этот  компонент характеризуется:

      - эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);

      - мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);

      - формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.

  1. Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

      Этот  компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

  1. Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

      Связан  с разработкой и отбором содержания образования. 
Содержание чаще всего предлагает  и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся; 
Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от  возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

  1. Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

      Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением  процесса. 
Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

  1. Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;
  2. Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

     Общей характеристике образования, воспитания, развития функций обучения, а так же методам и приемам обучения и более подробному рассмотрению форм обучения - и был посвящена данная контрольная работа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития обучения. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004 - 537с. »
  2. Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студ. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 346с. »
  3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение - М., ТЕИС, 2003. - 209 с. с ил. »
  4. Малашкина М.М. Популярная история психологии – М., 2000 – 273с. »
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2001 - 157с. »
  6. Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. “Я” – в зеркале психологических характеристик. – Жуковский, ЛИНК, 1999 – 345с. »
  7. Ольшанский Д.В. Основы психологии. - Екатеринбург, 2001. - 696с. »
  8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Пособие для студентов психологических факультетов. М.: Издательская корпорация "Логос", 2004 - 224 с.: ил. »
  9. Столяренко А.М. Психология и педагогика –  М., 2001 - 195с. »
  10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. / Под ред. Смирного С.А. М. «Академия» 2002. - 234с. »
  11. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов / Под ред. Радугина А. А., Кроткова Е. А., - М 2004 - 345с., ил. 15. »
  12. Психология. Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2003 - 465 с. »

Информация о работе Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом