Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:10, реферат
Учить сегодня подрастающее поколение на современном уровне требований общества нельзя без постоянного обновления и обогащения своего профессионального потенциала. Профессиональное самовоспитание учителя в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.
К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее:
1.
Спокойствие совершенное, по
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действий.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6.
Не проводить время
7.
Издерживать только на
8.
Каждый вечер добросовестно
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц). Для начинающих самовоспитательную деятельность, не накопивших достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов: самопознание и самообразование; овладение навыками учебной работы в школе или вузе; самовоспитание.
Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопознания - анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок трудных», - превосходный учитель, дорого, однако, берущий за свои уроки. Другой способ познания себя - сравнение с другими. По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.
Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Релаксация - общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий.
Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приёмы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.
В
последние годы благодаря широкой
популяризации всё шире используются
методы и приемы целенаправленного самовнушения
с помощью специальных словесных формул
- аутотренинг. Совершенное овладение
интегральным умением педагогически мыслить
и действовать не может быть обеспечено
без специальных упражнений, направленных
на развитие наблюдательности, воображения
как основы предвидения и творческого
проектирования своих действий и действий
воспитанников. Научное педагогическое
мышление выражается в свободном оперировании
педагогическими фактами, их разложении
на составляющие компоненты с целью проникновения
в их сущность, установлении аналогий,
сходства и различия в педагогических
явлениях. Для этого будущий учитель должен
научиться классифицировать факты и явления,
устанавливать причины и выявлять мотивы
поведения и деятельности участников
социального взаимодействия, решать аналитические,
прогностические и проективные задачи.
Список
литературы
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – 376с.
2.Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя. – М., 1990. – 389с.
3.Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997. – 344с.
4.Скульский Р.П. Учиться быть учителем. – М.: Педагогика, 1986. – 378с.
5.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002. – 345с.
6.Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. – 378с.
Информация о работе Методы профессионального совершенствования педагога