Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:01, практическая работа
В психологической практике существуют различные точки зрения на природу девиантного и деликвентного поведения детей и подростков, а следовательно, и различные подходы к ее психотерапии. Психоаналитический подход чаще всего рассматривает в качестве основных причин девиантного и деликвентного поведения – неразрешенные конфликты со значимыми другими, депривацию актуальных потребностей или пережитые психические травмы. Поэтому основной упор в психоаналитической терапии делается главным образом на обеспечение эмоционально-символического выражения чувств («катарсиса»). В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые методы работы.
Методы психосоциальной работы с девиантными и деликвентными детьми и их семьями
В психологической практике существуют различные точки зрения на природу девиантного и деликвентного поведения детей и подростков, а следовательно, и различные подходы к ее психотерапии.
Психоаналитический
подход чаще всего рассматривает
в качестве основных причин девиантного
и деликвентного поведения –
неразрешенные конфликты со значимыми
другими, депривацию актуальных потребностей
или пережитые психические
Использование индивидуальных методов спонтанного и направленного рисования в работе с детьми деликвентного и девиантного поведения исходит из того, что переживание различного рода психических травм, потерь и лишений приводит к появлению глубоких физических и психических шрамов, которые частично тормозят их психологическое развитие. Опыт работы с такими детьми и подростками свидетельствует, что одними беседами невозможно устранить психологическую травму. Занятия рисованием, живописью и керамикой в сочетании с игровой инсценировкой служат надежными средствами экстернализации переживаний ребенка и поэтому обеспечивают возможность исцеления и дальнейшего развития психики.6
Основным и наиболее
эффективным методом коррекции
нарушений поведения у
Наиболее распространенной формой психокорреккционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. В основном тренинг социальных навыков строится на реализации терапевтических процедур, опирающихся на классическое и оперантное обусловливание.
Целью тренинга социальных навыков является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивидуума, но и для общества в целом. Он в основном направлен на формирование и освоение детьми и подростками нормальных жизненных умений.
К основным видам жизненных умений, которым обучают в процессе тренинга социальных навыков, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, уверенность в себе.
Основными процессами тренинга социальных навыков является моделирование, ролевые игры, установление обратной связи, перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.7
В настоящее время в групповой психотерапии успешно применяются коснитивно - поведенческое направление. Его суть сводиться к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктуирования. К ним относятся формирования альтернативных путей овладения ситуацией, «атака» на иррациональное убеждение, формирование способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.
Программа когнитивно-поведенческих преобразований состоит из 6 ступеней:
Актуализация способностей к самоизменению. Обнаруживание цели поведения, переосновы случившегося; установление событий и ситуаций, которые вызвали такое поведение, а также положительных или отрицательных его последствий; определение целей изменений и выбор подкреплений.
Релаксационный тренинг. Обучение прогрессивной мышечной релаксации относительно поведенческой проблемы; ежедневный контроль за социальным напряжением и использование релаксационных техник.
Подкрепление позитивных событий.
Когнитивные стратегии: использование самоинструктирования с целью оказания помощи самому себе в возникновении проблемных ситуациях.
Формирование настойчивости.
Оптимизация социального взаимодействия: выбор действий, которые необходимо изменить с целью повышения уровня позитивных социальных конфликтов.8
Гельштаттерапия позволяет трансформировать неврологические, неуместные или хронические реакции в конструктивные, полезные и здоровые. Формы и методы работы могут быть самыми разнообразными: например, активация механизмов сдерживания поведения в нерелевантной ситуации, актуализация способностей ненаправленного, необъективного выражения агрессивных импульсов, умений планировать и предвидеть последствия собственных действий.
Рисование, творческие игры-драматизации, сочинения, рассказывание историй, сказок, чтение книг, просмотр мультфильмов « направленного воздействия» и прочее можно использовать в работе с детьми в психосоциальной работе с девиантными и деликвентными детьми в процессе коррекции их поведения.9
ПАТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - социальные отношения, значимо снижающие способность сообщества (малой группы, племени, предприятия, клуба, общества в целом и т. д.) воспроизводить себя своими собственными функциями, предотвращать рост социальной энтропии, преодолевать социокультурные противоречия. Зачатки П. с., ее элементы могут существовать в любом обществе, где она играет роль фактора, стимулирующего борьбу с этим явлением. Однако она может нарастать, опережая рост творческих рефлективных способностей социального субъекта. Раскол является важнейшей причиной неспособности обеспечить взаимопроникновение частей и целого, отставания способности людей решать свои проблемы. П. с. - результат нарушения органического развития, например формирования хозяйства большого общества на основе доэкономических отношений, осложненных утилитаризмом, стремлением к модернизации. Это неизбежно привело к углублению нарушения закона соотношения хозяйственных отраслей, к деформации хозяйства, формированию псевдооэкономики, опирающейся на принудительную циркуляцию ресурсов, включая рабочую силу, к формированию псевдоурбанизации и т. д. Все это влечет за собой бесчисленные последствия, пронизывающие все общество элементами патологии, включая формирование социальной структуры, адаптирующейся к этой системе, и, следовательно, заинтересованной в ее сохранении. Это система манипулирует человеком для обеспечения функционирования патологических структур в условиях прописки и лагерей принудительного труда. Патологические процессы охватывают нравственность, культуру, науку и т. д. Проблема преодоления П. с., ее реформирования представляет собой задачу исключительной сложности, к которой общество оказалось недостаточно подготовленным.
Термин «социальная
патология» (или в русифицированном варианте – «социальная
болезнь») довольно широко распространен
как в социальных науках, так и – преимущественно
– в журналистике. Обычно под «социальной
патологией» понимаются такие социальные
явления, как преступность, пьянство, наркомания,
проституция, коррупция и т.п. Иногда применяется
производный от «социальной патологии»
термин «социопатия» для обозначения
заболеваний, тесно связанных с социальными
условиями (туберкулез, венерические болезни,
алкоголизм, наркомания и т.п.).Однако использование термина
«социальная патология» в научной
литературе представляется весьма спорным
и на современном этапе развития таких
социальных наук, как социология, криминология,
девиантология (наука о социальных девиациях),
– нецелесообразным. Постараемся обосновать
это.
Слово «патология» происходит от греческих
«потоа» – страдание и «логос» – слово,
наука, и в буквальном смысле означает
науку о болезненных процессах в организме
живых существ (человека и животных).
В переносном, этимологически неверном
смысле, патология это – болезненные нарушения
строения, функционирования или развития
каких-либо органов или проявлений живых
организмов (патология сердца, патология
желудка, патология умственного развития
и т.п.). Уже поэтому перенос медицинского
(анатомического, физиологического) термина
в социальную сферу двусмыслен и несет
«биологическую нагрузку». Патология
– всегда нарушение нормального, здорового
строения, функционирования или развития
организма, его отдельных органов. И.В.
Давыдовский связывал заболевание с нормальными
физиологическими реакциями. Он писал:
«Так называемые патологические процессы
и болезни – это всего лишь особенности
приспособительных процессов».
Информация о работе Методы психосоциальной работы с девиантными и деликвентными детьми и их семьями