Методы психосоциальной работы с девиантными и деликвентными детьми и их семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:01, практическая работа

Описание

В психологической практике существуют различные точки зрения на природу девиантного и деликвентного поведения детей и подростков, а следовательно, и различные подходы к ее психотерапии. Психоаналитический подход чаще всего рассматривает в качестве основных причин девиантного и деликвентного поведения – неразрешенные конфликты со значимыми другими, депривацию актуальных потребностей или пережитые психические травмы. Поэтому основной упор в психоаналитической терапии делается главным образом на обеспечение эмоционально-символического выражения чувств («катарсиса»). В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые методы работы.

Работа состоит из  1 файл

соц.раб.doc

— 39.50 Кб (Скачать документ)

 

 Методы психосоциальной работы с девиантными и деликвентными детьми и их семьями

В психологической практике существуют различные точки зрения на природу  девиантного и деликвентного  поведения детей и подростков, а следовательно, и различные  подходы к ее психотерапии.

Психоаналитический  подход чаще всего рассматривает  в качестве основных причин девиантного  и деликвентного поведения –  неразрешенные конфликты со значимыми  другими, депривацию актуальных потребностей или пережитые психические травмы. Поэтому основной упор в психоаналитической терапии делается главным образом на обеспечение эмоционально-символического выражения чувств («катарсиса»). В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые методы работы.

Использование индивидуальных методов спонтанного и направленного рисования в работе с детьми деликвентного и девиантного поведения исходит из того, что переживание различного рода психических травм, потерь и лишений приводит к появлению глубоких физических и психических шрамов, которые частично тормозят их психологическое развитие. Опыт работы с такими детьми и подростками свидетельствует, что одними беседами невозможно устранить психологическую травму. Занятия рисованием, живописью и керамикой в сочетании с игровой инсценировкой служат надежными средствами экстернализации переживаний ребенка и поэтому обеспечивают возможность исцеления и дальнейшего развития психики.6

Основным и наиболее эффективным методом коррекции  нарушений поведения у подростков и детей является поведенческая  терапия. Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития.

Наиболее распространенной формой психокорреккционной работы с детьми, имеющими отклонения в  поведении, является тренинг социальных навыков. В основном тренинг социальных навыков строится на реализации терапевтических процедур, опирающихся на классическое и оперантное обусловливание.

Целью тренинга социальных навыков  является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивидуума, но и для общества в целом. Он в основном направлен на формирование и освоение детьми и подростками нормальных жизненных умений.

К основным видам  жизненных умений, которым обучают  в процессе тренинга социальных навыков, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, уверенность в себе.

Основными процессами тренинга социальных навыков является моделирование, ролевые игры, установление обратной связи, перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.7

В настоящее время в  групповой психотерапии успешно  применяются коснитивно - поведенческое  направление. Его суть сводиться  к тому, что наряду с классическими  процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктуирования. К ним относятся формирования альтернативных путей овладения ситуацией, «атака» на иррациональное убеждение, формирование способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.

Программа когнитивно-поведенческих  преобразований состоит из 6 ступеней:

Актуализация способностей к самоизменению. Обнаруживание  цели поведения, переосновы случившегося; установление событий и ситуаций, которые вызвали такое поведение, а также положительных или отрицательных его последствий; определение целей изменений и выбор подкреплений.

Релаксационный тренинг. Обучение прогрессивной мышечной релаксации относительно поведенческой проблемы; ежедневный контроль за социальным напряжением и использование релаксационных техник.

Подкрепление позитивных событий.

Когнитивные стратегии: использование  самоинструктирования с целью оказания помощи самому себе в возникновении  проблемных ситуациях.

Формирование настойчивости.

Оптимизация социального  взаимодействия: выбор действий, которые  необходимо изменить с целью повышения  уровня позитивных социальных конфликтов.8

Гельштаттерапия позволяет трансформировать неврологические, неуместные или хронические реакции  в конструктивные, полезные и здоровые. Формы и методы работы могут быть самыми разнообразными: например, активация механизмов сдерживания поведения в нерелевантной ситуации, актуализация способностей ненаправленного, необъективного выражения агрессивных импульсов, умений планировать и предвидеть последствия собственных действий.

Рисование, творческие игры-драматизации, сочинения, рассказывание  историй, сказок, чтение книг, просмотр мультфильмов « направленного воздействия» и прочее можно использовать в работе с детьми в психосоциальной работе с девиантными и деликвентными детьми в процессе коррекции их поведения.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - социальные отношения, значимо снижающие способность сообщества (малой группы, племени, предприятия, клуба, общества в целом и т. д.) воспроизводить себя своими собственными функциями, предотвращать рост социальной энтропии, преодолевать социокультурные противоречия. Зачатки П. с., ее элементы могут существовать в любом обществе, где она играет роль фактора, стимулирующего борьбу с этим явлением. Однако она может нарастать, опережая рост творческих рефлективных способностей социального субъекта. Раскол является важнейшей причиной неспособности обеспечить взаимопроникновение частей и целого, отставания способности людей решать свои проблемы. П. с. - результат нарушения органического развития, например формирования хозяйства большого общества на основе доэкономических отношений, осложненных утилитаризмом, стремлением к модернизации. Это неизбежно привело к углублению нарушения закона соотношения хозяйственных отраслей, к деформации хозяйства, формированию псевдооэкономики, опирающейся на принудительную циркуляцию ресурсов, включая рабочую силу, к формированию псевдоурбанизации и т. д. Все это влечет за собой бесчисленные последствия, пронизывающие все общество элементами патологии, включая формирование социальной структуры, адаптирующейся к этой системе, и, следовательно, заинтересованной в ее сохранении. Это система манипулирует человеком для обеспечения функционирования патологических структур в условиях прописки и лагерей принудительного труда. Патологические процессы охватывают нравственность, культуру, науку и т. д. Проблема преодоления П. с., ее реформирования представляет собой задачу исключительной сложности, к которой общество оказалось недостаточно подготовленным.

 

Термин «социальная  патология» (или в русифицированном варианте – «социальная болезнь») довольно широко распространен как в социальных науках, так и – преимущественно – в журналистике. Обычно под «социальной патологией» понимаются такие социальные явления, как преступность, пьянство, наркомания, проституция, коррупция и т.п. Иногда применяется производный от «социальной патологии» термин «социопатия» для обозначения заболеваний, тесно связанных с социальными условиями (туберкулез, венерические болезни, алкоголизм, наркомания и т.п.).Однако использование термина «социальная патология» в научной литературе представляется весьма спорным и на современном этапе развития таких социальных наук, как социология, криминология, девиантология (наука о социальных девиациях), – нецелесообразным. Постараемся обосновать это. 
Слово «патология» происходит от греческих «потоа» – страдание и «логос» – слово, наука, и в буквальном смысле означает науку о болезненных процессах в организме живых существ (человека и животных). 
В переносном, этимологически неверном смысле, патология это – болезненные нарушения строения, функционирования или развития каких-либо органов или проявлений живых организмов (патология сердца, патология желудка, патология умственного развития и т.п.). Уже поэтому перенос медицинского (анатомического, физиологического) термина в социальную сферу двусмыслен и несет «биологическую нагрузку». Патология – всегда нарушение нормального, здорового строения, функционирования или развития организма, его отдельных органов. И.В. Давыдовский связывал заболевание с нормальными физиологическими реакциями. Он писал: «Так называемые патологические процессы и болезни – это всего лишь особенности приспособительных процессов».




Информация о работе Методы психосоциальной работы с девиантными и деликвентными детьми и их семьями